12 августа исполнилось 10 лет со дня легендарного финала олимпийского волейбольного турнира, в котором сборная России, уступая Бразилии – 0:2 и 19:22 в третьей партии, смогла переломить ход матча и вырвать победу – 3:2.

Это первая в истории российского волейбола золотая медаль Олимпийских игр.

Директор волейбольного клуба «Белогорье» Сергей Тетюхин – один из героев того незабываемого матча. Всего же за его спиной шесть олимпиад. Мы решили поговорить с Сергеем Юрьевичем о золотом финале и олимпийских играх в целом и начали с неожиданного для него вопроса:

- Какие планы у Сергея Тетюхина на 12 августа?

- Сначала тренажерный зал, потом – на работу. А почему вдруг такой вопрос?

- Вопрос был задан по той причине, что в этот день исполняется 10 лет со дня победы сборной России на Олимпиаде в Лондоне. Понятно, что вспоминать будете, а как-то отмечать этот день планируете?

- Точно, 12 августа — финал Лондона! Да нет, отмечать не буду, не было таких планов.

- Спустя десятилетие, какие первые воспоминания, ассоциации приходят при упоминании Лондона-2012?

- Даже сложно так сразу ответить на этот вопрос. Много всего…

- Когда пришло понимание, что вы победитель Олимпийских игр?

- Осознание пришло где-то за пару очков до финального свистка. Уже у меня было четкое понимание, что у бразильцев шансов больше нет. Мы вели с огромным отрывом. Я пытался отгонять эти мысли, но понимание уже было.

Олимпийский чемпион это самое высокое звание, я горжусь им. И пытаюсь оберегать это звание, потому что это определенная ответственность. Нужно быть не только внутри олимпийским чемпионом, но и снаружи. Это очень важно.

- Вы говорили, что несколько лет не могли посмотреть тот «золотой» финал. Когда решились на просмотр? Будете ли смотреть его 12 августа?

- Через два года. Друзья не то чтобы заставили, но это была их идея посмотреть финал, и в 2014 году я его увидел. Но и тогда я не посмотрел матч полностью. Не уверен, что посмотрю его и в день десятилетия.

- Нередко у журналистов и любителей волейбола звучат предложения о матче с участием чемпионов ОИ-2012 в память о той золотой странице российского волейбола. Как вы относитесь к этой идее? Насколько она осуществима и в каком формате мог бы пройти подобный матч?

- Наверное, я не сторонник этого матча. Те ребята, которые были, особенно кто закончил карьеру по разным обстоятельствам. Они не в самой лучшей волейбольной и спортивной форме сейчас находятся. Не все продолжают заниматься волейболом. В моем понимании, если ты выходишь на площадку, какой-то определенный уровень у тебя должен быть. Что-то приуроченное к этому матчу, возможно, надо делать. А для тех, кто был в 2012 году, это не самая лучшая идея. По себе знаю, если я сейчас выйду на площадку, это будет большое разочарование. Это надо полноценные сборы проходить, чтобы как-то провести этот матч на площадке. Поэтому я не сторонник такой идеи.

- Вы свидетель волейбольных турниров семи последних Олимпийских игр. Кроме завоеванных золотых медалей и невероятного финала, какие отличия есть от остальных олимпиад?

- Наверное, отличаются накалом, атмосферой и подготовкой. Про Олимпиаду в Лондоне можно много рассказывать. Это как история, когда все плохо, плохо, как в плохих американских фильмах, а потом герой всех побеждает. Команда формировалась больше не в волейбольном моменте, а больше по характеру. Сам волейбол начал получаться уже в ходе олимпийских игр, ближе к концу группового этапа. Тут много моментов. Наверное, это отличие. На остальные Игры мы чаще всего приезжали в качестве одного из фаворитов. А в Лондон мы приехали не в этом качестве. Одна из немногих Олимпиад, которая не позволяла нам внутри себя чувствовать достаточно сильными. Пришлось наверстывать это во время самого турнира.

- Практически все отмечают, что Олимпиада – особый турнир, сильно отличающийся от других соревнований. У каждого свои критерии оценки. А какое мнение у вас, в чем особенность олимпийского турнира?

- Очень большая ответственность. Психологически тяжело, особенно для молодых игроков. Все понимают, что за олимпиадой следит весь мир, помимо того, что смотрят твои близкие и твоя страна. Поэтому эта особенная обстановка, давление, с которым не все справляются, сказываются. Олимпийские игры проходят раз в четыре года, и ты к ним готовишься, работаешь, думаешь об этом. Со временем, когда есть определенный опыт, ты уже относишься к Играм профессионально, но все равно давление присутствует. Атмосфера, опять же, ты находишься в олимпийской деревне, все живут вместе, все пронизано спортом, витает вокруг. С Олимпиадой любое другое соревнование сравнить крайне сложно.

- Семь олимпиад подряд, начиная с Атланты-1996, шесть в качестве игрока и седьмая в качестве генерального менеджера сборной. Вы помните все турниры?

- На память не жалуюсь. Помню все эти турниры, олимпийские деревни, ход соревнований. Если посидеть и подумать, то и все ключевые игры вспомню.

- Можно ли сравнивать наши сборные команды разных лет? Если да, то какие, по вашему мнению, были сильнейшими в российской истории?

- Я думаю, одна из самых сильных была в Австралии в 2000 году и в Китае в 2008 году. Как в Сиднее мы очень неплохо выглядели, и были все шансы победить, так и в Китае.

- Разные страны, разные условия, разная организация соревнований. Какие, на ваш взгляд, олимпийские игры были лучшими по организации и комфорту выступлений, а какие оказались не самыми удачными?

