Завершившийся сезон в истории подмосковного волейбола будет записан черными буквами. Один из сильнейших клубов страны, одинцовская «Искра», перед началом чемпионата претендовавшая на медали, неожиданно вылетела из Суперлиги. Больше того, ближайшие перспективы команды также остаются неясны. Спецкор «Подмосковья» Владимир Рауш попытался выяснить у Андрея Бельмача, генерального директора Некоммерческого партнерства «Профессиональный волейбольный клуб Московской области», в состав которого, помимо мужской «Искры», входит и женское «Заречье-Одинцово», как это произошло.

 

- Андрей Николаевич, как вы оцениваете выступление подмосковных команд в завершившемся сезоне?
— «Заречье» выступило лучше, чем в прошлом году. В регулярном чемпионате команда заняла третье место, по итогам плей-офф она оказалась пятой. Девушки демонстрируют поступательное движение вперед, что не может не радовать. Однако ситуация с «Искрой», вылетевшей из Суперлиги, затмевает этот локальный успех. Выступление мужчин можно охарактеризовать только одним словом – неудовлетворительно. Точно так же приходится оценить минувший сезон и с точки зрения всего волейбольного клуба.

- Что стало причиной столь оглушительного провала «Искры»?
— Тут целый комплекс причин. Начиная с внутренних, касающихся вопросов селекции и управления командой, и заканчивая внешними, которые хорошо известны по всей Московской области. Спорт в России очень политизирован, любое изменение в исполнительной власти тут же отражается на характере его финансирования. В Подмосковье же — одном из самых больших регионов страны – за год сменилось сразу три губернатора. Дальше продолжать не надо, ваши читатели, думаю, поймут ситуацию.

- Они и так уже знают, что подмосковные клубы, финансируемые за счет областного Министерства спорта, недополучили запланированные средства. Это сильно ударило по вашему клубу?
— В связи со сменой руководства области уменьшился бюджет наших клубов и изменился график выплат субсидий.

- В баскетбольных «Химках» задержки зарплаты составляли 3–4 месяца. У вас была такая же ситуация?
— Во всех подмосковных клубах она была похожей. До декабря ситуация была терпимой, после Нового года начались серьезные задолженности.

- По ходу сезона итальянский наставник команды Роберто Сантилли неоднократно жаловался на нехватку финансирования. Вам не хватало денег на перелеты, аренду гостиниц?
— Нет, на это денег хватало. Была проблема с выплатой зарплат игрокам. Кроме того, не стоит ставить знак равенства между финансовым положением клуба и настроением главного тренера, хотя они и взаимосвязаны. Человек, который должен был в ежедневном режиме управлять командой, со своей задачей не справился. Почему? Я не хочу сейчас ни в чем обвинять Сантилли. Равно как и утверждать, что русский тренер повел бы себя в этой ситуации по-другому. Все зависит от человека. Один после двух дней задержки зарплаты начнет жаловаться на жизнь, второй будет ждать обещанного несколько месяцев. Вина Сантилли заключается в том, что он сделал спортивный результат заложником финансового положения клуба. Под его руководством «Искра» стала стремительно терять очки. Соответственно, нам пришлось с итальянцем расстаться.

- Этот период пришелся на декабрь, когда команда буквально скатилась в подвал турнирной таблицы?
— Первый звонок для меня прозвучал, когда мы в ноябре проиграли краснодарскому «Динамо» полуфинал Кубка страны. Уже тогда стало ясно, что в селекции допущены определенные просчеты, а тренер не совсем управляет командой. Потом последовало поражение от «Губернии» из Нижнего Новгорода. В четвертом сете мы вели 23:17, но умудрились отдать эту партию, а потом, вместе с пятойи весь матч.

- Если претензии к итальянскому наставнику появились еще в конце года, почему он покинул свой пост только в апреле?
— Просто официальную информацию об этом мы опубликовали лишь весной. От своей должности Сантилли был отстранен 25 февраля.

- Тоже не очень быстро. Почему вы тянули с отставкой тренера?
— После новогодних праздников «Искра» смогла выиграть принципиальный поединок у московского «Динамо». Правда, затем уступила Краснодару и Казани, но игру в этих матчах показала неплохую. Впереди было несколько встреч с аутсайдерами. Я надеялся, что команда возьмет в них свои очки. Но ребят продолжило лихорадить, мы проиграли Минску и Ярославлю. Тогда и было принято решение об отставке главного тренера.

