В минувшую субботу двукратная олимпийская чемпионка по волейболу Татьяна Сарычева, много лет выступавшая за столичный «Локомотив», отметила 60-летний юбилей. Накануне торжества Татьяна Филипповна поделилась с «Гудком» воспоминаниями о прошлом, а также мыслями о настоящем отечественного, в том числе и железнодорожного, спорта.


– Татьяна Филипповна, утомили вас, наверное, юбилейные хлопоты?

– Нисколько. Ведь когда тебя поздравляют, тебя помнят – это всегда приятно. Я уже и дома гостей принимала, и в Олимпийском комитете. Будет и ещё одна встреча, на которую приедут близкие мне люди, которые по разным причинам лично меня поздравить пока не сумели.

– В вашей жизни был один клуб – московский «Локомотив». Другие команды вас приглашали?

– От предложений выступать за столичные «Динамо» и ЦСКА, которые в 60-е годы ходили в лидерах нашего клубного волейбола, у меня не было отбоя. Тем не менее на все просьбы динамовского и армейского руководства отвечала отказом. Считала, что «Локомотив» – моя судьба. В нём и девчонки подобрались на редкость душевные, и наставник работал классный – Михаил Сергеевич Сунгуров. Жаль, что сейчас в нашем волейболе нет женской команды «Локомотив». Я уже не раз общалась по этому поводу с председателем РФСО «Локомотив» Александром Поповым, но пока ничего не меняется. Кстати, было бы неплохо, если бы в Москве и мужской волейбольный «Локомотив» появился.

– Вернёмся к вашему «Локомотиву». Девичники у вас в команде были?

– У нас всё было! И девичники в том числе. Мы вместе весело отмечали дни рождения, государственные праздники, наши победы… Мы танцевали, спорили о фильмах, прочитанных книгах, обсуждали нравившихся нам ребят. Кстати, танцевала я прилично. В школьные годы посещала кружок танцев, а потому легко отплясывала модный тогда твист. Но при этом и «классикой» владела – вальсом, танго. Впрочем, у нас в «Локомотиве» все девчонки хорошо танцевали. У волейболисток вообще с координацией, с чувством ритма всё в порядке.

– Давайте поговорим о двух ваших олимпийских победах – в Мехико-1968 и Мюнхене-1972.

– И в Мексике, и в Германии в финале мы играли с японками. Перед мексиканской Олимпиадой все специалисты в один голос считали, что обыграть доселе непобедимых азиаток просто невозможно. Но сборная СССР сотворила сенсацию. Помогла нам домашняя заготовка тренерского штаба. Во всех матчах до финала мы подавали мячи исключительно в пятую и шестую зоны. Когда же дело дошло до решающего поединка, мы стали отправлять мяч в первую зону, что стало для японок неприятным сюрпризом.

– Какая из олимпийских побед далась тяжелее?

– Мюнхенская! В 1972 году уже советская сборная считалась фаворитом, а потому на нас сильно давил груз психологической ответственности. Но мы справились.

– Ваши наследницы, волейболистки уже сборной России, минувшим летом в Пекине даже не попали в четвёрку сильнейших…

– Неудачную игру нашей команды наблюдала собственными глазами – в Пекин я поехала в составе группы поддержки. Конечно, провал наших волейболисток ужасно расстроил. Ведь состав у сборной России был солидный. Но неладное я почувствовала уже после стартовой игры с бразильянками. Создалось впечатление, что у наших девчонок не было ни сил, ни желания играть. На таких турнирах глаза у спортсменов должны гореть! У сборной России в Пекине ничего подобного не наблюдалось.

– Какова главная причина провала?

– Думаю, что она кроется во внутреннем микроклимате команды. Главным виновником неудачи считаю тогдашнего главного тренера сборной Джованни Капрару. За три года работы с нашими девочками он даже не удосужился выучить на русском языке простой набор волейбольных терминов. В минутных перерывах, когда каждая секунда дорога, он давал советы на итальянском, а его слова переводили. Меня это возмущало!

– Кстати, ещё о сборной СССР. Помнится, что в ваше время игроки национальной команды на клубных майках имели ещё и государственный герб Советского Союза.

– По этому поводу могу сказать лишь одно – очень жаль, что эта традиция сегодня утеряна. С такой почётной нашивкой играть вполсилы сборники не имели права. Между прочим, мы сами, своими руками пришивали герб на форму.

– Расскажите, чем вы занимаетесь сегодня?

– Возглавляю в Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики отдел летних игровых видов.

– Не скучно вам с бумажками возиться?

– Нисколько. Интересной работы очень много. Наш отдел утверждает целевые программы для подготовки сборных команд на Олимпийские игры и списки кандидатов в сборную, следит за тем, чтобы трудовые книжки спортсменов находились в тех спортивных обществах, с которыми они имеют контракты. В общем, скучать не приходится.

 

 

Беседовал Владимир Суетин,   Гудок