Многолетний лидер белгородского «Белогорья», олимпийский чемпион в составе сборной России по волейболу Сергей Тетюхин в интервью корреспонденту «Р-Спорт» Ильдару Сатдинову рассказал о том, что впечатляет его в итальянцах, как он общался с тренером «Пармы», не зная языка, а также вспомнил о том, какой легионер постоянно замерзал в России и каково было покорять футбольное первенство Ферганы среди школ.

«Семья – святое для итальянцев»

- Что больше всего впечатлило вас в Италии, пока вы играли два года за «Парму»?

- Все размеренно, спокойно, никакой суеты нет. У людей все четко спланировано. Нет такого сумбура, который присущ нашему характеру. Поначалу удивляешься этому, но потом привыкаешь. Итальянцы – очень приятные, отзывчивые люди, во всяком случае, все те, с кем я сталкивался на протяжении двух лет. У меня до сих пор прекрасные отношения со многими знакомыми из Италии.

У итальянцев в корне другое отношение к детям. Все дети для них – особые существа, к ним очень положительное, бережное отношение. Не важно – родной это или чужой ребенок. Причем итальянцы любого возраста так относятся к детям. Нашему сыну Ваньке тогда было около трех лет. Пока мы жили в Италии, лучшим дружбаном Ваньки был президент клуба Джорджо (Варакка), которому было лет за 50. Президент клуба водил его по магазинам, сладости, конфеты покупал.

- Иван вспоминает сейчас своего друга детства?

- Нет, уже не помнит. Полгода назад я был в Риме, увиделись с Джорджо, сфотографировались. Я потом показывал Ваньке фото — вот твой лучший друг детства. Джорджо передавал ему привет. Семья – это святое для итальянцев.

- Как празднуют Новый год в Италии?

- Да как-то не особо. Они же больше Рождество отмечают, а Новый год – постольку-поскольку. Это не такой праздник на широкую ногу, как у нас, русских.

- А вы как отмечали Новый год в Италии?

- Как и положено: душевно, с оливье, с селедкой под шубой. Итальянцев тоже приглашали к себе в гости. Благодаря нам, они узнали, что такое селедка под шубой.

- И как им это блюдо?

- Вроде никто не жаловался, понравилось.

- Итальянский язык успели освоить?

- Не очень. В то время в «Парме» было много русскоговорящих, поэтому не было особой необходимости хорошо знать язык. У нас Илюха Савельев хорошо говорил на итальянском, так как давно там выступал. Любые вопросы можно было решить через Илюху, он был главным переводчиком. Но базовые слова какие-то я знал, конечно.

- И как же вы общались с тренером?

- Прекрасно! У нас такой тренер был в команде (Пьеро Мольдуччи)! Русские могли часами с ним общаться, хоть и плохо знали итальянский язык. Он так доносил мысль при помощи жестикуляции, что на любые темы можно было общаться с ним. Даже мама моей жены сказала: «Вроде на другом языке говорит, а я практически все понимаю!»

- В те годы (конец 90-х – начало 2000-х) много русских игроков выступало в Италии…

- Как раз в один Новый год практически все русские игроки, кто там играл, собрались вместе с семьями – Руслан Олихвер, покойный Валерий Горюшев, Леха Казаков, Рома Яковлев, Стас Динейкин, я. Большой компанией поехали в Альпы на три дня, четыре часа на машинах добирались. Дети на санках катались, кто-тона лыжах. Хороший получился Новый год.

- Много городов Италии вы повидали за пару лет?

- На самом деле не так много, как хотелось. На все нужно время, а спортивный график не позволял побыть туристом. В основном на машине передвигались. В Венецию пару раз съездили, в Милан выбирались, в Римини.

- Смогли бы переехать в Италию с семьей и жить там постоянно?

- Нет. Все-таки другая культура, менталитет. Даже мысли такой не было. Меня всегда домой тянет, в Россию, в Белгород. Как бы хорошо ни было за рубежом, в любом случае родина есть родина.

«Плов – обязательное блюдо на моем праздничном столе»

- Спортсменам порой приходится встречать Новый год вдали от дома. Не обидно в такие моменты, что вся страна празднует, а вы работаете?

