В карьере бронзового призера Олимпийских игр 2004 года Павла Абрамова нынешний сезон стал пятнадцатым в профессиональном волейболе и первым, проведенным в «Губернии». Несмотря на огромный опыт, 35-летний волейболист, оказавшись в нижегородском клубе, со многим столкнулся впервые, о чем и рассказал в интервью корреспонденту «Советского спорта» в Нижнем Новгороде Нине Шумиловой.



БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВХОДИТЬ В ИГРУ

- Павел, оглядываясь назад, можете припомнить сезон, который для вас лично получился бы настолько не насыщенным игровой практикой?

— Сравнить с нынешним могу только свой первый сезон, когда в 1999 году я попал в суперлигу, придя в «Искру» (Одинцово). В составе подмосковной команды тогда играли Александр Березин и Владимир Касторнов, они мне на тренировках регулярно выбивали пальцы, потому что мне было всего 20 лет, и физически я еще не был особо готов к суперлиге. Можно сказать, помогал игрокам основного состава. А во всех остальных сезонах уже постоянно играл в «основе». И если бы прошлым летом мне сказали, что в нынешнем сезоне буду так мало играть, то не поверил бы. Но, как говорится, загад не бывает богат.
Естественно, я рассчитывал восстановиться после операции на плечо и начать играть в ноябре. Понимал, что, возможно, поначалу не смогу играть в полную силу, но в памяти был прошлый сезон в «Урале», когда до операции у меня сильно болело плечо и тоже не «работало» на все сто процентов, но я играл постоянно. Поэтому рассчитывал, что с ноября тоже начну играть на передней линии. В итоге получилось по-другому: восстановление заняло гораздо больше времени, чем предполагал. Только в декабре мне удалось провести на площадке больше половины матча с «Динамо» (Краснодар). У Сергея Савина возникли проблемы с ногами — он не мог играть, я вышел вместо него, и для меня матч удачно сложился. В то же время, я практически не атаковал, то есть играл преимущественно на приеме.

- Можно сказать, что когда вы восстановились после операции, возникла еще другая проблема — команда уже наиграла основной состав, и в него было трудно вписаться?

— Это тоже имело значение. Получилось так, что когда мое плечо было готово к нагрузкам, а я — к полноценному выступлению, команда достаточно хорошо играла и без меня. Сергей Савин и Милош Никич — сильные доигровщики, с ними «Губерния» неплохо выступала. Второй момент, то, что впервые в своей карьере я так долго оставался без игровой практики (семь или восемь месяцев, считая с мая 2013 года), и, конечно, было очень сложно входить в игру, ловить игровой ритм. Есть еще одно немаловажное обстоятельство. Главный тренер «Губернии» Пламен Константинов выпускал меня только на прием. Обычно я выходил при счете 23 на заднюю линию в первую зону и, честно говоря, так устал от этой первой зоны за сезон, что не передать словами. В подобной ситуации было мало шансов вработаться в игровой ритм. А поскольку все матчи у «Губернии» были важные, то тренер не мог позволить никому играть плохо. Поэтому только в конце регулярного чемпионата я сыграл несколько матчей, за что благодарен Пламену.

«ГУБЕРНИЯ» ВЫПОЛНИЛА ЗАДАЧУ-МИНИМУМ


Были ли в вашей биографии такие неудачные сезоны, если брать в расчет командный результат?


— Начнем с того, что я не считаю этот результат неудачным для нижегородской «Губернии»! Команда дошла до финала в еврокубке, что у большинства коллективов российской суперлиги случается далеко не каждый год. Конечно, «Губерния» могла и должна была «забирать» этот финал. И я сожалею, что к финальной серии Кубка ЕКВ не был готов настолько, чтобы помочь нашей команде выиграть второй матч, проходивший во Франции. Тем не менее, в этом сезоне «Губерния» задачу-минимум выполнила, и это не только мое мнение. Это отмечали руководители области. После второго матча с французами, вместо критики в свой адрес, мы услышали добрые слова. Все нас очень хвалили, говорили: «Вы такие молодцы. Впервые в игровых видах спорта нижегородская команда играет в финале европейских кубков»… Что касается выступления «Губернии» в чемпионате России, то там, я думаю, также была решена задача-минимум.

— «Финал шести»?


— Зона еврокубков. Многие говорят о медалях. Возможно, я отсутствовал на собрании, когда перед командой ставилась такая задача (в начале сезона был на лечении в Италии), и ничего подобного не слышал. В то же время, главный тренер говорил, что завоевать медали в этом сезоне будет очень сложно, нужно реально смотреть на вещи и попасть в зону еврокубков. В последнем драматичном матче с «Кузбассом» «Губерния» отстояла пятое место, дающее право играть в Кубке вызова. Учитывая все это, не могу назвать сезон неудачным для «Губернии» как минимум, да и для себя тоже. Концовка сезона оставила позитивные ощущения. Команда будет и дальше играть в еврокубке, причем теперь, имея определенный опыт, сможет также бороться за самые высокие места.

