Связующий сборной России по волейболу Александр Бутько в интервью корреспонденту агентства «Р-Спорт», организованного в рамках проекта «ВТБ Команда», рассказал о том, почему именно он должен поехать на Олимпиаду в Лондон, оценил роль связующего на площадке, а также объяснил, почему решил остаться в новосибирском «Локомотиве» еще на два года.


 

Матч Лиги чемпионов как кошмарный сон


- Главный тренер сборной России Владимир Алекно сказал, что основная проблема волейболистов – травмы. Вы тренировались с повязкой. Серьезные ли проблемы с рукой?

— Да нет, все в порядке, чувствую себя хорошо. А бинт на руке — из-за микротравмы, полученной на первой тренировке после отпуска. Ничего серьезного, сейчас, в принципе, это меня не беспокоит. Я скорее перестраховываюсь.

— Когда вы прилетели из Японии после победы на Кубке мира, признались, что едва ли не вся команда играла на турнире через боль.


— Да, сложный был у нас период. Игроков пять были серьезно травмированы, играли на обезболивающих уколах. Даже сейчас вспоминаю и чувствую уважение к мужеству ребят.

- Можно сказать, что победа в Японии на данный момент для вас — самая важная в карьере?

— Думаю, да. Хотя каждая победа важна по-своему. Где бы я ни играл, я стараюсь победить.

- Новосибирскому «Локомотиву», за который вы выступаете, в этом сезоне не удалось завоевать даже бронзовые медали в чемпионате России. Четвертое место можно считать неудачным результатом?

— В этом году Новосибирск занял место на ступеньку выше, чем в прошлом году. Просто надо правильно расставлять приоритеты. Мы выиграли Кубок России, а с одинцовской «Искрой» немножко не повезло, могли завоевать бронзу. Мы и с Казанью («Зенитом» в полуфинале) боролись. Но что греха таить – были слабее них, хотя в каждом матче и настраивались на победу.

— «Локомотив» в нынешнем сезоне дебютировал в Лиге чемпионов. У команды были все шансы с первого раза выйти в «Финал четырех». Победили в первом матче против турецкого «Аркаса», повели со счетом 2–0 во втором. Что случилось потом?


— Тяжело вспомнить об этой игре. Все, что происходило после того, как мы выиграли два сета – как в страшном сне. Начался какой-то беспредел. В этой обстановке концентрацию потеряли не только игроки, но и судьи. Начали явно подсуживать команде противника. Я не виню их в этом. Поражение в каждой игре проще всего свалить на судей или болельщиков, которые мешали играть. Виноваты мы сами. Надо было спокойно обыгрывать эту команду со счетом 3–0, тем более, они позволяли. В третьей партии мы расслабились, за что тут же поплатились. Для нас это урок. В этом году нам с таким багажом опыта будет легче играть в Лиге чемпионов.


Соблазн играть в Казани был велик


- В следующем сезоне вы продолжите играть за новосибирский клуб?

— Да, я подписал новый двухлетний контракт.

- Не было интересных предложений от других команд?

— Были. Владимир Романович (Алекно) звал в Казань, Белгород интересовался. Но в этом клубе меня пока все устраивает, и я устраиваю руководство. Хочу, чтобы громкие победы были связаны и с моим именем. В Новосибирске действительно любят волейбол, хотя команда ведь никогда раньше не выигрывала. Конечно, соблазн играть в Казани велик, но если «Зенит» завоюет очередной титул, то этому никто не удивится. Если же чемпионат России выиграет Новосибирск, то это будет сенсация, которую местные жители запомнят надолго.

- Не стало ли одной из причин отказа «Зениту» наличие в казанской команде такого опытного связующего, как итальянец Валерио Вермилио?

— Я думаю, что если бы я там был, то Вермилио бы не было. Возможно, это звучит громко, но с Валерио был подписан контракт «1+1». Но мы разговаривали еще до того, как Казань выиграла Лигу чемпионов и чемпионат. Думаю, что Владимир Романович немного расстроился после проигранного Кубка России, и если у него сейчас спросить, поменяет ли он Валеру на меня… От добра добра не ищут. Валера там переживает свою вторую молодость.

- Про связующих говорят, что от их игры зависит едва ли не половина успеха команды.

— Да, это одна из самых важных ролей в любой команде. Но победу куют все шесть игроков. Если одно звено выпадает, то пятерым без него играть очень непросто. Я бы сказал так: хороший связующий – это действительно 50% команды. И чем старше пасующий, тем он закаленнее. Ты можешь быть перспективным, талантливым игроком, но если ты молод, то на высоком уровне будет играть достаточно тяжело.

- На кого из связующих вы ровнялись в юности?

— Таких людей было много. Я вырос в Беларуси и смотрел волейбол по телевизору. Всегда вызывал большое уважение Константин Ушаков, который сейчас тренируется с нами. Десять лет назад я с ним провел свой первый сезон, играя в «Динамо», старался ему подражать. Костя многому меня научил, и не только меня, но и более молодые поколения. Сейчас все стало доступнее. Раньше ты смотрел на них по телевизору, а сейчас с этими игроками играешь на одной площадке. Теперь уже нет никакого подражания, но когда я был юношей, то естественно хотелось быть похожим на ребят из телевизора.

- Сейчас ни на кого из коллег по амплуа стараетесь не ориентироваться?

— Да, я вырос и стараюсь показывать свою игру. Но, безусловно, всегда обращаю внимание на определенные моменты в игре связующих из других команд. Меня восхищает игра Ллоя Болла, Вермилио. Были такие моменты, когда говорил: «Вау! Почему я так не могу сделать?»

