Его имя и фамилию любой поисковый портал в Интернете выдаёт без запинки. Самый известный игрок в пляжный волейбол последних лет не только в СНГ, но и в Европе совсем недавно приезжал в Минск в рамках 7-го тура Открытого чемпионата России по волейболу в составе именитого «Белогорья». Примечательно, что постигать азы волейбола вице-чемпион мира, победитель этапов Мирового тура по пляжному волейболу начинал в Гродно.

 

— Игорь, как оказались в «Белогорье»? Логичнее было вас увидеть в составе гродненского «Коммунальника»?

— В 15 лет встал вопрос ребром: или серьёзно заниматься учёбой, или спорт. Я выбрал последнее. В 11-м классе меня заметили скауты из Белгорода и пригласили в клуб. Мой тренер, ныне покойный Николай Михайлович Гринь, настоятельно рекомендовал не отказываться, ведь в один из ведущих клубов Европы приглашают не каждый день. Это была возможность проявить себя совершенно на другом уровне. Хотя я понимал, что конкуренцию придётся выдержать очень серьёзную.

— В Белгороде сразу же переключились на специализацию — пляжный волейбол?

— Отнюдь. Когда занимался в ДЮСШ в Гродно, понятия не имел, что можно ещё серьёзно играть и на песке. Как получилось? В 2004 году президент и главный тренер нашего клуба Геннадий Шипулин во Всероссийской федерации волейбола отвечал за развитие пляжного волейбола, многих ребят, кто числился в структуре клуба, перевели на песок. Геннадий Яковлевич предложил и мне, я решил попробовать, тем более о главной команде мне ещё тогда рано было думать.

— С Дмитрием Барсуком, с которым в паре одержали самые громкие победы, вы встретились позже?

— Вместе стали выступать во втором сезоне. Тогда нами серьёзно занялись и Шипулин, и директор центра пляжного волейбола в Белгороде Олег Сердюков. Нашли итальянского тренера Марко Солюстри, этот специалист причастен ко многим успехам в Мировом туре. Класс нашей пары стал намного выше, сразу же в 2007-м заняли второе место на чемпионате мира, в том же году поднялись на первую строчку мирового рейтинга.

— Вы официально признаны игроком с самой сильной подачей в мировом пляжном волейболе — 114 км/ч. Где установили рекорд?

— В Италии на турнире в Розетто. На центральных кортах Мирового тура, как в теннисе, стоят датчики, измеряющие скорость подачи мяча. После того, как у меня получилось подать мяч со скоростью 114 км/ч, мне дали прозвище Базука. Я был не против, звучит и наводит страху на соперников.

— А как же спина? Из-за травмы вы не смогли продолжить карьеру нападающего. Боли не мешали подавать мяч с такой скоростью?

— Пока осваивался в пляжном волейболе, боли уже прошли. В Белгороде очень хорошие врачи. Игроки из других команд, если имеют проблемы со спиной, приезжают к ним, поэтому я правильно восстановился, хотя и промучился год.

— Не жалеете, что переквалифицировались?

— Ни в коем случае, пляжный волейбол сделал меня известным далеко за пределами России. Вместе с Димой Барсуком сыграли в финале чемпионата мира 2007 года, побеждали на этапах Кубка мира. Немного не получилось на Олимпиаде в Пекине, но нам противостояла сильнейшая бразильская пара, которую мы затем обыграли в 2009-м в Гштааде. Обидно, что не добрались до медалей Игр.

— Теперь вновь сосредоточились на классике. Как так получилось, что вы стали пасующим и в текущем сезоне прочно входите в стартовый состав «Белогорья», составляя конкуренцию неувядающему Вадиму Хамутцких?

— В Гродно Николай Гринь пробовал меня и в роли связующего, но детям больше нравится атаковать, чем пасовать. А кардинально всё изменилось в Белгороде. Во второй команде основной диспетчер Самсонычев заболел желтухой, а я как раз лечил спину. Предложил тренерам: давайте попробую. Так и втянулся, стало хорошо получаться.

— Из вашего спецкласса вышел ещё один известный игрок — Олег Ахрем. Если учесть, что основной пасующий сборной России и новосибирского «Локомотива» Александр Бутько также из Гродно, то получается, из родного города можно собрать чуть ли не сборную мира?

— И это не будет преувеличением. Могу только ещё раз поблагодарить тренеров, которые с нами работали. В том, что из Гродно вышло столько известных игроков, их заслуга. А что касается Ахрема, то, действительно, когда вместе учились, в Беларуси наша команда не проиграла ни одного соревнования. Очень рад за Олега, что у него неплохо сложилась карьера. Сейчас поддерживаем с ним связь, общаемся по скайпу, летом виделись в Гродно. Хотя в родной город сейчас я заглядываю очень редко.

— Вы — игрок в пляжный волейбол, но приятно удивили и в классике, получив место в основном составе очень серьёзного клуба. Как так получилось?

— По ходу прошлого сезона Геннадий Шипулин сказал, что надо помочь команде. Тогда чемпионат закончили на шестом месте, но уже в плей-офф на стадии четвертьфинала обыграли новосибирский «Локомотив» с Александром Бутько. Чувствую, что у меня должно получиться. Пока тренеры довольны. Тот же Вадик Хамутцких подскажет.

— Матч со «Строителем» для «Белогорья» получился не таким уж простым.

— Мы старались показывать свою игру, хотя проблемы с составом сказывались. У минчан, на мой взгляд, очень необычная подача, сложно приспособиться. В мужских клубах чаще подают силовую подачу в прыжке, а здесь столкнулись с тем, что пять из шести подают планер. За счёт этого «Строитель» имел некоторое преимущество. Вдобавок мы изучали одного диагонального Павла Авдоченко, а нам противостоял Сергей Окулич. Пока приспособились к его атакам…

— На ваш взгляд, в Минске поступили правильно, что заявились в чемпионат России?

— Честно говоря, наблюдая за другими видами спорта, тем же хоккеем, где в КХЛ играют клубы из Казахстана, Латвии и Беларуси, надеялся, что и в волейболе придут к такому варианту. Наша суперлига — одна из сильнейших в Европе, лучшего места для развития молодых игроков, чтобы они набирались опыта, не найти. Уверен, при надлежащем подходе можно и ещё одну белорусскую команду заявить.

 

Спортивная панорама