ПОКА ИГРАЕШЬ, ВСЕГДА ЕСТЬ ШАНС

— Рискну предположить, что для вас непривычно завершать сезон без медалей, имеется в виду национальный чемпионат…


— Да, наверное, для меня это непривычно, но, понимаете, ощущения от занятого места бывают разные. Бывает, когда бронзовая медаль «вырывается» в тяжелейшей борьбе и в матче, где твоя команда в принципе не была фаворитом. Такая ситуация произошла два года назад в Одинцово, когда «Искра» играла серию против новосибирского «Локомотива». В пятисетовом поединке мы одержали победу и заняли третье место. После последнего матча серии все — и тренер Роберто Сантилли, и генеральный директор Андрей Бельмач — просто прыгали от счастья. Андрей, хотя для него это совершенно не свойственно, спустился на поле, всех обнимал и целовал. Это была очень важная победа… А были сезоны, когда от команды (взять ту же «Искру») ждали большего — то есть чемпионства, но она завершала сезон с «серебром» или «бронзой», и медали не приносили таких ярких ощущений. В этом году «Губерния» закончила сезон на позитивной ноте — вырвала путевку в еврокубки, и это наложило свой позитивный отпечаток. Для меня это, можно сказать, как медаль.

— …только такую награду не повесишь на стену. Кстати, у вас в коллекции много наград и трофеев, но среди них нет золотой медали чемпиона России. По этому поводу нет сожалений?


— Коллекция достаточная. Конечно, самые ценные сезоны, когда есть «золото». На клубном уровне у меня таких два, и оба — вне России (когда играл в Японии и Польше). Возможно, кто-то на моем месте сожалел бы об отсутствии чемпионского титула в российском волейболе, но, положа руку на сердце, скажу: из того, что происходило в моей жизни и карьере, мне не о чем сожалеть. К тому же, волейбольная книга не закрыта. И спорт хорош тем, что пока ты играешь, он всегда дает еще один шанс.

ТАКАЯ СИТУАЦИЯ УДИВИЛА ДАЖЕ СТАРОЖИЛОВ

— Павел, за свою спортивную карьеру вам доводилось поиграть в разных клубах, имевших разные финансовые возможности. На этом фоне могло ли вас удивить финансовое положение нижегородской «Губернии»?


— Я думаю, такая ситуация удивила не только меня, но и всех игроков «Губернии», в том числе тех, которые играют здесь несколько лет. Реалии таковы, что клуб столкнулся с финансовыми проблемами, которые до сих пор полностью не решены, насколько я знаю. По ходу сезона задержки были очень большими. И даже по отзывам игроков, которые считаются старожилами «Губернии», такое здесь впервые. Долги у «Губернии» остаются перед многими игроками, но поскольку за нижегородским клубом закрепилась репутация организации, которая всегда со всеми рассчитывалась, есть надежда, что и в этом сезоне обиженных не будет.

— У вас было что-то подобное в других клубах?


— Были финансовые затруднения в той же «Искре». Но последний сезон получился особенно тяжелым. Задержки оказались такими большими, что по ходу этого сезона клуб долго рассчитывался с рядом игроков еще за сезон предыдущий. В итоге за сезон-2012/2013 с ребятами расплатились, но произошло это уже в 2014 году! Когда общаемся с игроками из других команд, и те спрашивают меня, как дела, отвечаю: «Ситуация — не очень. Денег нет». (Смеется.) Дело в том, что у волейбольного клуба есть проблемы с финансированием, и тут многое зависит от руководства.

Знаю, что футбольная команда «Волга» по итогам сезона покидает российскую премьер-лигу. Сожалею об этом. С другой стороны, возможно, теперь руководство области обратит внимание на волейбольную «Губернию» — один из сильнейших клубов в чемпионате России и не последний клуб в Европе (по результатам этого сезона, по крайней мере). Понятно, что футбол — народная игра, самый популярный вид спорта. Но и о волейболистах, пожалуйста, подумайте! Мы со своей стороны что могли, сделали. Команда участвовала в финале Кубка ЕКВ, а в чемпионате России завоевала путевку в еврокубки на будущий сезон. На мой взгляд, этого достаточно, чтобы президенту ВК «Губерния» Никите Гурьеву и генеральному менеджеру Олегу Савкину иметь все карты на руках в решении финансовых вопросов.

- Ребята из других команд были удивлены прошлым летом, узнав о вашем переходе в «Губернию»?

