В рамках Мировой лиги российские волейболисты потерпели рекордное одиннадцатое поражение подряд. На этот раз — от сборной Ирана.

 

Последний уик-энд интерконтинентального, или проще — группового предварительного раунда 26-й Мировой лиги неожиданно оказался во многом определяющим. Причём прежде всего для команд четвёрки «В» элитного дивизиона, в котором выступает российская команда. Собственно, в параллельном квартете ясность полная была едва ли не с момента распределения сборных по группам. Как только выяснилось, что решающий раунд пройдёт в Бразилии, как тестовый турнир за год до Олимпийских игр, стало очевидным, что сборной Австралии последнего места в компании с грандамитой же Бразилией, Италией и Сербиейне избежать. Да и покидание восьмерки сильнейших можно было спрограммировать заранее, если бы…

Собственно, в этом самом «если» всё и дело. Полагаю, перед стартом коммерческого состязания даже в самом кошмарном сне не могло явиться безумие из десяти подряд проигранных матчей российской командой. Увы, сегодня это непреложный факт, и вылет из высшего волейбольного общества в большей степени грозит не скромным австралийцам, которые уже имеют в активе один выигрыш, а, как это не прискорбно констатировать, сборной России, имеющей жирный прочерк в графе «Победы» в турнирной таблице.

Перед завершающими матчами в Иране и Польше у команды США было 23 очка, поляки имели 20, персы — 15. Первые уже могли не беспокоится за своё ближайшее будущее, вторым непременно нужна была хотя бы одна победа в двух встречах с лидерами на своей площадке, ну а иранцам для поездки на «Финал шести», скорее всего, мог помочь только аллах: даже при двух выигрышах у россиян им, скорее всего, не должно было хватить очков, чтобы опередить чемпионов мира.

Впрочем, эти победы ещё надо было одержать. Потому что я всё еще надеялся, что самолюбие российских игроков, пока проваливших все предыдущие встречи, должно было когда-то взыграть. Даже при том, что играть в многотысячном (якобы вмещающем 12 000 зрителей, на самом деле меньше) спорткомплексе «Азади», что на западной окраине Тегерана, при непрекращающемся оре исключительно мужчин очень непросто. Но и в такой обстановке можно обыгрывать чемпионов Азии. Что и доказали неделю назад поляки, победившие иранцев даже без своего лидера — травмированного Бартоша Курека. И это при том, что капитан поляков Михал Кубяк так описал атмосферу в тегеранском зале: «Представьте себе громкую дискотеку, шум от которой умножен в три раза». На всякий случай ещё из Москвы захватил беруши. Без них, как оказалось, вообще было бы худо.

Накануне Слободан Ковач, сербский наставник иранской команды, сокрушался, что он готовил своих подопечных во втором (проигранном иранцами) матче действовать персонально против дублёра Курека Якуба Яроша, отличившегося накануне. А поляки, предвидя этот манёвр, повели игру через своего Кубяка. И иранцы, как ни пытался тренер достучаться до своих, так и не смогли перестроиться.

После тяжёлого ночного перелёта по маршруту Москва — Тегеран российские волейболисты смотрелись совсем неплохо на первой тренировке. И это при том, что неприятности продолжали преследовать команду: мало того, что из 13 игроков, прилетевших в иранскую столицу, разве что трое-четверо не жаловались на какие-то болячки, так ещё двое ребят отравились, причём, похоже, не в Тегеране, а ещё в Москве. Через сутки обоим вроде полегчало. Впрочем, все игроки прекрасно осознавали сложность турнирной ситуации и готовы были рубиться за победу в каком угодно состоянии…

Во время полдника местный спортивный телеканал показал, что уже половина огромного зала заполнена. И это за четыре часа до начала матча. За полтора часа, когда обе команды добрались до спорткомплекса (всего каких-то пяток минут езды на чём угодно), свободных оставалось несколько десятков мест, но и они вскоре были заняты. И гул стоял невообразимый.

Появление Дмитрия Мусэрского, который первым из игроков обеих команд вышел на арену, встретили монотонным гудением местных вувузел. Даже задать вопрос соседу по ложе прессы было проблематично: он ничего не слышал, пришлось писать на бумаге. Обоим.

На трибунах для обычных зрителей ни одной женщины. На гостевой несколько представительниц слабого пола, в обычной цивильной одежде и платках на голове, но светлые с детьми — члены семей сотрудников российских представительств в Иране. С флагами разумеется, как и положено. Понятно, что перекричать многотысячную аудиторию двум десяткам соотечественников было невозможно, хотя они и старались. А ещё в ложе прессы насчитал целых семь молодых персидских девушек, ещё парочка сидела внизу на местах для фотографов. И все как одна в чёрном облачении с головы до пят. Вот только компьютеры и фотокамеры были не у всех… Ну и за судейским столом шестеро местных красавиц, которых наблюдал исключительно со спины.

Обратил внимание, что в красной форме либеро у россиян поначалу разминался только Алексей Вербов. Подумал было, что второму играть не разрешили, так как, если не ошибаюсь, по регламенту ФИВБ двух либеро на матч можно заявлять только при 14 волейболистах в составе. А в Тегеран прилетела только чёртова дюжина игроков — дома остался Дмитрий Ильиных, и Алексей Обмочаев на разминку облачился в синюю майку, как и все остальные российские волейболисты. Правда, позже переоделся.

