Разгромив в финале квалификационного турнира в Лейпциге голландцев -- 3:0, мужская волейбольная сборная России завоевала единственную разыгрывавшуюся на нем путевку на Олимпиаду в Афинах. В Германии россияне показали удивительную игру, не отдав соперникам ни одной партии и затратив на пять матчей с ведущими командами Европы всего пять с небольшим часов.


Спустя полчаса после того, как дисциплинированные трибуны Leipzig Arena стоя отблагодарили за фантастическую игру в финале российскую сборную, ее главный тренер Геннадий Шипулин говорил вещи, которые, наверное, могли показаться странными зарубежным журналистам. Он говорил о том, что подготовка к этому турниру, превратившемуся в итоге в полный триумф России, была непростой. Непростой -- потому что по сравнению с чемпионатом Европы в сентябре 2003 года, на котором мы не попали в финал и тем самым лишились права участвовать в Кубке мира -- отборочном к Олимпиаде соревновании, команда обновилась на треть. Шипулин говорил о том, каким непростым был этот выбор в отношении новичков. Станислав Динейкин, выступающий в итальянской серии A за знаменитый клуб Sisley, три с половиной года назад не попал в состав сборной, отправлявшейся на Олимпиаду в Сиднее, с тех пор за нее не играл, и многие полагали, что никогда уже в нее не вернется. Шипулин -- когда на европейском первенстве неудачно сыграл основной диагональный Роман Яковлев -- все же вернул Динейкина. Нападающий Тарас Хтей проводил первый турнир в качестве волейболиста стартовой шестерки, а молодой либеро Алексей Вербов до нынешнего сезона вообще, по существу, не играл на серьезном уровне. «Приходилось доказывать и другим, и самому себе, что эти новые игроки нам необходимы, потому что это -- игроки нашего будущего»,-- вспоминал тренер.

Турниром в Германии он это окончательно доказал. Высоченный (рост 215 см) Станислав Динейкин с ходу превратился в основного наряду с Сергеем Тетюхиным «забойщика» команды. Капитан и связующий россиян Вадим Хамутцких скажет про него: «Возвращение Динейкина -- большой плюс. Он, безусловно, усилил игру». Тарас Хтей не раз выручал в трудных ситуациях. Алексей Вербов, который по идее должен был испытывать колоссальный мандраж, удостоился восхищенных отзывов присутствовавших на турнире специалистов, не ожидавших увидеть в исполнении дебютанта такой вдохновенной игры. «Он стал тем человеком, который, что называется, дает настроение, атмосферу» -- так скажет о Вербове Шипулин.

Новички плюс старожилы сборной -- Хамутцких, Тетюхин, блокирующие Алексей Кулешов и Алексей Казаков (он, к слову, на 2 см выше Динейкина) -- в группе разбили Болгарию, Польшу и Германию, отнюдь не слабые сборные. Для того чтобы получить путевку в Афины, требовалось выиграть еще две встречи.

В полуфинале нас ждали французы -- команда, которая взяла «бронзу» на чемпионате мира, «серебро» на чемпионате Европы и которая в рейтинге Международной федерации волейбола стоит даже чуть повыше России. Неудобная команда, сразу, справившись в защите с чудовищной силы ударом Динейкина, показавшая, что готова биться. В середине стартового сета французы поочередно «зачехлили» блоком Алексея Казакова и Тараса Хтея. Потом Хтей пробил в аут. Потом их лидер Франц Гранворка «выбил» Хтея подачей, а наш -- Динейкин -- на подаче ошибся. И -- 17:20, критический счет, с которого отыграться в волейболе крайне сложно.

Геннадий Шипулин, объясняя, почему не заменил в тот момент начавшего ошибаться Хтея, скажет: «Так ведь в таких партиях как раз и закаляется характер». Нападающий тренера не подвел, забив вскоре очень важный мяч. Был в этой партии и безумно удачный выход на замену такого же молодого Сергея Баранова, подавшего так, что принимающие французов толком не успели среагировать. А еще был наш блок и жестокое добивание Динейкина. И промах на сетболе дрогнувшего Филиппа Барка-Сизика. Первую партию российские волейболисты все-таки взяли -- 25:23.