— Нет, никаких недоумений по поводу моего перехода в нижегородский клуб ни у кого не было. Из всех предложений, в том числе и от более финансово благополучных клубов, я выбрал «Губернию» и об этом не сожалею. В моей ситуации, когда пришлось восстанавливаться после операции на плече, и восстановление заняло много времени, могу только поблагодарить руководство «Губернии» за то, что они терпели и ждали меня, и главного тренера за то, что дал мне возможность хотя бы в какой-то мере проявить себя в конце этого сезона. Как бы сложилась моя судьба в другой команде, сложно сказать. Возможно, все было бы о’кей, и меня также ждали бы и дождались, при этом я бы еще и зарплату получал вовремя. А возможно, что и нет…

Мой одноклубник по одинцовской «Искре» и уфимскому «Уралу» Алексей Вербов немножко посмеивается надо мной: «Абрам, ты непрушный,— говорит.— В Уфе проблемы были, теперь вот — в «Губернии». Слава богу, что я не пошел с тобой, у меня-то в «Зените» все в порядке, а у тебя опять не пойми что по финансам»… Понятно, что он шутит. Могу сказать, в моей карьере со мной всегда рассчитывались, даже «Искра», когда там уже были серьезные финансовые проблемы. За «Уралом» остались долги по премии и по моим расходам на операцию, которые клуб должен был погасить, но до сих пор не погасил. А вот по зарплате «Урал» рассчитался.

ОТ ФИНАНСОВОЙ СТОРОНЫ МНОГОЕ ЗАВИСИТ

— Испытав в этом сезоне финансовый дефицит в бюджете нижегородского клуба, вы не испытываете желания поменять команду?


— Контракт с «Губернией» заканчивается, и моя судьба еще не определена. От финансовой стороны вопроса тоже будет многое зависеть. В игровом плане меня абсолютно все устраивает в «Губернии». Мне очень нравится работать с главным тренером Пламеном Константиновым, у нас в команде сложился отличный коллектив. И у этого коллектива есть все шансы показать хороший результат в следующем году. Однако, глядя на некоторых одноклубников, выступавших за «Губернию» в прошлом сезоне, а деньги получивших только в этом году, я понимаю, что не готов к такой ситуации. Если финансовый вопрос будет решен, тогда не вижу других подводных камней, помешавших бы мне остаться в «Губернии», конечно, если руководство клуба захочет продлить со мной контракт.

- Когда идут переговоры, финансовая сторона вопроса включает не только зарплату, выплачиваемую вовремя, но и сумму контракта. Вы, к примеру, будете претендовать на увеличение этой суммы?

— После проведенного в Уфе и удачного для меня сезона я подписал с «Губернией» хороший контракт. Но сейчас уже не могу рассчитывать на то же самое, поскольку в этом сезоне по объективным причинам не проявил себя в той же степени, как в предыдущем. Да, в конце сезона сыграл определенное количество времени, и последний матч (с «Кузбассом» за пятое место) для меня сложился удачно. Тем не менее, нужно реально смотреть на вещи, и я понимаю, что вопрос сохранения зарплаты на прежнем уровне или увеличения суммы контракта — не главный. Важно, чтобы клуб рассчитался за этот сезон и мог предоставить какие-то гарантии на следующий год.

- Насколько я знаю, в новом учебном году ваша дочь должна пойти в школу. Значит ли это, что семья останется дома, в Москве?

— В этом плане с Нижним Новгородом вообще нет никаких проблем. Моя дочь весь год ходила на подготовительные занятия в одну из нижегородских школ, и если я останусь в «Губернии» на следующий сезон, она пойдет в эту же школу учиться. Не скрою, отдельно от семьи мне было бы сложно находиться: одному в чужом городе, без жены, без детей очень тяжело. Но если вдруг мне придется поехать в одну из команд, базирующихся в Сибири, все будет зависеть от города: возможно, в какой-то город семья не поедет — останется в Москве. В любом случае, вопрос со школой для дочери будет записан на бумагу со знаком плюс или минус, но не станет ключевым при заключении нового контракта. Моя карьера не закончена, хочу сыграть еще год или два, а может быть, и больше (как получится), потому что силы есть и, главное, чувствую страсть к волейболу.

НАША СПРАВКА
Павел АБРАМОВ. Родился 23 апреля 1979 года в Москве. Заслуженный мастер спорта. Рост 197 см. В составе сборной России бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах (2004), серебряный призер чемпионата мира (2002), серебряный (2005, 2007) и бронзовый призер (2001, 2003) чемпионатов Европы, серебряный призер Кубка мира (2007), победитель Мировой лиги (2002). Победитель (2005) и серебряный призер Евролиги (2004). В составе клубов серебряный (2008, 2009, 2013) и бронзовый (2001, 2002, 2006, 2007, 2012) призер чемпионатов России. Финалист Кубка России (2008). Чемпион Японии (2005). Серебряный призер чемпионата Польши (2010), обладатель Кубка Польши (2009). Финалист Кубка ЕКВ (2006, 2014), Кубка вызова (2013).

 

 

 

Советский спорт