Из белорусского волейбола время от времени выходят специалисты, которые получили известность далеко за пределами родины и после распада Советского Союза принесли славу России. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно обратить взор на наставника нашей женской национальной команды легендарного Николая Карполя. А у более просвященных читателей наверняка отложились в памяти братья Сапеги из Гродно. Этот ряд гармонично дополняет и фигура Владимира АЛЕКНО, выигравшего со сборной России бронзовые медали прошлогодней Олимпиады.


А за два месяца до этого наш соотечественник принял у Виктора Сидельникова “Зенит-Казань” и с ходу сделал команду чемпионом России. Сегодня он по праву возглавляет список вип-персон на “Кубке “Витязя”, куда привез свой клуб второй год подряд. После матча со “Строителем” в среду наш именитый соотечественник с удовольствием согласился дать интервью “ПБ”.

Из досье “ПБ”

Владимир АЛЕКНО. Родился 4.12.66 в Полоцке. Карьеру игрока начал в 1984 году. Выступал за команды: СКА (Минск), ЦСКА (Москва), “Левски” (Болгария), “Асти” и “Сполетто” (обе — Италия), “Канн” и “Тур” (обе — Франция). Двукратный чемпион СССР, чемпион Болгарии, чемпион и обладатель Кубка Франции. В качестве главного тренера руководил клубами: “Тур” (Франция, 1999-2004), “Луч” (Москва, 2004-05), “Динамо” (Москва, 2005-07). С марта 2007 по август 2008-го — главный тренер сборной России. Летом 2008-го возглавил “Зенит-Казань”. Тренерские достижения: обладатель Кубка Франции (2003), чемпион Франции (2004), бронзовый призер Лиги чемпионов (2004), чемпион России (2006, 2009), обладатель Кубка России (2007), бронзовый призер Олимпиады (2008).


— “Кубок “Витязя” носит подготовительный характер. Недавно мы закончили сбор по физической подготовке в российском центре волейбола в Анапе и прямо оттуда приехали в Витебск. Уже в начале сентября клубу предстоит участие в первом раунде Кубка. Посему этот турнир для нас очень важен. К сожалению, не смогли привезти сюда всю команду — для полного комплекта недостает пяти человек. Это три члена сборной России — Тетюхин, Вербов и Черемисин, а также два американца — Болл и Стэнли. Зато есть возможность предоставить на турнире практику запасным игрокам. Почти все участники “Кубка “Витязя” равноценны. Значит, играть интересно и тяжело, а это хорошо.

— Вы позволили продлить каникулы вашему капитану Ллою Боллу. Его партнеры не обижаются?

— С Боллом — особая ситуация. Он весь сезон живет в России без семьи, которая для него очень важна. В контракте прописано, что часть августа игрок работает дома по индивидуальной программе. Меня устроило его состояние по прибытии в команду из отпуска в прошлом году. Поводов для недоверия к Ллою нет, поэтому он присоединится к нам 1 сентября. А другой наш американец, Стэнли, сейчас задействован в сборной США.

— Сегодня вы не заняты в российской национальной команде, как в прошлом году. Это, должно быть, огромное подспорье в работе с “Зенитом”?

— Однозначно. Такой режим позволяет гораздо больше времени уделять клубу. Например, в прошлом году я приехал в команду только 26 августа — спустя два дня после возвращения с Олимпиады. А сейчас полноценно провел и комплектование, и подготовку к сезону.

— Тяжело переживали расставание со сборной России год назад?

— А меня от нее никто не отлучал. Просто на заседании президиума мою работу признали удовлетворительной — при том что могли поставить и “неуд.”. И вместе с тем объявили конкурс. Понял сразу: мне не доверяют. А без доверия со стороны руководства в спорте нечего делать.

— В минувшем сезоне в российской суперлиге ваша команда вчистую обыграла “Искру” в финальной серии до трех побед. Где собираетесь искать новые стимулы для работы?

— Я ведь еще молодой тренер, мне только 42 года. Пока завоевал лишь пять титулов — это мало. Конечно, стать многократным чемпионом в турнире столь высокого уровня, как российская суперлига, — престижно и почетно. Но я, к примеру, никогда не выигрывал Лигу чемпионов.

— Владимир Романович, надо полагать, для вас “Кубок “Витязя” — это не просто межсезонный практикум, а еще и возможность побывать на родине. Как-никак, от Витебска до Полоцка — рукой подать, тем более по российским меркам.

— В Полоцке остались мать и брат, похоронен отец. К сожалению, с моим образом жизни удается с ними видеться только раз в год. А турнир для меня — еще одна встреча с родными. В пятницуа это выходной на “Кубке “Витязя” — я поеду к маме.

— Что вас связывает с Беларусью, помимо родственных корней?