А во второй у россиян уже получалось все. Динейкин наконец подал навылет, Кулешов остановил блоком (о высоком и прочном, словно кирпичная стена, российском блоке тренер Франции Филипп Блэн и ее капитан, сам отличный блокирующий Доминик Дакен из московского «Динамо», говорили потом с особым восхищением) Стефана Антига, Хамутцких исполнил свою обязательную обманную скидку в ту секунду, когда соперники не сомневались -- будет передача, Вербов бился в защите. В какой-то момент французы так растерялись, что перестали отбивать даже самые простенькие мячи. Блэн заменил полсостава, но резервисты не помогли: паника продолжалась.

Последним светлым моментом для Франции в этом матче был блок Дакена в начале третьей партии. Его команда повела -- 2:1. Однако больше ничего, по сути, сделать не сумела. Потому что Тетюхин и Казаков, в свою очередь, здорово сыграли на блоке, Хтей принес два очка кряду эйсами, а Хамутцких, со зверским выражением лица ринувшийся к сетке, так напугал Гранворка, что тот, вместо того чтобы забить несложный переходящий мяч, нелепо рухнул на паркет.

Придуманное судьей нарушение у Динейкина в концовке спасти Францию было не в состоянии. За этим странным решением последовали удар -- месть Динейкина и блок Тетюхина с Кулешовым. 25:23 -- и мы в финале.

В финале, который для россиян становится пятым матчем за пять дней, а играть в нем предстоит со столь же впечатляюще выступавшей в Лейпциге Голландией. Она тоже не потеряла на турнире ни одного сета, хотя полуфинал с Германией была вынуждена играть без капитана Райндера Нуммердора, наступившего на мяч и порвавшего связки в матче с Францией. Она тоже планировала в Лейпциге, не дожидаясь последних, майских, квалификаций, попасть в Афины. И вышла на финал с сумасшедшим настроем, материализовавшимся в две результативные подачи Рихарда Схайла.

Вероятно, тогда они, голландцы, еще думали, что Россию можно превзойти. Но эти надежды должны были рухнуть через десять минут. Блок Казакова, торжествующе поднятый вверх кулак исполнившего эйс Хамутцких, эйс Хтея, хитрый, от блока в аут, удар Динейкина, его же подача навылет -- и все для Голландии в партии кончено -- 25:19.

Ее лидер Гвидо Гертцен, неудержимый в предыдущих встречах турнира, стал чаще брать ответственность на себя, атаковал, но вновь и вновь попадал мячом в руки российских блокирующих. Или промахивался. А если нервничает лидер, может ли его команда чего-то добиться?

Россияне по-прежнему «забивали» Голландию подачей, наш блок по-прежнему работал с минимумом сбоев, Вербов однажды поднял в нескольких сантиметрах от пола сумасшедший мяч -- в общем, шансов зацепиться и во второй партии у Голландии не было никаких -- 25:17.

Третья партия превратилась для них в кошмар. 6:0 -- такой счет редко встретишь в матчах двух команд приблизительно одного статуса! Хамутцких, когда финал завершится, поблагодарит голландцев за то, что, несмотря на уже состоявшийся в принципе нокаут, они все равно упирались до конца: «Не давали нам раньше времени расслабиться». Но какая была от этого упорства польза, если они в любом случае, как ни старались, кого бы ни выводили на удар, не могли переиграть наш блок? А Тетюхин с передач Хамутцких атаковал так, будто перед ним не было блока вовсе?

«В общем-то, мы играли нормально во всех компонентах -- и в атаке, и на подаче, и на приеме, и на блоке. Но в том-то и дело, что везде соперник был гораздо лучше» -- это резюме наставника Голландии Берта Гудкопа, который, сам, создалось впечатление, был в шоке от игры, продемонстрированной россиянами. «Я удивлюсь, если эта команда не завоюет в Афинах медали»,-- добавит голландец. Мнение, с которым вряд ли кому-то, если он видел турнир в Лейпциге, придет в голову спорить.

Остается добавить, что параллельно с лейпцигским аналогичный квалификационный турнир для женских сборных проходил в Баку. Россиянки выступили там неудачно, проиграв Польше и Германии и не пробившись даже в полуфинал. Впрочем, возможность поехать в Афины у них есть: надо попасть в тройку призеров заключительных отборочных состязаний, которые состоятся в мае в Японии. А в Баку олимпийскую путевку завоевали немки.

 

 

КоммерсантЪ