- Информация о материале
-
Категория: Международные турниры
-
Опубликовано: 05 июля 2015
-
Просмотров: 1726
Продемонстрировав реальную игру, сборная России на мажорной ноте завершила групповой турнир Мировой лиги, обыграв команду Ирана.
Прекрасно понимал, что чуда произойти не могло — уж если дело не заладилось под водительством одного тренера, то за два дня переделать что-либо другому нереально. В большей степени надеялся, что игрокам подобная ситуация уже невмоготу, что они соберутся и, несмотря на болячки и травмы, на зубах вырвут хоть одну победу. Для престижа собственного и российского флага. Тем более что на противоположной стороне сетки им противостояла хоть и хорошо обученная, но, если можно так выразиться, вполне «берущаяся» команда. Но этого не произошло: нет в этой компании реального лидера, который бы повёл её своим примером «на бой кровавый» — как Серёга Тетюхин в Лондоне три года назад. Или, если не делом, то хотя бы крепким словцом, а то и кулаком (и подобное в истории отечественных сборных случалось, сам был свидетелем) заставил партнёров сработать через «не могу».
Хотел было проанализировать цифровые выкладки первого матча в Тегеране, а потом понял, что нет в этом никакого смысла. Разве что приведу пусть, возможно, и не совсем верные, но всё-таки любопытные данные, которые выводит сам компьютер по итогам занесённой в него статистиками информации. Давно обращал внимание на эту, самую первую, графу в техническом протоколе, догадывался, что в цифре приведённой заключена неофициальная оценка КПД каждого выходившего на площадку игрока. А недавно один из помощников главного тренера Юрий Булычёв подтвердил мои догадки, добавив при этом, что всё-таки доверять этим цифрам, а также указанным в колонке W-L (выиграл — проиграл) можно, но с определённой долей скептицизма.
И всё же для сравнения приведу данные из статистического протокола пятничного матча Иран — Россия. Так вот самым полезным игроком оказался (и это неоспоримо) капитан иранцев Саид Маруф. Против его фамилии стоит 7,8. А самым бесполезным — Евгений Сивожелез с 5,5. Недалеко ушёл от казанского доигровщика, классно отпринимашего (60% позитивного, в том числе 36 идеального приёма), но провалившего атаку (всего 4 очка в 12 попытках) с 5,8 Игорь Колодинский. А лучшими, если верить компьютеру, у россиян были Артём Вольвич с Сергеем Антипкиным — им поставлена одинаковая оценка — по 6,9. Это выше, чем у действительно лучшего из россиян в предыдущем матче Сергея Савина (6,2) и весьма заметного (не только благодаря росту) Дмитрия Мусэрского (6 ровно).
В этом плане больше, но, опять-таки, с оговоркой следует доверять графе «выиграл-проиграл», в которой вклад Савина оценён в «+7», Вольвича — в «+6», Мусэрского — в «+3», Артёма Смоляра таким же образом, а вот у Антипкина значится «-2». Но как можно ставить положительную оценку центральным блокирующим, если они не справились с основной задачей, заключённой, между прочим, в названии амплуа, — не заработали ни единого очка на блоке?
Мы обсуждали этот момент с Булычёвым и сошлись в том, что оба высоченных парня просто-напросто не сориентировались в ситуации: оба выпрыгивали по привычке «к третьему этажу», а против иранцев вовсе не следовало подскакивать так высоко — достаточно было просто «забраться на первый», чуть оторвавшись от пола. Вот оба игрока мячи под мышками и пропускали…
Между тем поляки, одержав накануне дома победу над действующими победителями Мировой лиги — американцами, стали недосягаемыми для иранцев. Встреча, завершающая групповой этап, для хозяев превратилась в товарищеский матч, и Слободан Ковач мог дать возможность поиграть засидевшимся в запасе дублёрам. Только как бы на этот тренерский ход посмотрел сумасшедше болеющий за своих зал?
Между тем для россиян этот момент был принципиальным — и первый, а уж второй-то иранский состав Мусэрский и Ко просто обязаны были обыгрывать. Тем более что до этого подсобили соотечественники Ковача, сербы, из параллельной группы. Они отправили в Австралию на никому не нужные (для себя, разумеется) матчи всего пяток игроков основного состава. Но и « в меньшинстве» братья-славяне переиграли сегодня строптивых представителей Зелёного континента. Тем самым в случае победы россияне сохраняли шанс зацепиться за высший дивизион: у австралийцев, напомню, в активе одна победа уже была, у нас до сегодняшнего дня не было ни одной.
Александр Климкин поменял в стартовом составе только пасующего — Антипкин вышел с самого начала вместо Колодинского. Ковач, напротив, поменял диагонального — вместо Шахрама Махмуди играл Амир Гафур. Но поначалу ничего не поменялось на площадке: россияне ошибались гораздо больше хозяев: мячи не попадали в оранжевый квадрат, а если и залетали, то хозяева защищались со знанием дела. 8:5 высветило табло к первому обязательному тайм-ауту. На очко приблизились ко второму техническому перерыву, но всё время прессинговали иранцев, постоянно приближаясь к лидерам. Вот только постоянные «подарки» при введении мяча в игру мешали завладеть инициативой и повести в счёте. При 16:18 Климкин взял тайм-аут. И два очка тут же записал на свой счёт Мусэрский. Иранцы бросились было оспаривать решение арбитров, полагая, что было касание на блоке. Видимо, Ковач забыл, что в их зале нет челлендж-просмотра блока, что и было оговорено на техническом совещании. После вынужденной паузы наш диагональный чуть не попал в квадрат с линии…
Тем не менее через пару розыгрышей усилиями всё того же Мусэрского, которого поддержал Савин, россияне впервые за два матча вышли вперёд — 21:19. И хотя хозяевам удалось восстановить равенство — 22:22, вначале Вольвич, а потом Савин смогли заработать двойной сетбол. Несмотря на очередную скидку Маруфа и его сложную подачу, точку в партии поставил Мусэрский, несильно отыгравшись от рук блокирующих. 25:23.