- То, что итальянец вынес сор из избы, пожаловавшись на экономическую ситуацию в клубе, сыграло какую-то роль в его отставке?
— Ни в коем случае. Отставка Сантилли произошла исключительно по причинам спортивного характера. О проблемах с финансированием было известно и без него, он ничего нового не открыл.

- В случае расторжения контракта по инициативе клуба тренеру причитается внушительная неустойка, примерно равная сумме зарплат за неотработанные месяцы. Не слишком ли это большая роскошь для клуба, который и так утопает в долгах?
— Не буду вдаваться в детали нашего контракта. Скажу лишь, что неустойка там была предусмотрена, но в разы меньше той, о которой вы говорите.

- Почему вместе с Сантилли не были уволены другие итальянские специалисты, которые пришли вместе с ним – второй тренер, специалист по ОФП, статистик? Обычно ответственность за проваленную работу берет на себя вся тренерская бригада.
— Дело в том, что Томазо Тотоло, исполнявший обязанности главного тренера в последних матчах, до приезда в Россию вместе с Сантилли не работал никогда. Да, они — соотечественники, но на этом вся общность исчерпывается. Каждый из специалистов отвечал за свои действия, никакой коллегиальной ответственности у них не было. Соответственно, не было смысла выгонять всю итальянскую бригаду.

- Незадолго до ухода Сантилли «Искра» расторгла контракт с бразильским связующим Редвитцем, а другого известного игрока, Романа Яковлева, отдала в аренду. Эти волейболисты не соответствовали амбициям клуба или просто оказались для вас слишком дорогими?
— Это было требование наставника. Если мы нанимаем специалиста на должность главного тренера, то должны доверять ему. Я могу контролировать его деятельность,  но моя основная задача – обеспечить нормальное существование клуба. А задача тренера – показать результат. Сантилли настаивал на уходе этих волейболистов. Мы взвесили все «за» и «против» и пошли навстречу – но под ответственность итальянца. Когда стали ясны последствия этого шага, он отправился вслед за игроками.

- Избавиться от них было ошибкой?
— Ошибок было много, чего в них сейчас копаться… Результат сезона говорит сам за себя.

- Вернемся в день сегодняшний. Сейчас долги за сезон перед игроками и персоналом клуба погашены?
— Эту ситуацию так сразу не исправишь. Есть моменты, над которыми еще предстоит поработать.

- Знаю, недели две назад у вас состоялась встреча с областным министром спорта Олегом Жолобовым. Удалось договориться о чем-то конкретном?
— Я с ним встречаюсь регулярно. Министр рассказывает нам о ситуации в области, объясняет действия подмосковных властей. Кроме того, сейчас мы разрабатываем новые механизмы финансирования клуба. Стоит задача поднять интерес коммерческих структур к нашему виду спорта, привлечь серьезных спонсоров.

- В «Химках» новые спонсоры уже пришли, в ближайшее время собирается поменять владельца и хоккейный «Атлант». Ожидаются ли подобные изменения в структуре Некоммерческого партнерства «Профессиональный волейбольный клуб Московской области»?
— Мы ведем такие переговоры. В «Химках» изменения произошли в январе, потом настал черед «Атланта». Волейбол по популярности уступает и хоккею, и баскетболу, поэтому мы стоим в очереди третьими. Будет ли изменено юридическое лицо клуба? Не думаю, что это стоит делать: форма некоммерческого партнерства для спорта сегодня оптимальна. А вот бизнес-структуры, которые могли бы в него вступить, мы усиленно ищем.

- Новых игроков тоже ищете?
— Пока я даже на теоретическом уровне не могу говорить на эту тему. Как сейчас можно рассуждать, кто из игроков останется, а кто – нет? Сначала нужно принять принципиальное решение, как будет функционировать клуб, каким будет его бюджет. При этом нужно понимать, что российская Суперлига – пожалуй, сильнейший внутренний чемпионат в мире. Его уровень очень высок, и цены на этом рынке соответствующие. Без серьезного бюджета и спонсоров сюда лучше даже не заходить.

- Но ведь время идет: нужно набирать игроков, выстраивать план подготовки. Какой у вас крайний срок?
— Крайний срок был вчера.

- В «Заречье» ситуация столь же напряженная?
— Здесь положение чуть проще, поскольку костяк команды составляют молодые спорт­сменки. В 2010 году мы серьезно обновили состав, с тех пор он практически не менялся. С одной стороны, девочки уже сыграны, с другой — могут выступать вместе еще несколько лет. К тому же цены на женском волейбольном рынке гораздо ниже, чем на мужском. В случае необходимости приобретения на нем по силам даже таким клубам, как «Заречье».

 

 

Подмосковье