— Трудный вопрос. У меня часто спрашивают: “Где твоя родина?” А я до сих пор не могу понять, где моя, скажем так, станция житья. Долгие годы жил во Франции, сейчас обосновался в России. Когда тренировал “Динамо”, была квартира в Москве. Сейчас уехал в Казань, где все хорошо. Устраивает и команда, и город. Иначе говоря, все мои мысли там. Но все же родина здесь: я — белорус. Здесь прошла юность, осталось много друзей, началась волейбольная карьера.

— Вам уже задавали вопрос относительно перспективы возглавить сборную Беларуси. Но тогда на горизонте маячила национальная команда России. Может, сейчас, когда этот этап карьеры позади, есть смысл вернуться к теме?

— Ко мне в последнее время с таким предложением не обращались. А на пост главного тренера сборной имеются достойные кандидаты. До недавних пор ею руководил Сингаевский, сегодня это делает Сидельников. Замечу, в российских клубах не приветствуется такой подход, при котором ты оставляешь команду на все лето. Но я всегда готов помочь. В моем понимании это и любой диалог с тренерами, семинар, любое общение — все что угодно. Чем смогу — помогу. Это касается и сборной. Если будет время, готов оказать поддержку в тренировочном процессе. Мои двери открыты. Вот, например, сейчас, после интервью, у нас состоится беседа с Сингаевским.

— Федерация пригласила работать с нашими сборными именитых наставников. Что нужно делать дальше для развития белорусского волейбола?

— Назначение Карполя — это, бесспорно, огромный шаг вперед. Такой специалист непременно принесет сборной много пользы. А для Сидельникова сейчас важен результат, по которому оценивают работу любого тренера.

Что касается иных путей к прогрессу, то без подготовительной базы о больших успехах не стоит и говорить. В Беларуси в этом смысле не так все плохо, как может показаться. Есть Стайки и Раубичи, на основе которых можно создавать инфраструктуру. А еще хочется пожелать движения вперед в экономическом плане. Согласен с Николаем Васильевичем Карполем, который сказал, что сборная может выигрывать за счет мотивации и патриотизма. Эти качества у белорусских игроков в ниличии. Но, по моему мнению, при этом не менее важна и финансовая поддержка. Сегодня другие времена. И потому просто так добиться от команды стопроцентной отдачи сложно. За одну только идею умирать уже никто не будет.

— Может, есть смысл снять кальку с суперклубов “Динамо”, какие созданы в Беларуси в хоккее и гандболе?

— Но там ведь есть серьезная экономическая база. А волейбол поддерживает лишь председатель федерации Борис Васильевич Батура. Он пытается оказывать помощь нашему виду спорта в силу своих возможностей, но ему нужна политическая и экономическая поддержка. Без этого — никуда. А еще волейболу в Беларуси нужно больше выхода за свои рамки, больше общения, что ли. Ведь страна в волейбольном мире закрыта. Клубы проводят внутренний чемпионат, сборная играет в отборочных турнирах, и на этом все останавливается. А для прогресса этого недостаточно. Сегодня с белорусских игроков нужно снять трансферные ограничения, чтобы в России они не подпадали под квоту на иностранцев. Это же касается и самих россиян, которые по тем или иным причинам не могут играть дома. По-моему, такой подход пойдет на пользу волейболу в обеих странах.

— Известен ваш интерес к 18-летнему игроку “Строителя” и сборной Павлу Авдоченко. В какой стадии находится его переезд в Казань?

— У меня есть желание работать с этим парнем. А у него — стремление выступать в России. Он талантливый игрок, и сделать в карьере шаг вперед — это вполне нормально. Думаю, в Беларуси его должны понять. В перспективе он может заиграть и в сборной России. Вместе с тем считаю, что приехать сюда и просто так забрать Авдоченко — неправильно. Если он все-таки получит возможность играть у нас вне лимита на легионеров, это будет оптимальный вариант как для него, так и для Беларуси. Во вторник у меня был разговор с Батурой, который заверил, что в разговоре с президентом Российской федерации волейбола Николаем Патрушевым постарается решить этот вопрос.

— А если нет, то смена гражданства неизбежна?

— Для меня, поверьте, это не принципиально. Идти на такой шаг нужно только в случае желания играть в сборной России. И если все же вопрос о его выступлении вне лимита на легионеров решить не удастся, дальше все будет зависеть только от игрока, его родителей и нынешнего клуба. А пока хотелось бы, чтобы руководство обеих волейбольных федераций нашло компромисс.

— Какими качествами должен обладать игрок, чтобы получить приглашение в вашу команду?

— Во вторник жлобинский “Металлург” победой над “Искрой” доказал, что способен играть на высоком уровне. В Беларуси есть талантливые игроки, которые могут выступать в любой российской команде. А если вывести их за рамки лимита на легионеров, трудоустроиться там будет еще проще. Очень важно, что эти игроки мотивированны и хотят играть в волейбол. Пожалуй, это самое главное.

 

 

Егор Бачило,   Прессбол