Диагонального столичного клуба «Строитель» без стеснения называют будущим отечественного волейбола. В свои неполные 22 года он добился многого, а прошедший сезон в российской суперлиге стал одним из лучших для молодого игрока. Авдоченко — один из лидеров команды, благодаря которому интрига за место в плей-офф не угасла до самого конца.

 

Теперь чемпионы страны готовятся к выступлению на внутренней арене, где минчанам также есть что доказывать. В эту игровую паузу мы и побеседовали с Павлом о российском опыте и планах на будущее.

— Какие чувства остались после первого сезона в российской суперлиге?

—Участие в таком сильном чемпионате — однозначный плюс для белорусского волейбола. Если же конкретно касаться игр, то есть и удачные, и откровенно провальные. Ещё до старта было очевидно, что «Строителю» в этом турнире придётся нелегко. Высокий уровень команд, игроки с мировыми именами, хотя меня и сложно удивить. Не считайте это зазнайством, просто по характеру я очень спокоен, меня сложно вывести из себя. Только после неудачных матчей ко мне лучше не подходить. Внутри всё бурлит, вот почему часто отказываю корреспондентам в комментариях.

— Многие наши специалисты в преддверии старта «Строителя» довольно потирали руки: увидим, как играют нападающие… Действительно ли есть чему поучиться?

— Внимательно наблюдал за многими ведущими волейболистами лиги, но этот турнир открыл нам глаза: и мы способны подтянуться к их уровню. В этом нет ничего невозможного. В некоторых компонентах игры наш клуб превосходит и представителей суперлиги.

— Обидно оказаться вне плей-офф, ведь шансы у «Строителя» были неплохие?

— Потеряли много очков в командах, равных по силам. Весь турнирный путь прошли неровно. Где необходимо было выигрывать, как в случае с «Автомобилистом» в Питере, дома с «Ярославичем», мы уступали, что в итоге отразилось на нашем положении в таблице. Хотя попасть в плей-офф в первом же сезоне было бы здорово. Летом за нас никто и ломаного гроша не давал, говорили, что выиграли бы один-два матча, а здесь уже планы на плей-офф строили. Хотя целенаправленной подготовки не было. Сначала долго определялись, на базе какого клуба создавать команду для российской суперлиги, затем вызовы в сборную. Тренер Жаркович приехал в сентябре, так что играли на старом багаже, и он оказался не таким уж скудным.

— Для вас этот клубный сезон складывается наиболее успешно. Один из ведущих диагональных лиги (9-е место по результативности, 147 очков), ключевой игрок «Строителя». Хотя совсем недавно находились несколько в тени и только подавали надежды. Что изменилось, появилось желание проявить себя в суперлиге?

— Отдельные яркие матчи раньше у меня были и в сборной, а в клубе это первый такой стабильный сезон. Конечно, это шанс проверить и себя, насколько готов выступать на таком уровне, ведь это не чемпионат Беларуси. Хотелось показать, что в Минске тоже есть серьёзный волейбол.

— Что изменилось в вашей игре?

— Перестроил технику, подачи, удары в атаке стали сильнее. Хотя всё ещё нестабилен.

— В «Строителе» два разноплановых связующих — Артём Горемыкин и Денис Петров. С кем из пасующих удобнее взаимодействовать на площадке по ходу матча?

— Денис мяч подбрасывает немного выше, мне удобнее атаковать поверх блока, Артём ведет быструю игру. С Горемыкиным вместе уже не один сезон, в этом свои плюсы, но и у Петрова есть свои сильные стороны. Всё зависит от ситуации. Хотя и от пасующего многое зависит.

— Больше, чем от принимающих?

— Вы намекаете на приём мяча у «Строителя»? Слава Богу, по своим функциям на площадке освобождён от этого действия, а то вы сейчас раскритиковали бы меня в пух и прах. А если серьёзно, то нам, конечно, надо много работать. Скажу так: приём белорусский, а подача у соперников, к сожалению, российская. Многое зависит и от диагонального: хорошая передача, плохая, твоя задача — забить мяч в площадку соперника.

