После своеобразного нокдауна в дебюте финская сборная так и не пришла в себя до конца: россияне были на голову сильнее.

 

Он мне нравился всегда. Даже определение этому волейболисту придумал давно, ещё до того, как он объявился в России и стал играть за калининградское «Динамо-Янтарь»: надёжный. Речь о Туомасе Саммелвуо, некогда самом известном в волейбольном мире финском игроке, а в последние два сезона главном тренере своей сборной. И ведь ростом особо не вышел — всего каких-то 193 см. Но был постоянно востребован. Потому и успел поиграть и отметиться призами, кроме родной Суоми, разумеется, во Франции («Страсбур», «Пуатье» и «Тур»), в Италии («Кунео», «Пьяченца» и «Вибо Валентиа»), в Японии («Тойота Госей»), в Польше (ЗАКСА) и в России (кроме Калининграда ещё и новосибирский «Локомотив»). Собственно, его и призвали два года назад, в январе 2013-го, возглавить сборную Финляндии, когда Туомас ещё обладал действующим контрактом с лучшим из российских сибирских клубов. Ну прямо как Стефан Антига, который в начале текущего года ещё играл за клуб в Польше, а по весне встал во главе национальной команды этой страны.

Саммелвуо, который провёл за свою сборную 296 международных матчей, может изъясняться, кстати, на всех языках, кроме польского, который не успел выучить за один сезон, стран, куда его забрасывала кочевая волейбольная жизнь. Как и его болгарский визави Пламен Константинов, который, интересное дело, проехался едва ли не по аналогичному маршруту, только вместо Японии была Турция, а ещё очень много Греции, где он поменял шесть (!) клубов…

Но сегодня речь всё-таки о финском тренере и его команде, с которой россияне открывали второй групповой этап ЧМ во Вроцлаве.

Понятно, что Саммелвуо сразу начал перестраивать игру своей сборной под себя. Вот только выбор игроков у него был не очень большим. Любопытно, что в помощники он, как и многие главные тренеры как клубов, так и сборных, призвал итальянского специалиста Николу Джолито, который, если не ошибаюсь, какое-то время работал в Новосибирске бок о бок с Андреем Воронковым.

Среди волейболистов в России наиболее известен связующий нижегородской «Губернии» Микко Эско, до приезда в Польшу сыгравший за национальную команду своей страны больше остальных волейболистов Суоми — 261 матч. По чемпионату Европы 2007 года, где финны смогли впервые в своей истории пробиться в полуфинал, запомнились братья Ойванены — Микко и Матти. Вот только в последнее время они редко появлялись на площадке, уступив место в шестёрке более молодым партнёрам.

Финны попали на чемпионат мира впервые за последние 32 года. Случилось это в январе на квалификационном турнире в Словакии, где обыграли сборные Украины, Греции и Словакии. А уже в Катовице в первом матче одержали волевую победу — 3:2 — над сборной Кубы, уступая по ходу 0:2. В этой игре отличился резервный диагональный Олли-Пекка Оянсиву, заколотивший 23 очка. Затем без труда прошли Корею — 3:0, где солировал уже основной забойщик Урпо Сивула. Попытались противостоять бразильцам. И хотя уступили в трёх партиях, но в двух из них на балансе — 25:27 в первой и 24:26 в третьей. И в этом матче место в составе Саммелвуо доверил Оянсиву. Смогли оказать серьёзное сопротивление и немцам, хотя и проиграли 1:3. Ну и без хлопот за час с маленьким хвостиком расправились с Тунисом.

Так что с Саммелвуо и его подопечными следовало быть очень внимательными, потому что Туомас прекрасно знаком с вариантами игры, которые предпочитал Воронков, под руководством которого тренировался почти три сезона. Да и вообще, как там говорится в известной русской пословице: каков поп, таков и приход. Посему следовало ожидать, что финны будут хорошо действовать в приёме и в защите, а ещё у них очень неплохой блок, в этом элементе они смогли переиграть тех же немцев.

Состав россиян выглядел традиционно — как и в первых матчах.

Собственно, разница могла быть только в линии принимающих. Но Воронков предпочёл ту же пару, с какой начинал все основные матчи — Алексея Спиридонова и Дмитрия Ильиных. В первых же розыгрышах россияне продемонстрировали несколько сейвов в защите, где особо отличился Артём Ермаков. А потом финны никак не могли сняться на подаче Николая Павлова. В итоге серия российского диагонального продолжалась со счёта 2:1 до уникальных цифр 13:2, когда мяч, задев сетку, отлетел в аут. Судя по всему, от этого шока соперники так и не смогли оправиться до завершения встречи.

К техническому тайм-ауту — 16:4. И никаких вариантов у соперников что-либо противопоставить. 25:10 — счёт на табло после первого игрового отрезка. Расклад их таков: 13 добыты в атаке, 5 на блоке, 2 эйса и 5 «подарков» соперника. У наших всего две ошибки, остальные северные соседи набрали в атаке.

Теперь важно было не растерять настрой, что, увы, с нашей командой часто происходило после слишком уверенного начала. И 0:3 в дебюте второго сета несколько озадачили. Однако статус-кво был восстановлен достаточно быстро — 8:6 к первому техническому тайм-ауту, 16:9 ко второму.

Теперь финны и в самом деле временами демонстрировали умение не дать мячу опуститься на площадку. Но это были исключительно эпизоды. Доигравшись до сетбола, россияне совершили несколько невынужденных ошибок, завершив вторую партию со счётом 25:18. По собственным очковым потерям после этой партии команды сравнялись, что говорило о том, что россияне допустили их больше. Но превосходство в других элементах вновь было подавляющим.

Длинная пауза после второго сета несколько сгладила эмоции россиян, и соперник моментально этим воспользовался. Во всяком случае начало третьей партии получилось равным. Россиянам чуть удалось оторваться к середине сета — 11:6, и Саммелвуо взял перерыв. Однако тренерское вмешательство уже ничем помочь не могло.

Встреча постепенно катилась к завершению. Но тут случилась непонятная заминка, связанная с двойной заменой россиян. Вплоть до того, что арбитр на вышке чех Милан Лабаста вынужден был сам включиться в разъяснения произошедшего.

Подключились даже члены жюри. В итоге наши схлопотали жёлтую карточку. Правда, неизвестно кому и неизвестно за что, минут на 10 матч затянулся, но как-то повлиять на результат, повторяю, задержка уже не могла. 25:16. И, как мне показалось, наши игроки даже не вспотели…

 

Лев Россошик, Чемпионат.com