Одной из главных новостей начала августа стало решение ФИВБ о назначении десяти российских городов, в которых пройдут игры чемпионата мира-2022 года. Для Белгорода эта новость стала шокирующей – нашего города не оказалось в итоговой десятке.

В такое не хотелось верить ни тогда, ни сейчас – уж слишком неожиданным для нас оказалось решение Международной федерации волейбола. Признаться, даже спустя несколько дней, мы до сих пор находимся в неведении, почему Белгород остался без игр чемпионата мира.

Как только стало известно, что Международная федерация волейбола (ФИВБ) предоставила России право провести чемпионат мира 2022 года, Белгород жил предвкушением того, что ему, одному из авторитетнейших волейбольных городов страны, дадут возможность принять один из этапов престижного турнира.

И Геннадий Шипулин, отец профессионального волейбола Белгородской области и всемирно известного волейбольного бренда под названием «Белогорье», весь волейбольный клуб и его многочисленные поклонники, все жители Белгородчины даже мысли не допускали, что представительный спортивный форум может миновать Белгород. Да что говорить, во всей России ни один человек, хоть как-то знакомый с волейболом, не допускал мысли, что Белгороду не дадут провести игры ЧМ-2022. И дело не только в бесспорных волейбольных заслугах Белгорода и «Белогорья», ведь в городе должны были возвести крупнейшую волейбольную арену России.

В середине ноября прошлого года на проходившем в Мексике конгрессе ФИВБ президентом Международной федерации волейбола Арии Грасой было объявлено, что единогласным решением конгресса право на проведение ЧМ-2022 отдано России.

– Мы очень рады партнёрству с Россией на чемпионате мира по волейболу среди мужчин 2022 года. Не сомневаемся, что в России пройдёт мероприятие мирового уровня, на котором ФИВБ представит новейшие технологии и достижения в области развлечений для болельщиков, продемонстрирует самые современные соревнования по волейболу. После весьма конкурентоспособной заявки России в ФИВБ единогласно пришли к выводу, что она была лучшей для глобального развития волейбола. Это позволит увлечь волейболом людей в России, в окружающем регионе и во всём мире, – приводит слова главы ФИВБ пресс-служба ВФВ.

Ранее дважды принимал мировые чемпионаты СССР, но это было в далеких 1952 и 1962 годах. Россия – впервые.

Как планировалось, 10 городов страны должны были принять игры турнира. Как подразумевалось, вне конкуренции в этом плане должны были быть Москва, Санкт-Петербург, Белгород и Казань. Два крупнейших города, один из которых – столица, с богатыми волейбольными традициями и всей необходимой инфраструктурой, а также два самых заслуженных волейбольных города. Остальные – по выбору, учитывая целый ряд факторов, а также заинтересованность местных властей.

- Этот турнир – дань уважения нашим болельщикам, спортсменам, ветеранам, руководству страны, всем заинтересованным людям. В нашей стране огромное количество любителей и преданных нашему спорту фанатов, они заслуживают того, чтобы вживую увидеть звёзд мирового волейбола на домашнем чемпионате, – в том же релизе ВФВ гордо и многообещающе прозвучали слова президента Всероссийской федерации волейбола Станислава Шевченко.

Была сформирована межведомственная комиссия по организации и проведению в России чемпионата мира, которую возглавила заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко тут же направил министру спорта РФ Павлу Колобкову официальную заявку на включение Белгородчины в число регионов, готовых в 2022 году провести игры мужского чемпионата мира по волейболу. И на представительном заседании комиссии из руководителей регионов, претендующих на проведение матчей ЧМ-2022, губернатор Белгородской области был единственным.

По мнению президента ВК «Белогорье» Геннадия Шипулина, который вместе с Евгением Савченко принимал участие в заседании комиссии, проведение в стране чемпионата мира — всенародный подъем, энтузиазм, хорошее настроение наших людей, чувство гордости, объединяющий фактор, изменение в лучшую сторону не только спортивной инфраструктуры и строительство новых объектов, но и качественные изменения в городских и областных масштабах. А главное – чемпионат будет мощнейшим стимулом для населения, особенно для детей и молодежи, чтобы вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и физической культурой.