- Для спортсмена это нормально. Вот вспомнить прошлый Новый год, к примеру. Мы всей сборной встретили его на сборе в Германии. Сидели на базе тогда. Заказали баню на территории, столы накрыли, оливье где-то раздобыли. Подключили российский канал, речь президента послушали. Минут 40 посидели, поболтали и по койкам. Режим, тренировки. Народ празднует Новый год не один день, но у нас нет времени на это. Нам надо было пробиться на Олимпиаду (в Рио-де-Жанейро), и мы решили эту задачу.

- Три блюда, которые должны быть на новогоднем столе Сергея Тетюхина.

- Оливье, селедка под шубой. И еще в нашей семье обязательное блюдо – плов. Мы люди, воспитанные на Востоке, в Узбекистане. В нашей семье это основное блюдо на всех праздниках, включая Новый год.

- Что ваши дети обычно просят на Новый год?

- Ох, тяжело вспомнить, так это все давно было (смеется). Младшему – игрушки. Старший и средний сын какую-нибудь технику просят, наушники, гаджеты.

- Для своих детей наряжались Дедом Морозом?

- Разок я попытался сыграть эту роль, это как раз в Италии было. Из подручных средств и одежды я постарался изобразить Деда Мороза для трехлетнего Вани. Сыну не очень понравилось, он немножко испугался, заплакал даже. Поэтому идея наряжаться в Деда Мороза в дальнейшем отпала, больше и не пытаюсь.

- Как иностранные волейболисты, с которыми вы играли вместе, переносили зиму и морозы в России?

- Да нормально. Не могу сказать, чтобы кто-то сильно страдал.

- А бразилец Алан?

- Алан – замечательный компанейский парень, но в Белгороде он играл только до Нового года, так что не успел он у нас замерзнуть (смеется).

- А как же аргентинец Пабло Меана?

- Вот он подмерзал в России. В «-30» ему, мягко говоря, было непросто. Но освоился, ничего страшного. Вообще Пабло – уникальный человек. Он один из немногих легионеров, кто освоил русский язык. Спустя полтора года он свободно говорил по-русски. Замечательный парень!

«Футболом занимался тайком от родителей»

- До 16 лет вы жили в Фергане. Как прошли детство и юность в Узбекистане?

- Просто прекрасно! Всегда с теплотой вспоминаю те времена. Детство у меня было, так сказать, полноценным – школа, секции, спортивные лагеря со сборами. Все время на свежем воздухе проводили, гоняли мяч во дворе, во всякие «подъездные» игры играли. Я очень рад и горжусь тем, что я вырос именно в Узбекистане, на местных обычаях, на уважительном отношении к старшим, к незнакомым людям.

- Вы ведь и футболом тогда серьезно увлекались?

- Да, я занимался футболом. Энергии в детстве было много, хотелось куда-то еще направить ее. Одного волейбола мне было мало. Я втихаря от родителей ходил в футбольную секцию. Учился я тогда во вторую смену. С утра родители на работу, а у меня времени полно, вот я и ходил в футбольную секцию. Но волейбол для меня всегда был и остается в приоритете.

- На какой позиции играли в футбол в детстве?

- На разных, мне везде было интересно. Вот когда на первенство Ферганы среди школ играли, я все время на воротах стоял. Мне было в кайф! А так поиграл и в защите, в нападении тоже. Для меня большой разницы нет, где играть, в любом случае получаю удовольствие от футбола.

- Сейчас гоняете мяч?

- Конечно! Иногда на тренировках нам позволяют сыграть в футбол. Но это все-таки травмоопасный вид спорта. Во время сезона лучше не заигрываться.

- Как разные народы соседствовали в ваше время в Узбекистане?

- Вопрос национальности не стоял никогда. В школе у нас учились корейцы, узбеки, татары, русские, да кого только не было! Это уже потом, перед самым отъездом, в начале 90-х годов стало посложнее в этом плане. Но в детстве все было отлично.

- У вас остались друзья, родные в Фергане?

- Сейчас меня практически ничего не связывает с Узбекистаном. Родственники уехали, друзья тоже почти все. Один товарищ, с которым в школе дружил, остался в Фергане. Я очень давно не был там. У меня есть один пункт в планах – съездить в Фергану, поностальгировать, вспомнить детство. Обязательно это сделаю!

Р-Спорт