Десять поражений подряд – что тут скажешь? Сборная продолжает проигрывать, мы продолжаем долбить в одну точку.

Игроки сами по себе, тренерский штаб сам по себе. Пытаются доказать поодиночке, что чего-то стоят. В волейбол так не играют. И уж точно – не выигрывают.

Наши соперники начинают движение по заданным траекториям еще до приема мяча, – это командная работа, механизм современного волейбола в действии. У нас механизма нет, есть отдельные игровые связки, которые срабатывают через девять раз на десятый. А девять раз из десяти – читаемая или вовсе аварийная атака в расчете на индивидуальное исполнительское мастерство. В защите и на блокето же самое, индивидуальные действия, личный зачет в командном виде спорта.

Личного мастерства, кстати, не хватает. Его и не может хватить, потому что один всегда проиграет шестерым. Но часто не хватает мастерства и в эпизодах один на один. Физики, функциональной подготовки, здоровья, желания – ты как хочешь это назови.

Нынешней сборной России не хватает кислорода. Бензин вроде есть, а двигатель глохнет.

Среди сонма оправданий – проблемы со здоровьем, усталость после клубного сезона, отсутствие лидеров, психология, фаза Луны и длинный перелет в США (американцы в Калининград из Ирана, очевидно, телепортировались).

На самом деле за последние годы мы просто отстали от поезда. Пока сидели в станционном буфете и обмывали титулы, соперники укатили вперед. Посмотрите, кто играл в сборных Бразилии, США, Италии, Польши, Сербии четыре года назад – и кто играет сейчас.

Аргентина, Франция, Германия – кто из них нас скоро обгонит?

Иран уже, похоже, обогнал.

Очень серьезная заочная борьба идет с Австралией.

Финляндия? Сборная подростков Кубы? Кто следующий?

Звонить при этом Тетюхину бессмысленно. Он, возможно, трубку возьмет, потому что уникальный игрок и человек. Но вот бразильцы не звонят Жибе (на год младше Сергея), итальянцы – Феи (на три года младше).

Они смотрят вперед. Сиюминутный успех на этом пути не столь значим, важен сам факт движения в правильном направлении.

Мы же упустили олимпийский цикл. За подковерной борьбой забыли про волейбол. Про то, что это игра в мяч, а не в амбиции.

Между тем, Хулио Веласко со сборной Ирана, Стефан Антига и Филипп Блэн со сборной Польши наглядно показали, что нужно для побед. Нужны специалисты. Нужны независимые специалисты. Нужна профессиональная программа развития волейбола в целом и подготовки сборной в частности. Нужны игроки, которые рвутся играть за свою страну.

Необходимо заинтересованное руководство.

Заинтересованное в развитии игры, а не ораторских навыков на все случаи жизни.
 
Из-за того, что мы засиделись на старте, вяло перебирали ногами на дистанции, на финише у нас аварийная ситуация. Очевидно, что исправить ее возможно аварийными же, экстраординарными и беспрецедентными по скорости реализации способами.

Мусэрский, Гранкин, Тетюхин… Без них никак, но и один факт появления этих игроков в сборной не является залогом побед.

Молодые не набили шишек, но наигрывать тех же Ковалева с Власовым необходимо – в том же аварийном порядке, раз в плановом режиме не получилось. 

Рассчитывать на нереализованные амбиции Бирюкова. Восстановление и желание Михайлова, Савина, Спиридонова, Ильиных. Кураж Обмочаева. Опыт Вербова. На то, что чем труднее – тем интересней. На то, что мы в России всегда сами себе создаем проблемы, а затем героически их преодолеваем. Героизм при этом часто связан с потерей здоровья.

Необходимо срочно найти фактор, способный сплотить игроков. И это точно не Андрей Воронков.

Найти свой стиль игры.

У нас ведь нет приема, но нет и Леона, способного играть на высоких отведенных мячах. Мусэрский в диагонали? Это вариант Александра Матросова, который амбразуру, может быть, и закроет, но здоровьем при этом расплатится обязательно. Это вариант, после которого люди не захотят добровольно играть за сборную.

Требуется понимание, за счет чего мы можем выигрывать. Сейчас, увы, есть только четкое осознание, почему мы проигрываем. Но это уже немало – просто нужно недостатки вывернуть наизнанку.

Современный волейбол – адская смесь скорости, силы, точности, тактики и настроя. У нас есть сила и чуть-чуть скорости. Допустим, прибавится настрой. Необходимо определиться с тактикой и довести игровые связи до автоматизма. Тактика должна быть гибкой, под разных соперников и разные игровые ситуации. Автоматизм увеличит скорость действий при сохранении их точности.

Где пайп? Где, вообще говоря, первый темп во всем своем разнообразии? Без первого темпа нет эффективности и у пайпа, нет свободы маневра с краев. Без приема нет первого темпа. Без скорости перемещений, без правильного выхода под мяч нет приема. Круг замкнулся. Нужно прибавить в движении и придать этому движению осмысленность.

Добавить любовь к защите и подстраховке – почитайте интервью того же Блэна. Мороз, достающий мяч внизу – зрелище куда более завораживающее и полезное, чем его самый мощный удар.

Как можно быстрее определиться с составом и тренерским штабом!

Времени на исправление аварийной ситуации – в обрез.

Срочно внедрять перемены, невзирая на возможный проигрыш Кубка мира. Есть еще квалификационные турниры, главное – выйти боеспособной единицей в следующий сезон. Если же ценой героического везения удастся получить путевку в Рио с нынешним подходом, то наверняка последует автоматическое самоуспокоение и феерический провал на самой Олимпиаде – кому от этого станет легче?

Рвать волосы в носу и посыпать голову прахом Воронкова сейчас проще простого.

Нужны конкретные шаги от федерации волейбола. Точные, действенные, системные. Иначе оглушительный провал неизбежен.

 

ВК «Газпром-Югра»