И пять обстоятельств, способных этому помешать. Превью мужского олимпийского волейбольного турнира от Дмитрия Долгих.



1. Общий класс игроков

Если бы олимпийский чемпион выявлялся каким-нибудь скучным образом путем простого суммирования в вакууме индивидуальных способностей 12 игроков заявки с последующим умножением на некий отвлеченный коэффициент командного взаимодействия, сильнейшей почти наверняка признали бы сборную России.

Собственно, такой способ в мировом волейболе есть. Зовется он Кубок мира, собирает, как и Олимпиада, в одном месте 12 сильнейших сборных (точнее, конечно, 8 сильнейших и еще 3–4 для политкорректности) и гоняет их по круговой системе без всяких плей-офф. В прошлом году этот турнир уверенно выиграла сборная России, чем подтвердила и без того более-менее очевидное: по потенциалу и реальному мастерству она самая сильная. Отрыв от других, конечно, не так велик и недостаточен для доминирования, но он есть. Кроме Кубка мира доказательством тому победа год назад в Мировой лиге и, например, два еврокубка, выигранных нашими клубами в завершившемся сезоне.

Препятствие. Однако Олимпиада – мероприятие не скучное, проводится не в вакууме и не в лаборатории и формат Кубка мира ей чужд. Длинная серия плей-офф (начинается с ¼) выводит на первый план физическую и особенно психологическую подготовку к турниру, а обычно и просто вносит элемент случайности. Чаще всего турниры типа ОИ выигрывают не столько команды, сколько банды – группы людей, способных на 2 недели объединяться без дополнительных условий и вместе ловить кураж.

В способностях сборной России стать бандой, вообще говоря, больших сомнений нет, однако факт пока остается фактом: нам еще ни разу этого не удавалось, ни разу в российской истории не удавалось выиграть чемпионат мира, Европы или ОИ, то есть большой турнир с плей-офф. Логика «пора» здесь, к сожалению, не работает: как в тер-вере, вероятность успеха в следующем независимом испытании никак не меняется в зависимости от результатов предыдущих.


2. Сбалансированный состав, близкий к пику

Из 12 игроков, отобранных в олимпийскую сборную, пожалуй, 9–10 находятся на пике карьеры или близко к тому. Понятно, что пик физических возможностей почти 37-летнего суперветерана Сергея Тетюхина уже пройден, однако такой человек в команде необходим. Помимо всех стандартных соображений об опыте и способности помочь, даже не выходя на площадку, нужно честно признать: волейболиста умнее в постсоветской России не было и до сих пор нет, и выходить на площадку Тетюхин будет, причем, возможно, и в стартовом составе.

На другом полюсе (не по уму, по опыту) либеро Алексей Обмочаев и доигровщик Дмитрий Ильиных, которые в сборной не так давно и на больших турнирах толком не играли (хотя Ильиных был в заявке на прошлогодний ЧЕ). Обоим при этом сейчас отведена важная роль: Обмочаев, судя по всему, будет основным либеро, а Ильиных в случае чего придется помогать не только в доигровке, но и в диагонали.

Все остальные игроки сборной уже очень опытны, но при этом за 30, кроме Тетюхина, перешагнули лишь капитан Тарас Хтей и либеро Александр Соколов, причем не столько даже перешагнули, сколько слегка заступили.

Максим Михайлов и Дмитрий Мусэрский, на которых выпадет в Лондоне основная нагрузка, для своего статуса очень молоды и, вернее всего, поедут еще не на одну Олимпиаду, однако уже сейчас считаются в крайнем случае одними из лучших в мире в своем амплуа (без случаев – просто лучшими).

Препятствие. К составу сборной можно привязать 2 типа опасений. Первое – неоптимальная в силу недавних травм готовность к турниру Тараса Хтея, Александра Волкова и Александра Бутько. Понятно, что если б они были совсем не готовы, в Лондон бы не поехали, но Олимпиада все же не тот турнир, где хватит 70, 80, а то и 99%.

Вторая группа опасений: в нашем ровном и сбалансированном составе некоторые все же ровнее и сбалансированнее. Если центральные и диагональный на фоне других сборных вполне могут считаться элитными, доигровщики – как минимум конкурентоспособными, то сказать то же самое про связующих и либеро не получится. Сергея Гранкина часто ругают по любому поводу и без повода вовсе, но до лучших пасующих мира он недотягивает. У Бутько пока не так много опыта и свежая травма колена. Ну а либеро все же таковы, что до сих пор при первом упоминании о себе порождают безответный вопрос «А где же Вербов?»


3. Блок и игроки первого темпа

Теперь конкретно и без глобальностей. Блок, пожалуй, определяющий момент в нашей игре. Если все тут станет получаться, с Россией действительно сложно будет справиться кому угодно. Если нет, справиться будет полегче: на защиту больших надежд лучше не возлагать, а за счет одной атаки (особенно за счет одного Михайлова) далеко пройти не получится.

Отличными центральными блокирующими, кроме нас, могут похвастать поляки и бразильцы, но по блокирующим на краю сетки равных нашим почти нет. Тетюхину в четверке справляться с диагональными соперников, конечно, будет сложно, а вот Хтей и Михайлов совершенно точно в числе лучших по индивидуальному блокированию среди доигровщиков и диагональных. Более того, на блоке очень хорош и Бутько, который на Кубке мира умудрился войти в десятку лучших блокирующих всех амплуа (для связующего не просто редкий случай, а почти уникальный).