— На несовершенном приёме команду поймали уже и в Кубке Беларуси. Что произошло в матче с «Коммунальником»?

— На тот момент мы были не очень хорошо готовы — много травмированных, больных игроков, и на тот момент сделали всё, что могли. «Коммунальник» тогда оказался сильнее. Поражение в финале Кубка в Гомеле подействовало на нас отрезвляюще. Для многих «Строитель» неожиданно выиграл в Краснодаре и вернул надежду на участие в плей-офф.

— В текущем сезоне с клубом работает сербский тренер Милан Жаркович. Много нового привнёс в игру команды этот специалист?

— В тактике игры нет ничего нового. В тренировках есть определённые новшества, но самое главное — он с другой философией. Эмоционально может здорово завести на игру, но часто только на одних эмоциях победить не получается. Однако, не скрою, в отдельных моментах игрокам с Жарковичем сложно найти взаимопонимание.

— Белорусские специалисты отмечают, что Авдоченко не позволили раскрыться в отдельных матчах, за первую же ошибку отправляли в запас…

— В отдельных эпизодах так сделать было тактически правильно. Сергей Окулич более стабилен, чем я, у него хорошая статистика, надо играть надёжнее.

— Начинали карьеру вы на месте центрального блокирующего и в «Строителе» выступали на этой позиции…

— Для высокого игрока, особенно когда он ещё не до конца сформирован, это легче всего. Только за счёт своих физических данных получаешь преимущество. Однако и в «молодёжке» меня ставили в диагонального, а затем и в клубе стали больше доверять. Центральных в «Строителе» достаточно: Бусел, Клышевский, появился Удрис. Если бы я остался на этой позиции, взяли бы Артура в клуб? А теперь мы видим, как он прогрессирует. Несомненно, Удрис лучший в нашем составе в этом сезоне.

— Два года назад у вас было предложение от казанского «Зенита», почему не рискнули?

— Сложный вопрос. По некоторым аспектам, независимо от того, в какой команде окажусь, российский чемпионат — это другой уровень. И вполне реально повысить свой. Жалею ли я? Немного, однако на тот момент у меня был контракт со «Строителем», и отпускать из Минска меня категорически не хотели.

— Вы воспитанник витебской школы волейбола, которая известна своими талантами, но победы уже в далёком прошлом. Как пришли в этот вид спорта?

— В Новолукомле, откуда я родом, родители занимаются волейболом. Но вначале чем я только там не был увлечён: лёгкой атлетикой, футболом, который до сих пор люблю больше, чем волейбол. Очень хотел стать профессиональным игроком, но когда уехал мой тренер, я интерес потерял. Родители определили в секцию волейбола.

— Первый серьёзный приз, который запомнился?

— Когда нас тренировал Иван Дубина, который сейчас работает в «Шахтёре», ездили на турнир в Волковыск. Мы представляли тогда Витебскую область. В общем, впечатлений осталось много.

— Как попали в Могилёв?

— На сборы в Новолукомль приехал Константин Царь, он на тот момент работал с юниорской командой, тогда меня и заметили. Я уже задумывался серьёзно заняться волейболом. В Гродно ехать смысла не было — там большая конкуренция среди собственных воспитанников, поэтому и выбрал Могилёв.

— Выступление вашей молодёжной сборной запомнится надолго. Громко заявили о себе на чемпионате Европы, выступали в финальной части чемпионата мира…

В то время действительно был по белорусским меркам звёздный состав: Бусел, Радюк, Михневич. Мы тогда не думали, как повлияют победы на нашу карьеру, просто выходили и бились до конца. Вот в этот период я точно знаю, что меня впечатлило, — чемпионат мира в Индии. Во-первых, страна потрясающая. Во вторых, мы могли быть гораздо выше, так как сильнее многих команд, которые оказались впереди. Но былого не вернёшь, теперь надо на профессиональном уровне доказывать свою состоятельность.

 

Спортивная панорама