Бывает, приходишь на тренировку, у тебя все получается, и ты думаешь: «Если сейчас надо было бы играть с бразильцами, то точно был бы лучше них». А бывает — все из рук валится, ребята не могут через сетку мяч перебить. Тогда думаешь: «Что же я делаю в этой сборной?» Все зависит от состояния, в котором ты находишься – и в техническом, и в физическом, и в психологическом плане.

- А он настроения что-либо зависит?

— Настроение, безусловно, важно, но от него не многое зависит. Важнее опыт: чем больше у тебя было сложных матчей, тем легче играть. Появляется уверенность во время нестандартных ситуаций на площадке. Когда идет хороший прием, то 80% связующих всего мира справляются. А вот когда летит тяжелый мяч, плохая защита, а ты к тому же хочешь сыграть красиво и неожиданно, вот здесь уже многое решает тот самый опыт, который приходит с годами. Поэтому великими пасующими становятся после 30 лет.

- Получается в 26 лет, как вам сейчас, можно быть только хорошим пасующим, но никак не великим?

— Я себя не считаю великим пасующим. Да, были победы в прошлом году, в том числе и на Кубке мира. Но что такое одна победа? Выиграть можно случайно, это может каждый. Ты должен быть всегда голодным до побед. Мне хочется повторять это чувство еще и еще. Это как наркотик. Чувство, когда команда забивает решающий победный мяч, непередаваемо. Падает камень с души, и ты находишься в состоянии эйфории. Со временем это забывается. И я считаю, что победы нужно забивать быстро, оставлять в прошлом. А поражения надо анализировать.


Только какая-то неподходящая погода может нам помешать выиграть!


- Прошлый год вы начинали в роли второго связующего. В финальном матче Мировой лиги вышли на замену, когда игра у команды не совсем ладилась. С какими чувствами выходили в такой ответственный момент на площадку?

— Когда ты выходишь на замену, ответственности, наоборот, меньше. Ты – второй связующий, с тебя и спрос, как со второго. Может получиться, а может и нет. Но достаточно часто одна замена решает исход матча. Это должен чувствовать тренер, понимать, насколько психологически готов игрок. Не всем такое дано. Владимиру Романовичу — дано, и половина заслуги именно его, ведь он сделал эту замену. Он поверил в меня, и я рад, что помог.

Команда столько лет не выигрывала! И победа в Мировой лиге помогла в будущем, не считая того досадного поражения на чемпионате Европы. У нас сейчас было собрание с руководством федерации волейбола, и никто не вспомнил о том, что мы выиграли Мировую лигу и Кубок мира. Речь шла о проигранном чемпионате Европы. Если мы хотим быть великой командой, лучшей в мире, должны думать именно о том, как проиграли, а не выиграли.

- Одной из причин поражения в Австрии называли недонастрой команды.

Я бы не согласился. Был неприятный инцидент перед игрой – Дмитрий Мусэрский забыл майку, хотя нам тренер постоянно об этом напоминает. Конечно, нельзя сказать, что именно из-за этого мы проиграли, но когда команды находятся приблизительно на одном уровне, то чашу весов в свою сторону может склонить любая мелочь. Мы тогда достаточно уверенно выигрывали первую партию. Если бы смогли это сделать – выиграли бы игру. Но мы растеряли большое преимущество, и это нас немного подкосило. В концовке была досадная, глупая ситуация, которая даже не тренировках не случается. А ведь это был матчбол!

Поражение морально нас подкосило, и на следующий день мы проиграли полякам по всем статьям. И, конечно, тогда никто уже не вспоминал о том, как мы выигрывали Мировую лигу. Хотелось сквозь землю провалиться. Это был просто провал. Мы сидели после игры в раздевалке с опущенными головами. Пытались поговорить, но не было слов. Каждый провел над собой достаточно серьезную работу после этого. На сборе перед Кубком тоже была достаточно непростая ситуация: травмирован Тарас (Хтей), наш капитан. Серега Гранкин вообще не попал в сборную из-за травмы. Сейчас я даже не представляю, как он тренируется. Но несмотря ни на что, в команде была хорошая атмосфера, все рвались в бой и хотели доказать, что поражение на чемпионате Европы было случайностью.

Кто-то из тренеров сказал, что отсутствие Гранкина помогло вам раскрепоститься и так уверенно провести Кубок мира.


— Это был мой первый турнир в роли основного связующего. Были шероховатости в тренировках, но никто не высказал ни одной претензии, расстройства в отношении отсутствия Сергея Гранкина. Все вселяли только уверенность друг в друга.

Хотя я, как самокритичный человек, не могу сказать, что сыграл в Японии здорово. Я бы мог какие-то матчи провести лучше. Но даже этой не самой лучшей игры хватило для того, чтобы выиграть Кубок мира. Это говорит о том, что у нашей команды огромный потенциал. Если его реализовать, то никакие бразильцы не устоят. В физическом плане наша команда точно на первом месте. Достаточно взглянуть на одного Дмитрия Мусэрского и все станет понятно. А таких у нас в команде сколько, и при таком росте каждый достаточно техничен. Только какая-то неподходящая погода может нам помешать выиграть! Хотя я не хочу сейчас приписывать нас к числу фаворитов Олимпийских игр.

Для меня это вообще первая Олимпиада. Костя Ушакова, для которого эти Игры могут стать пятыми, говорит, что это особенный турнир, не похожий на другие. У нас в команде огромная конкуренция, и место не гарантировано никому. Я попытаюсь доказать, что достоин поехать в Лондон, но прошлые заслуги этого точно не гарантируют. Если все-таки поеду, то приложу максимум усилий для того, чтобы доказать всем, что не спроста мы на Кубке мира были номером один.

 

 

Р-Спорт