Главное, впрочем, в том, что наши центральные Мусэрский, Волков и Апаликов достаточно подвижны, чтобы успевать блокировать на краю сетки даже при быстрых передачах (несмотря на возвращение Рикардо, так быстро, как бразильцы лет 5–8 назад, сейчас уже никто не играет), ну а Мусэрский просто способен остановить или зацепить на блоке абсолютно любую атаку и при нормальном развитии событий должен стать лучшим по этому показателю не только в нашей команде.

Кроме блока, наши центры очень полезны в атаке. У Апаликова это, конечно, не самая сильная сторона, а вот Волков и Мусэрский способны забить далеко не только при идеальной доводке и передаче. Волков – за счет резкости и координации, Мусэрский – за счет высоты, недоступной простым смертным.

Более того, и на подаче центральные сборной России едва ли не самые опасные: все трое способны не только затруднить прием, но и на серийные эйсы. В общем, если отдельно на блоке (что скорее всего), в атаке (что вероятно) и на подаче (что вряд ли) у наших центральных есть конкуренты, то по сумме этих трех компонентов они недосягаемы.

Препятствие. Это, впрочем, теоретически. А практически у нас уже упомянутая травма Волкова, из-за которой он пропустил значительную часть подготовки и почти не играл, явно неоптимальная готовность Апаликова (после отличного прошлого сезона сборных в этом он пока никак не наберет обороты) и небольшие опасения насчет Мусэрского. Прошлый сезон из-за травмы у Дмитрия вышел скомканным, в этом он начал возвращаться на прежний уровень, много поиграл в Мировой лиге, уже очень уверенно выглядел на блоке, не до конца уверенным в атаке, а вот подача не шла совсем.

4. Подача

Еще один компонент, в котором сборная России теоретически может иметь большое преимущество над конкурентами. Кроме центральных, отличная силовая подача, естественно, у Михайлова, затруднить прием способен любой из доигровщиков (а Тетюхин – сделать это красиво) и даже связующих. Тактический планер, конечно, грозным оружием у нас никогда не был, но если полетит силовая, об этом никто не вспомнит.

Препятствие. Подача – штука тонкая, больше других компонентов подверженная внешнему воздействию. Особенности зала и освещения, психологическое состояние и кое-что еще способны сбить практически любого подающего. Будем надеяться, что хотя бы привыкнуть к залу у россиян времени хватит.

5. Соперники

Заканчиваем примерно тем, с чего начали. Доминирующей силы в мировом мужском волейболе сейчас нет.

Бразильцы, терроризировавшие всех почти десятилетие, сейчас наблюдают собственный закат. Самое глупое, что можно сделать, это, конечно, сбросить их со счетов после неудачного выступления на Мировой лиге – на ОИ они точно выплеснут все, что у них осталось и уж за медали поборются почти наверняка. Однако ж объективно это уже не то. Жиба с Данте на излете, связующий Бруно пока не гений, диагональный Виссотто имеет проблемы со здоровьем и в принципе немного меланхоличен, а возвращение в сборную того самого Рикардо выглядит просто удивительным и непонятным: в нынешней команде почти все говорят с ним на другом языке.

Теневыми фаворитами кажутся поляки, только что выигравшие Мировую лигу. Умный заслуженный тренер (Андреа Анастази), возвращение в сборную Загумны и Виньярски, отличная форма Бартоша Курека, стремительно становящегося одной из главных звезд европейского волейбола, и традиционно дикий национальный энтузиазм по поводу волейбола – если поляки останутся без медалей, это будет почти сенсация. Препятствия – относительно короткая скамейка и класс диагональных Бартмана и Яроша, кажущийся все же недостаточным.

Действующие олимпийские чемпионы американцы после ухода Ллоя Болла всерьез вроде бы не воспринимаются, и, возможно, зря. Повторение триумфа, конечно, маловероятно, но полуфинал реален. Хорошие доигровщики (возможно, лучше, чем 4 года назад) во главе с Мэтью Андерсоном, неплохой связующий Сужо, сильные центры – и Клейтон Стэнли. Играет он в последнее время нестабильно и с перепадами, заменить его особо некем, но вот если выстрелит…

У сербов сборная скорее перспективная, чем готовая выстрелить уже сейчас. Забывайте имя Иван Милькович, запоминайте – Урош Ковачевич, фантастический доигровщик растет.

У итальянцев несколько выпало среднее звено, но есть хорошие ветераны и очень хорошая молодежь. Золото им всем грозит вряд ли, но добраться до медалей при нужном стечении обстоятельств вполне реально.

Претендентами на медали были бы и болгары, но незадолго до Олимпиады все переругались (причем приставке пере-, конечно, другое продолжение нужно). С новым тренером и без Казийски четвертьфинал кажется наиболее вероятным их потолком.

Аргентинцы и немцы (наш первый соперник) способны на сюрприз, но кажется при этом, что первых недооценивают, а вторых – переоценивают. Молодая и талантливая Аргентина почти наверняка выходит из группы, а в плей-офф ей уже терять нечего, зато есть, где показать молодость и талант. Прогресс Германии в этом сезоне, кажется, отметили уже все – под руководством тренера Витала Хейнена немцы немного перестроили игру, сбалансировали состав и не пустили на ОИ Кубу. Есть при этом опасение, что пик формы они прошли – признаки спада стали заметны уже на финале Мировой лиги.

Тунис с Австралией на Олимпиаде для иллюстрации ее девизов, а сборная Великобритании – чтобы было.

Препятствие. Собственно, вот примерно 5 главных препятствий для сборной России. Нам не очень повезло с группой: из 6 команд 5 рассчитывают пойти дальше, так что беречь силы, планировать выход на пик к плей-офф или делать что-то в этом роде будут команды из другой группы. Нам же придется сразу играть в полную силу и, возможно, уже в ¼ нарваться на более свежего соперника.

 

 

 

Sports.ru