Корреспондент «Советского спорта» узнал у главного тренера Владимира Алекно, как теперь Россия будет прокладывать путь на Олимпиаду и что вообще произошло со сборной, которая в один момент перестала быть командой.



МАРШРУТ В ЛОНДОН

 


Сборная России проиграла не только чемпионат Европы. Мы сбились с прямой дороги на Олимпиаду. Путь выглядел так: надо попасть в финал Евро, чтобы получить приглашение на Кубок мира, который пройдет в ноябре в Японии. В нем участвуют 12 сборных. И нужно войти в тройку, чтобы сразу попасть в Лондон-2012, избежав сложного многоступенчатого отбора.

Правда, перед матчем за бронзу в пресс-релизе от Европейской конфедерации волейбола (ЕКВ) обнаружился занятный пункт: «…Сборная, ставшая третьей на чемпионате Европы и имеющая высокий рейтинг, может считать себя попавшей на Кубок мира».

Занятная формулировка, да? А я могу считать себя Наполеоном Бонапартом?

Президент ЕКВ Андре Майер пояснил, что никто гарантию не дает. Просто одна «wild card» есть у организаторов, то есть у Японии. Еще однау ЕКВ. Кому достанутся счастливые путевки, никто не знает. Но одна – наверняка полякам.

Хотя после бронзовой игры вся эта математика рассыпалась в прах. Россия безвольно проиграла Польше (1:3).


АЛЕКНО: ЕСЛИ БУДУ РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ…


– Невеселые минуты… – вздохнул главный тренер сборной России Владимир Алекно и смахнул большой ладонью пот со лба. – Если в полуфинале с сербами нам не дала победить фортуна, то с поляками мы проиграли. Как команда. По всем статьям.

Все лето мы были коллективом. Проводили разные встречи, хорошие и плохие. Но этот матч показал: некоторые игроки отнеслись нечестно к команде. Да, сейчас мы были не сильнее поляков. Однако я хотел, чтобы ребята были честны друг перед другом…

Мне еще предстоит над этим работать. Если будет этот шанс – работать дальше.

– А что дальше?

– Посмотрим, что у нас по программе. Ничего иного, кроме поездки на Кубок мира, для сборной России не рассматривал. Если я буду работать с командой, – снова подчеркнул Алекно.


«У НАС ЛИШЬ ДВОЕ СВЯЗУЮЩИХ»


– В Мировой лиге у связующего Сергея Гранкина не всегда шла игра. В финале с бразильцами его заменил Александр Бутько. Сейчас эти проблемы снова вылезли…

– Вы, журналисты, постоянно задаете этот вопрос. И прекрасно знаете ответ. Кого ставить, кроме Гранкина? Кто у нас есть еще?

– Так давайте больше доверять Бутько. Пусть набирается опыта, – предложил ваш корреспондент.

– Сейчас об этом можно говорить. Но когда сборная до финальной части выигрывала с Гранкиным, о нем были другие отзывы. Пресса, любители и «специалисты» заняли хорошую позицию. Когда Гранкин играет, он прогрессирует. Когда не получилосьон сразу плохой.

Сегодня у нас есть только эти двое связующих. Да, на подходе молодые. Но брать ли их на такой турнир? И как вообще оценивать результат? Мы попали в четверку. Хотя понимаем, что от нас ждут не этого. Чемпионат Европы снова получился провальным.

– Двойку ставите?уточнил я.

– Выше, что ли, можно поставить? Матч с поляками полностью расстроил. А с сербами… Наутро я пересмотрел, проанализировал… Нам не дали его выиграть. В концовке все решил судья.

Сейчас ко мне подошел представитель компании, которая предлагает ввести в волейболе стоп-кадр, как в теннисе. Будь такое ноу-хау, я оказался бы победителем в полуфинале.

– Михайлову задали вопрос в микст-зоне: «Может, в сборную пригласить психолога?». Он согласился… – продолжил я мучить Алекно. – А вы что думаете?

– Отношусь к этой идее положительно, если психолог сразу войдет в штаб команды и будет на стороне игроков. Если такого специалиста приведу я как тренер, спортсмен никогда не откроет душу.

До полуфинала психолог не был нужен никому – ни Гранкину, ни Михайлову, ни остальным. И в финале Мировой лиги тоже. Никто не заикнулся. Если бы я привел его сейчас, то этому психологу дали бы под задницу ногой. Игроки восприняли бы это как проявление слабости. А не как помощь.


«НЕ ЖДАЛИ ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ»


– Вы два раза сказали, что можете уйти. Неужели у сборной сменится тренер за год до Олимпиады?

– Я никогда не боялся ответственности. Это Евро получилось провальным. Кто должен отвечать? Тренер. Не психолог же…

Если федерация призовет к ответу, что нужна отставка, – я готов.

Могут ли России дать «wild card» и пригласить на Кубок мира?

– Не думал об этом. Не ждал помощи со стороны. Не представлял, что мы не поедем в Японию. Понятия не имею, как теперь будет проходить квалификация на Олимпиаду. Дайте мне выдохнуть. И узнать, как жить дальше.

– Хотели через парадную дверь попасть на Кубок мира?

– На сто процентов был уверен: так и произойдет. Не потому, что мы хорошо начали чемпионат. У нас была команда. Она оставалась собой даже в тяжелые моменты. Это показала вся финальная часть Мировой лиги.

– И где она теперь, эта команда? – читалось в глазах Алекно.

 

Советский спорт