На этой неделе в матче чемпионата России по волейболу за одну команду сыграли 41-летний Сергей Тетюхин и его 16-летний сын Павел. Событие историческое! Однако у знаменосца олимпийской сборной России — 2016 растут ещё двое сыновей-волейболистов — 18-летний Иван и 6-летний Александр. А отец Сергея Юрий Иванович Тетюхин — известный волейбольный тренер, через руки которого прошли и сын, и три внука. Об уникальной династии Лайфу рассказала жена нашего суперветерана Наталья.

Напомним, Сергей и Павел Тетюхины сыграли за родное «Белогорье» в матче Суперлиги с казанским «Зенитом». Сын олимпийского чемпиона Лондона-2012 провёл на площадке только стартовую партию, заработал одно очко, но, безусловно, запомнил этот день на всю жизнь. Выйти на площадку бок о бок с отцом, да ещё таким, да ещё в составе легендарного волейбольного клуба, — о чём ещё можно мечтать? Ну разве что о том, чтобы рядом появился ещё и старший брат Иван, который также задействован в системе «Белогорья», выстроенной знаменитым тренером и управленцем от волейбола Геннадием Яковлевичем Шипулиным.

— Какие эмоции испытали, когда увидели мужа и сына на площадке? Гордость или страх, что Паша не справится с волнением? — вопрос Наталье Тетюхиной.

— Боязни не было. Но, конечно, не хотелось, чтобы ребёнка мне сломали. Это ведь даже не от соперника зависело («Белогорью» противостоял лучший клуб России и Европы «Зенит» под руководством бывшего главного тренера сборной России Владимира Алекно. — Прим. Лайфа). А большеот зрителей, всей этой шумихи вокруг дебюта Паши.

Он ведь поначалу отказывался играть, говорил, что рано ему ещё в основу «Белогорья». Но мы с Сергеем объяснили сыну, что такой шанс выпадает нечасто. Нельзя его упускать. Беседа получилась долгой — и я не жалею, что мы уговорили сына.

— А сама идея кому впервые пришла в голову?

— Геннадию Яковлевичу, разумеется. Полгода назад он её предложил. Чтобы Сергей и Паша сыграли против «Зенита». Геннадий Яковлевич сумел сделать из проигрышного для «Белогорья» матча событие. Такие вещи он хорошо чувствует, умеет создать праздник. Никто не скрывал, что Паша попал в состав авансом. Но, считаю, всё равно справился с давлением. Не подвёл. Хотя, когда он в начале ошибся на приёме, полезли в голову мысли: скорее бы его поменяли, чтобы так не переживать, а просто волейбол посмотреть.

— Насколько Павлу и его старшему брату Ивану тяжело испытывать груз ожиданий в связи с именем легендарного отца, нашего знаменосца на Играх в Рио — 2016?

— Паша — настоящий фанат волейбола и о таких вещах не задумывается. Он очень целостный, готов пахать. Любит спорт во всех проявлениях. С детства следит за всеми соревнованиями. И, кстати, видит себя в будущем не только волейболистом. Ему интересны профессии тренера, журналиста, комментатора. Пашка всё время делает какие-то пометки, записи, когда смотрит футбол или баскетбол.

— Может, он знает рецепт спасения футбольной сборной России?

— Не спрашивала. (Смеётся.) Но вот волейбольную сборную он бы формировал и тренировал по-другому. Убеждает меня, что это была бы суперкоманда! Ему нравится анализировать. И он бы точно подискутировал с Алекно перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро. Но в то же время Паша очень исполнительный, когда тренеры его о чём-то просят. Весь в отца. Сергей ведь такой же. Сейчас в «Белогорье» тренирует Александр Косарев, который младше мужа. Так вот, у них во время матчей отношения игрока и тренера, а не бывших одноклубников.

— Иван по характеру похож на Павла?

— Нет, Ваня другой. Он тоже очень любит волейбол, но ему росточка немного не хватает182 см. Играл связующего, по-моему, самого настырного связующего, какой только может быть, экспериментатора. Но потом тренеры перевели Ивана в либеро. Второй год играет на этой позиции — и чувствует себя не совсем комфортно. Ваня хочет выступать в одной команде с Пашей. К этому стремится.