На проведение матчей чемпионата мира претендовали Москва, Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Белгород и Ярославль.

- Для Белгорода это также улучшение материальной составляющей спорта и различной городской и областной инфраструктуры, пересмотр подхода к спорту и физической культуре на местах, появление замечательного спортивного сооружения в Белгородской области,— сказал после возвращения из Москвы Геннадий Яковлевич.

В Белгороде вовсю развернулась стройка новой арены. Подоспело федеральное финансирование, осваивалось местное – план возведения уникального спортивного сооружения быстро и успешно начал претворяться в жизнь. Красавец-дворец был представлен на международной конференции «Арена Форум 4.0» в Москве. Одним из докладчиков на конференции был президент федерации волейбола Белгородской области и спортивный директор волейбольного клуба «Белогорье», олимпийский чемпион Тарас Хтей. Был продемонстрирован презентационный ролик: широкому кругу профессионалов представили крупнейшее игровое сооружение Белгородской области и Черноземья — многофункциональную спортивную арену на 10000 зрителей.. Все делалось для того, чтобы не возникло ни тени сомнений в состоятельности Белгорода принять матчи ЧМ-2022.

- Наш клуб, более четверти века выступая на самом высоком уровне, прославляя Белгородчину и Россию в клубных турнирах и на уровне сборных, старался своими результатами заставить мир говорить о нас и нашей родине, уважать белгородский волейбол, интересоваться им. Хотим, чтобы и дальше Белгород оставался в числе флагманов российского волейбола. И новый дворец спорта должен дать новый импульс для его развития, увлечь новых людей этой замечательной игрой,— подчеркивал Геннадий Шипулин.— «Белогорье» стало первым в стране победителем чемпионата мира среди клубов, завоевало почти все возможные на клубном уровне титулы. Мы воспитали множество спортсменов от перворазрядников до заслуженных мастеров спорта и олимпийских чемпионов. Сергей Тетюхин, Тарас Хтей, Дмитрий Мусэрский и Дмитрий Ильиных стали победителями Олимпиады в Лондоне. За годы выступлений «Белогорье» прочно заняло место одного из самых титулованных клубов России среди игровых видов спорта. Наша новая арена, Белгород и область будет готова принять и провести матчи чемпионата мира на самом высоком уровне.

Изначально города, которым доверят право проводить матчи чемпионата мира, должны были определиться в феврале нынешнего года, однако позже решение перенесли на май. Увы, но Белгорода в их числе не оказалось — Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Новосибирск и Уфа. Зато появилась, как видно, отсутствовавшая в первоначальном списке претендентов Уфа. Это удивило, но еще не опечалило, ведь у Белгорода еще было время, чтобы заявить о себе, так как два оставшихся города должны были назвать лишь в следующем году. В числе претендентов остались Белгород, Ярославль и Кемерово, а у конкурентов из аргументов были и остаются до сих пор только планы и слова, но не конкретные факты и действия.

В мае был создан оргкомитет по подготовке и проведению чемпионата мира по волейболу среди мужских команд 2022 года в России. Вице-премьер РФ Ольга Голодец назначена на пост председателя координационного совета. И вдруг громом среди ясного неба стало известие о том, что ФИВБ объявила оставшиеся два города, которые будут принимать игры ЧМ-2022 – Ярославль и Кемерово.

Для белгородцев, да и не только для них, это стало настоящим шоком. Как можно было исключить Белгород из чемпионата мира? Такое просто не укладывалось в голове. Город и клуб, которые без всякого преувеличения внесли огромнейший вклад в развитие, достижения и популяризацию российского волейбола оставили без праздника того самого вида спорта, на благо которого они трудились десятки лет! Бред? К сожалению, это оказалось горькой правдой.

- Кемерово и Ярославль — два города с сильной волейбольной культурой, которые готовы принять эти фантастические соревнования в 2022 году,— озвучил итоговое решение по городам, принимающим игры ЧМ-2022 президент ФИВБ Арии Граса.