За полчаса часа до судейского свистка зал неожиданно затих, зато громко заголосил мулла, видимо, читал выдержки из Корана, благословляя своих соплеменников на «ратные подвиги» на спортивной арене.

И первая неожиданность: в стартовом составе Дмитрий Мусэрский с Игорем Колодинским. И Артём Смоляр вместо обычно начинавшего Андрея Ащева. Сюрприз для Ковача и Ко? Нет, похоже, он и такой вариант ожидал. А две ошибки Смоляра и просчёт Евгения Сивожелеза на приёме заставили Александра Климкина быстро взять перерыв — 3:6. Хозяева и на официальный тайм-аут ушли лидерами — 8:6.

А чуть позже произошёл эпизод, очень похожий на тот, о котором рассказывал мне наш известный рефери Андрей Зенович, судивший в Тегеране в прошлом году, когда на видеопросмотре случился спорный момент. В расплющенном виде мяч в показе задел линию, а на самом деле он её не коснулся. Год назад судьи посчитали это ошибкой и очко не присудили. Но позже ФИВБ решило считать такой просмотр в пользу подающих. И судья верно зафиксировал очко нашей команды, хотя возмущению зала не было предела.

Но стоило выйти на площадку Ащеву вместо Смоляра, как игра россиян у сетки изменилась — и уже при 16:17 Ковач вынужден был собрать «планёрку».

А потом и во второй раз видеопросмотр в аналогичной ситуации оказался нашим. И уж тут-то зал озверел. Разве что на площадку никто не выскочил — высоковато расположены трибуны, мудро задумано.

Игра в догонялки длилась недолго: после 21:23 дважды ошибся в атаке Сивожелез, и хозяева взяли первую партию — 25:21. Но если его первый прокол ещё можно оправдать безысходностью, то вторая попытка была вообще на авосьв надежде зацепить пальцы соперников. Увы. Вот так из-за собственных осечек в большей степени (10 у россиян против 4 у иранцев) дебютный сет оказался проигран.

На вторую партию у нас вышла та же шестёрка, что и начинала матч. И всё было очень похоже. Только теперь Климкин собрал подопечных при 2:5. Никакого эффекта — иранцы действовали быстрее, Саид Маруф молниеносно переадресовывал мяч чаще всего Шахраму Махмуди, но и остальные его партнёры не были обделены. А ещё иранцы здорово принимали. Даже «смертельные» выстрелы Мусэрского оставлял в игре Милад Эбадипур. 12:12. Две осечки Малыша — одна с линии, другая в атаке — дали возможность хозяевам вновь оторваться — 14:12, потом 16:14.

И в дальнейшем иранцы только увеличивали своё преимущество. Уступая 16:20, Климкин устроил разбор ошибок. Сократить разрыв до двух очков получилось, но не более того. В концовке хозяева оказались более изощрёнными в защите и точнее в атаке. Потому и результат оказался идентичным, как и после первой партии.

Мусэрскому приходилось трудиться не только у сетки и на подаче — российский лидер и в защите вытаскивал мячи, помогая партнёрам. Иногда даже получалось. Но всё-таки не стоит забывать, что в отличие от большинства участников матча, которые полтора месяца провели на сборах и в поездках, белгородец влился в состав всего пару недель назад. Это, безусловно, сказывалось.

В третьем сете вышел пасовать Сергей Антипкин. Впрочем, это мало что изменило. Разве что хозяева в дебюте сета допускали много ошибок. Но это вовсе не заслуга российского пасующего. Тем не менее к обязательной паузе россияне впервые в матче повели 8:7. Правда, вскоре после перерыва хозяева арены вновь стали и хозяевами положения, и ко второму техническому — 16:13, причём мяч после ударом Махмуди буквально просачивался каждый раз между антенной и руками блокирующих.

Ничего не изменилось и после замены Сивожелеза на Дениса Бирюкова. Казанский доигровщик держал весь приём, но впереди у него мало что получалось. Разве что Сергей Савин смотрелся в атаке лучше остальных, допуская минимум промахов. Впрочем, о какой победе могла идти речь, если такая команда, как Россия, поставила за матчне поверите!всего-навсего два блока. И отличились вовсе не один из центральных, а всё тот же Савин и Мусэрский.

Так случился антирекорд — 11 поражений подряд. Нет слов.

 

Волейбол. Мировая лига. Интерконтинентальный раунд. Группа «В». Шестой тур. Первый матч.

Иран — Россия — 3:0 (25:21, 25:21, 25:21)

Иран
: Махмуди (16), Эбадипур (10), Маруф (3), Мусави (5), Голами (8), Мирзаянпур (8), Маранди (л); Гафур, Махдави, Сенобар (1).

Россия: Вольвич (6), Сивожелез (4), Савин (13), Мусэрский (10), Колодинский, Смоляр (6), Обмочаев (л); Ащев (2), Мороз, Антипкин, Бирюков (1).

Набранные очки — 75:63 (42:37 — атака, 4:2 — блок, 5:3 — подача, 24:21 — ошибки соперника).

 

Чемпионат.com