Ведь смогли же пересилить себя и соперника. Причём без натужных усилий — просто сыграли в свою игру от начала до конца партии. И что самое приятное, в кои-то веки превзошли соперников в атаке — смогли реализовать 17 ударов из 32, тогда как соперник 12 из 30. И половину очков (8) добыл белгородский Малыш. Два очка записали (наконец-то!) оба блокирующих, что приятно. А ещё надо отметить, что выше всяких похвал трудился Алексей Обмочаев — и принимал, и в защите отрабатывал по полной.
Вторая партия точь-в-точь повторила дебют встречи — вновь масса собственных ошибок. Уменьшить их можно только одним — кропотливой работой. И ведь играли неплохо, но всё равно персы смогли убежать вперёд аж на 4 очка. Климкин забеспокоился при 8:12 и тут же взял тайм-аут. Но Миладу Эбадипуру это не помешало отличиться на подаче. Отрыв хозяевам удалось сохранить не только до перерыва, но и после. Когда же в простейшей ситуации Мусэрский отправил мяч в аут на одиночном блоке, россияне взяли перерыв и произвели ряд замен. К тому моменту персы были впереди на 6 очков. Так что появившиеся на площадке Павел Мороз и Алексей Спиридонов при всём желании спасти партию уже были не в состоянии. К тому же и они не были безгрешны…
Россиянам требовался отдых. Благо он настал — между второй и третьей партиями здесь устраивали 10-минутный перерыв. Он здорово помог. Так что к первому обязательному антракту в третьем игровом отрезке наши были на шажок впереди.
Стоило же гостям уйти вперёд на два очка — 13:11, как Ковач попросил тайм-аут. Не помогли тренерские наставления: ко второй паузе — 16:13 в пользу россиян.
В перерыве сербский тренер учил нынешних подопечных, прежде всего Гафура, как противостоять Мусэрскому. Но, похоже, ученик не очень усвоил урок, потому что белгородец продолжал солировать. Тогда Ковач пригласил своих на новую установку. Она оказалась очень короткой: всё было понятно — на линии стоял Мусэрский, надо было помешать ему ввести мяч. Помешать получилось, но ситуация на площадке от этого не изменилась — россияне более чем уверенно двигались к выигрышу второй партии. И добились своего — 25:18.
И следующую партию россияне продолжали действовать на кураже. Наконец-то расподавался Мусэрский, а персам не помогли замены — 8:3 к перерыву и никаких вариантов у хозяев, чтобы исправить ситуацию. Когда оставалось добыть очко, чтобы вновь уйти на предусмотренный правилами перерыв, слишком рано решили, что дело сделано — при 15:7 это немудрено. И позволили сопернику оправиться от нокдауна. Да так, что ему удалось отыграть сразу четыре очка. Но Фархад Гаеми ошибся на подаче — и 16:11.
И тут разыгрался Мойтаба Мирзаянпур — несколько раз нашёл лазейку между руками блокирующих. Потом счёт сократился до двух очков, а после двух ошибок Савина, на подаче и в атаке, вообще до одного — 19:18.
Понятно, что пропал не только кураж, но и нервишки начали сдавать: надо же умудриться, имея такой перевес, допустить провал. В женском волейболе подобное случалось, и не раз. Но чтобы в мужском.
Когда всё тот же Мирзаянпур сравнял счёт, подумалось, что дело может дойти до укороченного сета. Но у россиян нашёлся игрок, способный, как показал матч, стать настоящим лидером команды. О чём я и мечтал в начале этих заметок. Вы всё поняли — можно даже не называть его фамилию. Представляю, что будет, когда Мусэрский наберёт реальную форму…
Ну а такая долгожданная и очень нужная победа была наконец одержана. Не без коллизий, которые мы себе сами придумывали.
Теперь волейболисты уходят в кратковременный отпуск, а в последней декаде июля соберутся, чтобы начать подготовку к главному событию года — Кубку мира. Руководить командой будет другой тренер. Да и команда, надо полагать, будет иной. А 8 сентября — первый матч Кубка мира, если не ошибаюсь, с Венесуэлой.
Волейбол. Мировая лига. Интерконтинентальный раунд. Группа В. Шестой тур. Второй матч.
Иран — Россия — 1:3 (23:25, 25:19, 18:25, 21:25)
Иран: Гафур (18), Эбадипур (11), Маруф (1), Мусави (6), Голами (3), Мирзаянпур (15), Маранди (л); Гаеми (1), Махдави, Сенобар (3).
Россия: Вольвич (10), Сивожелез (11), Савин (14), Мусэрский (22), Антипкин (2), Смоляр (6), Обмочаев (л); Мороз, Спиридонов, Бирюков (1).
Набранные очки — 87:94 (50:55 — атака, 5:6 — блок, 3:6 — подача, 29:28 — ошибки соперника).
Лев Россошик, Чемпионат.com