— Получается, есть теоретический шанс увидеть на площадке сразу трёх Тетюхиных… Это будет рекорд на все времена! Кстати, Иван и Павел в детстве дрались?

— Если и было такое, то давно. Они очень близкие люди. Разница — 3 года. Держались один за другого. Хотя о Паше с детства больше говорили. Юрий Иванович рано разглядел в нём талант. А Пашка ещё и таким волейбольным фанатиком оказался.

— Юрий Иванович Тетюхин насколько строгим тренером был для внуков?

— Никаких поблажек не делал, это точно. Относился так же, как к другим ребятам. А Сергей в этот процесс вообще не вмешивался. При этом мы на детей никак не давили. Волейбол, как любое другое занятие, должен быть в удовольствие. За плохие оценки в школе Юрий Иванович отстранял Пашку и Ваню от тренировок. Поэтому сыновья старались успевать всё. И учиться, и играть.

— А ваш самый младший каким оказался волейболистом?

— Саше — 6. На тренировки уже ходит. Занимается с детьми, которые старше его на год. Пока ничего определённого сказать нельзя. Даже про данные. Серёжа, к примеру, был в юности худеньким, с длинными руками и ногами. А Ваня по телосложению другой — скорее в меня. Паша — это смесь, длинные руки, большой размер ноги, но не худой. У Саши сейчас рост 128 см.

— Алекно после победы над «Белогорьем» сказал, что, с учётом заслуг Сергея Тетюхина перед нашим волейболом, он бы спокойно воспринял, если бы на площадку вместе с ним вышли бы вы.

— Мне эти слова, если честно, не понравились. Тем самым выход Паши как бы обесценили. Я знаю хорошо Алекно, он хотел превознести ещё больше Серёжу, но в этом случае я бы так не иронизировала.

— А вы в волейбол с мужем не поигрываете? Хотя бы на пляже.

— Нет, совсем. Когда-то Серёжа посмеялся над моими попытками что-то изобразить на площадке. Я играла за институт, и он это увидел, пошутил. После этого я с волейболом завязала. (Смеётся.) Дети, правда, иногда зовут поиграть. Но я считаю, что у нас в семье недостатка в волейболистах нет. Можно хотя бы для меня сделать исключение? (Смеётся.)

— Раньше муж, когда выступал за сборную, постоянно был в разъездах. Теперь — и дети тоже. В вас больше материнской гордости или сожалений?

— Спортсмены не могут без любимого дела. Это нормально. Даже сейчас, когда у мужа есть выбор, он всё равно идёт на тренировку, когда нужно. И получает удовольствие. Вот когда человек мучается, осознаёт, что занятия спортом отбирают у него что-то важное, ему надо завязывать. У Серёжи такой момент ещё не наступил.

Хотя, конечно, порой тяжело расставаться. Я часто говорю Серёже: «Хорошо, что у нас есть третий сын». Он почти всегда рядом.

— Сколько ещё Сергей планирует выступать?

— У него давно уже каждый новый сезон как последний. Он говорит, что у него планов нет. Да он даже отпуск не планирует никогда. Мы живём в режиме «что случится, то и наше».

— Сборная России переживает смену поколений. Сыновья задумываются о попадании в национальную команду?

— Мне кажется, пока они недотягивают до такого уровня. Никто себе не льстит. Паша сильно переживает, когда его ставят только на приём. Ему хочется атаковать. Он родился в конце 2000-го, а с ним в команде мальчики — 1999-го. Это ощутимая разница — плотность удара, прыжок. Посмотреть на того же сына Романа Яковлева — Димку — талантище какой! Его по диагонали выпускают. У Сиденко Кости Егор — тоже очень высокий, атлетичный. Паша на их фоне, а тем более — во взрослом волейболе, пока смотрится не так внушительно. Ещё не нарастил мышечную массу. Но всё это будет. Вот и Серёжа говорит, что трудолюбие важнее таланта. Если работать, не расслабляться, всего добьёшься. Муж тоже не сразу стал звездой. И никто ему авансов не выдавал. Были и более «талантливые», о которых сейчас никто не вспомнит.

Life.ru