- Мне не понравилось в Афинах. По организации, по условиям проживания, по олимпийской деревне хватало замечаний. Все остальные более-менее похожи. Все достаточно просто, никаких излишеств, жили просто, не как в пятизвездочных отелях, все были в равных условиях. Понятно, что Лондон как-то выдвигается за счет эмоциональных моментов.

- За эти годы у сборной хватало побед, но было достаточно и поражений. Наверное, наибольшую досаду вызывает финальная игра в Сиднее-2000? Или в памяти остались еще какие-то неудачные матчи?

- Конечно, Сидней. Но было и поражение от американцев в полуфинале пекинской Олимпиады. Очень обидное поражение, тем более, когда мы вроде бы нащупали ключи к игре сборной Бразилии. В этом сезоне мы очень хорошо играли против бразильцев. Были большие шансы, пройдя американцев, могли бы победить Бразилию в финале. Могли бы. Когда ты играешь за золото, это одно, это останется в памяти надолго, как самое болезненное поражение. Но и такое обидное, как в Пекине, тоже засело в памяти.

- Олимпийские игры для спортсмена это не только волейбольная площадка. Наверняка были какие-то смешные или курьезные ситуации вне ее. Поделитесь такими воспоминаниями?

- Если курьезные в плохом смысле, то были моменты, связанные с логистикой, когда в Атланте нас отвезли не в тот зал. Команда ездила не на одном автобусе, а на нескольких микроавтобусах. И часть сборной поехала в один зал, а часть отвезли в другой. К счастью, они были не так далеко разнесены друг от друга и удалось достаточно быстро приехать по правильному адресу.

А из веселого… Как-то в Пекине пошли мы фотографироваться к олимпийским символам. Они были большими, как городки детские. Их было там привязано 5 или 6 штук. Мы фотографировались, дурачились и в итоге завалили все это. Но мы быстренько оттуда свинтили и не попались.

- Вы стали олимпийским чемпионом в достаточно зрелом возрасте. Некоторые спортсмены, понимая, что выше уже ничего нет, вешают кроссовки на гвоздь. Не было таких мыслей после победы в Лондоне?

- Нет, такого не было. После Лондона я заканчивал выступления в сборной, об этом я сказал сразу, но волейбол бросать не собирался. Раньше я думал, мол, когда стану олимпийским чемпионом, то куда стремиться дальше? Жизнь изменится, будешь ходить, как неземное существо. Но когда проходит совсем малое время, понимаешь, что ты так же ходишь по земле, в жизни ничего не поменялось. Точно так же нужно искать какие-то цели, идти к ним, а чтобы достигать их, нужно работать, а раз становишься старше, то с возрастом, в моем понимании, нужно работать еще больше, чтобы держать определенный уровень. Просто у тебя появилась приставка олимпийский чемпион, которая накладывает определенную ответственность. Но все равно нужно тренироваться, работать над собой, продолжать учиться, что-то узнавать новое и брать лучшее. Как оказалось, жизнь продолжается, и это классно, что ты снова можешь ставить перед собой какие-то ориентиры и стремиться к ним, как в первый раз. И ведь много побед было после лондонской олимпиады на клубном уровне, было много хорошего. Если у кого-то больше определенной цели нет и некуда стремиться, то надо действительно, как говорите, кроссовки на гвоздь повесить.

- В 2016 году в Рио-де-Жанейро вы стали первым в истории отечественного волейбола знаменосцем на Олимпийских играх.

- Это было круто! Даже не знаю, как объяснить. Это очень волнительно. Мы уже прибыли в олимпийскую деревню, где руководство нашего олимпийского комитета вызвало меня на разговор и предложило быть знаменосцем олимпийской команды России. Понятно, что от такого никто не откажется, и я, конечно, дал согласие. Дальше уже была сама церемония открытия. Никакой репетиции не было, даже не знаю, должна она быть или нет. Флаг вручили уже перед выходом на стадион. Конечно, когда на тебя непосредственно на стадионе смотрит сто тысяч человек, а по телевидению видит весь мир, это крайне волнительно, но почетно. Не могу сказать, что это был сложный процесс, но боялся, что из-за ветерка флаг может закрутиться на древке.

- В связи со сложившейся международной ситуацией, блокировкой выступления российских команд и спортсменов в международных турнирах и рекомендацией президента МОК не привлекать к соревнованиям спортсменов из России возникает серьезное опасение, что следующая летняя Олимпиада может пройти без России. Есть ли какая-то конкретика на данный момент по этому вопросу?

- Вопрос открытый. Я думаю, все будет зависеть от международной обстановки. Загадывать и планировать очень сложно. Мы все видим, что спорт сегодня используется, как рычаг давления. Раньше говорили, что спорт вне политики. На самом деле это бред полный. Уже давно это стало инструментом давления на страны, людей, спортсменов. Так не должно быть, но реалии такие. Давление на нашу страну идет уже давно.

- Огромное множество людей в мире посмотрит 12 августа финал лондонской олимпиады. Что главное, на ваш взгляд, они должны увидеть в этой игре, что для себя должны вынести?

- Наверное, в первую очередь, что не надо сдаваться. Это касается не только спорта. Всегда есть шанс, есть варианты-возможности что-то поменять в игре или жизни. И не важно, как складываются обстоятельства, даже в сложнейшей ситуации можно найти выход. И этот матч – подтверждение этому. Надо надеяться, верить и бороться до последнего, не опускать руки и идти вперед, как бы тяжело не было.