Чем не угодил Белгород и в чем его превзошли города, в которых пока еще ничего сравнимого с реальностью Белгорода, не ясно до сих пор.

«Мы в недоумении от такого решения Международной федерации волейбола, прокомментировал «Белпрессе» ситуацию президент Белгородской федерации волейбола и спортивный директор «Белогорья» Тарас Хтей.— Даже в тех городах, которые приняли к проведению чемпионата мира изначально, почти во всех волейбол не развивается. Белгород же знают во всём мире, мы должны были быть как минимум в тройке. Это не только моё мнение, но и наших олимпийских чемпионов: Сергея Тетюхина, Дмитрия Мусэрского, Дмитрия Ильиных, которых здесь воспитал Геннадий Яковлевич Шипулин. Мы жизнь положили на развитие волейбола в России и Белгороде. И неужели мы не заслужили провести чемпионат мира?

Капитан золотой олимпийской сборной Тарас Хтей является одним из тех, кто очень плотно занимается как вопросами развития волейбола в Белгороде, так и строительства новой арены в Белгороде.

«Мы получили большую пощёчину — вся Белгородская область, олимпийские чемпионы, люди, работающие во благо волейбола. Почему на нас не обратили внимания? – Недоумевает олимпийский чемпион и один из руководителей белгородского волейбола в разговоре с корреспондентом «Бел.ру».— Хотелось бы получить чёткий, рациональный и конкретный ответ, почему предпочтение отдали Ярославлю и Кемерово».

Обидно всем. Но больше других, конечно же, опечален Геннадий Шипулин, человек, который свою жизнь посвятил волейболу и добился выдающихся успехов в этом виде спорта.

«Я всю жизнь отдал волейболу и получил такой плевок, такую пощечину. Этот плевок же не только мне в лицо, а в лицо олимпийским чемпионам из Белгорода. Во имя волейбола хотя бы резервным городом чемпионата мира сделали бы Белгород. У нас же к чемпионату мира не только арена новая будет. Был утвержден целый план, по которому должны быть расширены дороги в Белгороде, отремонтированы дома, гостиницы, новые парковки должны появиться.

Я не знаю, что теперь говорить детям, в том числе и детям наших волейболистов, которые тоже занимаются волейболом у нас. Мы создаем детскую женскую команду, потому что в России беда с женским волейболом. А меня, получается, бьют по рукам. Я только не понимаю, за что. И в итоге Белгород остается без чемпионата мира. Выходит, мы ничего не сделали для волейбола – грустно резюмировал Геннадий Яковлевич.
Я бы хотел услышать ответы наших чиновников, в чем провинился Белгород? У нас было всё необходимое. Получается, не придали значения гарантиям властей Белгородской области? А мы дали свои гарантии еще в 2018 году. Вся область теперь на ушах у нас»,— сказал Геннадий Яковлевич в интервью РИА «Новости».

Глава ВФВ без малейшего сочувствия обошелся скупым комментарием, попросту уйдя в сторону от проблемы и переложив всю ответственность на Международную федерацию волейбола.

«Мне не хотелось комментировать (вопрос невыбора Белгорода). Это решение ФИВБ, были инспекционные визиты во все города. Поэтому вопрос (по городам) больше к ФИВБ. Думаю, что эти визиты все расставили по своим местам. Я доверяю инспекциям ФИВБ»,— сказал Шевченко журналисту РИА «Новости».

Да и ФИВБ в своем релизе обошлась без конкретики: «Процесс отбора оставшихся двух городов-хозяев контролировался различными официальными заинтересованными сторонами мужского чемпионата мира по волейболу 2022 года. Эти партнёры провели инспекционные визиты в три отличных города-кандидата, и после тщательного анализа всех трёх кандидатов по ключевым техническим критериям Кемерово и Ярославль были выбраны в качестве последних двух принимающих городов».

Никаких комментариев со стороны оргкомитета ЧМ-2022 и его руководителя как не было, так и нет.

