Нижегородская волейбольная команда вступила в сезон не только с новым названием, но и с полностью обновленным составом. Один из тех, кто защищает цвета «Нижнего Новгорода», 29-летний доигровщик Андрей Титич, перешедший из «Нефтяника».


СПОРТСМЕНЫ ИЩУТ, ГДЕ ЛУЧШЕ

- Андрей, вы не первый раз меняете команду. Какая смена оказалась для вас самой простой, а какая самой сложной?

— Если посчитать, то нынешняя смена клуба будет шестой в моей карьере. В свое время я перебрался из московского «Динамо» в Воронеж, оттуда – во Владимир, затем был «Ярославич», из Ярославля отправился в «Факел» (Новый Уренгой). В прошлом сезоне выступал за «Нефтяник» (Оренбург), и вот теперь оказался в «Нижнем Новгороде». На мой взгляд, самым сложным был первый переход. Я в 15 лет оказался в системе «Динамо», за несколько лет, проведенных в столичном клубе, он стал для меня вторым домом, и уходить было очень тяжело. А потом все пошло, как говорится, по накату, пришло понимание, что у профессиональных спортсменов жизнь кочевая.

Игрой в волейбол мы зарабатываем себе на хлеб, и каждый спортсмен ищет, где лучше — никуда от этого не деться. Речь не идет только о сумме контракта, важны также другие условия — в какой лиге играет команда, какой подбирается состав, какие задачи ставит руководство. А когда появилась семья, дети, приходится отодвигать свои амбиции на второй план, и это нормально, я считаю. У меня сын — школьник и полуторагодовалая дочка: даже при выборе квартиры прежде всего смотришь, чтобы рядом была школа, место, где можно погулять с малышкой, чтобы, когда надолго уезжаешь на соревнования, жена не чувствовала дискомфорта.

- Вы говорите о комфорте семьи. Неужели Оренбург, где вы играли в прошлом сезоне, можно назвать оптимальным вариантом с точки зрения быта?

— После третьего сезона в «Факеле» выбор был такой — три равнозначных клуба суперлиги, которые не замахиваются на чемпионство, и команда высшей лиги «А». Взвесив все «за» и «против», мы с женой выбрали Оренбург. Климат там хороший, город нам тоже понравился. Ни о чем не жалею, даже при том, что прошлый сезон у меня получился одним из самых неудачных в плане приобретения чего-то нового в игровом плане.

- Именно это стало главной причиной поиска новой команды?

— Скажу так, тренера не обязательно любить, но его надо уважать. А в «Нефтянике» сложились странные отношения: ты стараешься выполнить поставленную руководством задачу и головой понимаешь, что для этого нужно, однако сподвижника на тренерском мостике у тебя нет. Главный тренер вроде бы шел на контакт, но принимал решения, которые игроки не понимали, что на тренировках, что в игре. Вследствие этого, естественно, возникали конфликты. Причем основаны они были лишь на нашем желании реально выигрывать — ничего больше мы не хотели.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФОМИНА ПРИНЯЛ СРАЗУ

- В нынешнее межсезонье у вас был выбор, где продолжить игровую карьеру?

— Предложения были, хотя, опять же, не от российских грандов. Но когда на горизонте появился Нижний Новгород, я, честно говоря, долго не раздумывал — сразу согласился, и семья меня поддержала.

- Неужели вы не в курсе финансовой ситуации в нижегородском клубе?!

— Отнюдь. Я в курсе ситуаций абсолютно во всех российских клубах, и могу с уверенностью сказать, что только пять из них (это верхняя часть турнирной таблицы) способны платить зарплату в срок! Поэтому при поиске нового клуба нельзя отталкиваться только от денег. По большому счету, сейчас вообще тяжело с трудоустройством: очень много действительно достойных волейболистов сидят без работы — у кого-то запросы высокие, кто-то просто не нашел команду. Честно говоря, не могу даже представить, чтобы вот так взять и резко «завязать» с волейболом. Соответственно, подписываешь контракт не просто, чтобы заработать. В конце концов, поговорив с директором ВК «Нижний Новгород» Дмитрием Фоминым, который заверил, что в новом сезоне в клубе будет определенная стабильность, я утвердился в желании заключить контракт с ВК «НН».

Не скрою, мне импонирует, что клуб не собирается отказываться от долгов за предыдущие сезоны — это тоже немаловажно. Не мое дело, как руководство будет рассчитываться с кредиторами, но сам факт, что оно не отвергает прежних задолженностей, радует, поскольку на месте этих ребят можем оказаться и мы. К счастью, я никогда не был в ситуации, чтобы клуб остался мне должен. Сейчас это редкость, но все мои прежние клубы со мной полностью рассчитались. Хотя, поверьте, в «Ярославиче» нам не платили по восемь-девять месяцев, то есть задолженность постоянно была. И в «Факеле», за исключением первого сезона, были задержки с зарплатой, причем достаточно большие. В Оренбурге по ходу прошлого сезона тоже играли «в долг» (с нами только летом рассчитались).

Финансовый вопрос важен, но есть еще спортивная составляющая, есть человеческий фактор, в конце концов! Например, нижегородскую команду возглавил Александр Климкин, который не первый год входит в тренерский штаб сборной России — это тоже опыт, набор знаний. И на клубном уровне он показывает результат — у него «Нова» вышла в суперлигу. Плюс, как человек он мне импонировал еще с тех пор, когда мы играли в одной команде в Ярославле. А после прошлого сезона особенно хочется быть уверенным, что тебя ведут в бой люди, которых ты понимаешь. При этом я осознаю, что и спрос с меня в отношении с ним в два раза больше, что я не должен подвести Климкина.

К НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ОСОБЫЕ ЧУВСТВА

- Интересно, когда стало известно, что вы переходите в нижегородскую команду, бывшие игроки «Губернии» не высказывали своего недоумения подобным решением?

— Было и такое (Улыбается.) Некоторые игроки (не стану называть фамилий) звонили и говорили: «Что ты делаешь? Не вздумай!» Ребята не верят, что ситуация выправится. При этом они хорошо отзывались и о бывшем президенте клуба Олеге Савкине, и о команде, и о городе. Но, как говорится, у каждого своя голова на плечах, каждый сам решает. Допустим, надо понимать, что у них были другие стартовые условия (то есть суммы контрактов), а финансовые поступления в клуб оказались, наверное, не такими огромными или надежными, чтобы покрыть клубные расходы. Сейчас все минимизировано, и хочется верить, что наше отдадут.

А что до Нижнего Новгорода, то знакомство с ним состоялось очень давно, когда я еще маленьким был. Помню, первое мороженое «Баскин Роббинс» я попробовал именно в Нижнем. Было это в начале 90-х, и город по старинке называли Горьким. Потом я вырос и узнал, что мама училась в Горьком, но после моего рождения закончить вуз у нее не получилось… Так что к этому городу у меня особые чувства и я не раз в шутку говорил своему другу, капитану «Губернии» нижегородцу Никите Лямину, с которым мы вместе играли в «Динамо»: «Давай, узнавай, пробивай». Теперь у меня все «срослось», только вот Лямин год назад ушел из команды, меня не дождался. (Улыбается.)

 

Советский спорт