Видимо, быстро забывается, сколько было сделано ранее для нашего волейбола и не только в плане спортивных результатов. В Белгороде подготовлено множество классных волейболистов — мастера, международники, заслуженные мастера спорта, обладатели множества медалей и титулов — и ни один из российских клубов не сравнится с «Белогорьем» по этому показателю. «Белогорье» стольким дало путевку в волейбольную жизнь, что из наших воспитанников можно формировать полноценные команды, которые не затеряются ни в Высшей лиге «А», ни в суперлиге. Мы многое делали первыми в России. Выиграли Лигу чемпионов, чемпионат мира среди клубов. Весной победили в финале Кубка вызова и стали первой в России командой, которая выиграла все существующие в мире клубные трофеи. Таких клубов и в мире – единицы, а в России – только один. Мы с 90-х годов прошлого века торим дорогу, по которой потом идут остальные.

Первые победы на международных турнирах, призовые места на олимпиадах пришли к нашей сборной под руководством Геннадия Шипулина, который руководил главной российской командой в 1997–2004 годах. Прорыв в Европу на клубном уровне, когда дважды подряд была выиграна Лига чемпионов – небывалый успех российского волейбола на тот момент. Были первыми, кто стал обладателем двух еврокубков, стали единственными, кто выиграл все три. Белгородские волейбольные рекорды и достижения можно перечислять долго.

Именно нашему клубу и городу Европейская конфедерация волейбола впервые доверила провести финальный турнир Лиги чемпионов. «Белогорье» провело его на «отлично», удостоилось многих хвалебных отзывов от руководства европейской конфедерации. И именно после этого нашей стране стали доверять проведение и других волейбольных турниров как клубных, так и на уровне сборных.

В Белгороде много раз проходили игры Мировой лиги и Евролиги, товарищеские матчи между сильнейшими сборными мира, которые всегда собирали аншлаг, чемпионат мира среди железнодорожников. Любые волейбольные мероприятия, которые когда-либо организовывал наш клуб, неизменно удостаивались самых лучших оценок. На матчи чемпионата России и еврокубков в Белгород постоянно приезжает множество любителей спорта из близлежащих областей России и Украины. Иногда наш дворец спорта просто не в состоянии вместить всех желающих посмотреть классный волейбол в исполнении мастеров высочайшего класса. Мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что сборная России не будет играть в нашем городе – это прерогатива столицы, которую мы и не думали оспаривать. Но любителям спорта из огромного Черноземья было бы интересно посмотреть на другие сильнейшие команды Европы и мира, которые в борьбе завоевали право участия в ЧМ-2022. Сейчас же получается так, что любители волейбола да и поклонники спорта в целом из Курской, Воронежской, Брянской, Харьковской и Сумской областей потеряли возможность стать участниками крупнейшего международного спортивного форума под названием чемпионат мира.

Но если бы в Белгороде и «Белогорье» опускали руки после неудач, здесь никогда бы не добились тех успехов, к которым пришли Шипулин и его «львы». Еще будут проверки со стороны ФИВБ и оргкомитета спортивных объектов в утвержденных городах. Возможно, Белгород все же будет назван в числе резервных вариантов в случае проблем с основными аренами. Мы будем надеяться, что чемпионат мира 2022 года не обойдет наш город. Но если ЧМ-2022 так и не доберется до нашего Белгорода, то для «Белогорья», его поклонников и российского волейбола ничего не изменится. Мы постараемся подготовить игроков, которых пригласят защищать честь страны на ЧМ-2022.

Новую арену в Белгороде намеревались строить в любом случае, и решение было принято задолго до того, как Россия подала заявку на проведение чемпионата мира. Так что дворец спорта в Белгороде будет и вскоре гостеприимно распахнет свои двери и для волейбола, и для других видов спорта. Уже возводится первый этаж, не за горами и окончание строительства – не успеем и оглянуться, как пройдет пара лет и летом 2021 года состоится торжественного открытие крупнейшего в Черноземье спортивного объекта.

Мы по-прежнему будем готовить молодежь, тренироваться, играть, сражаться с соперниками и стремиться к самым высоким местам призовых подиумов. В Белгороде не умеют иначе.