В Японии завершился Кубок мира по волейболу. Обе российские сборные – мужская и женская – закончили турниры с одинаковым результатом. Итоговые четвертые места не принесли стране олимпийских лицензий.

Итоги нашей мужской сборной на Кубке мира – это, конечно, не шок, но серьезная неприятность. От волейболистов страна по привычке ждала иного результата. Всем хотелось, чтобы Владимир Алекно снова показал бы всем большой кулак, Дмитрий Мусэрский все бы забивал и всех блокировал, Сергей Тетюхин приятно бы удивлял, Максим Михайлов подавал бы на вылет сериями, а Федерация волейбола России получила бы возможность выбирать отель и зал для будущего акклиматизационного сбора в Бразилии уже этой осенью.

Но за путевкой в Рио придется ехать в Берлин. И «сесть» в декабре на очередной тренировочный сбор. А потом драться в немецкой столице за место в тройке европейской квалификации. Там, пожалуй, будет жарче, чем на предстоящем ЧЕ-2015. В Софии разыграют медали, в Берлине на кону будут стоять одна прямая путевка в Бразилию и два места в так называемом мировом отборе. Его примет в мае 2016-го Токио. Этот турнир будет самым щедрым на квоты в Рио. В сумме, с азиатской путевкой, их будет четыре! Можно, конечно, удивляться, что Кубок мира в этом смысле в два раза «дешевле» японского отбора, но правила уже не изменить.

Главный наш спортивный итог КМ-2015 – исчезли иллюзии, что мы резко прибавим, едва в национальной команде появятся проверенные большими турнирами люди – те, кто взял Лондон, Мировую лигу и Кубок мира в 2011-м, а потом долго оставался вне национальной команды. Они – Тетюхин, Михайлов, Мусэрский, Гранкин, Бутько, Ильиных, Обмочаев. В Японию приехал костяк команды, выигравшей золото Лондона. Из тех, кто тогда сделал страну счастливой, на КМ-2015 по состоянию здоровья не было Апаликова, Хтея и Волкова.

Алекно же – человек с харизмой. Он знает как побеждать. Он битый, опытный волк. В нашем спорте этот тренер, как папа из детской песенки, – может все, что угодно. Даже Тетюхина вернул, хотя для игрока в возрасте Сергея Юрьевича такие турниры, как Кубок мира, мягко говоря, не полезны. Тетюхин за две недели в Японии провел такое же количество игр, которые в клубе ему дозировано отмеряют за полсезона. Спасибо Сергею за его геройский поступок, но в Рио дальше нужно отбираться без волейбольного Акелы.

Задача сложная, но посильная. В конце концов, теперь мы все про себя знаем. Реальность такова: у нас есть титул олимпийских чемпионов, но нет той уверенности, которая делала российский волейбол машиной по штамповке титулов и медалей. У России по-прежнему есть сильная национальная волейбольная команда, но она больше не может считать себя самой-самой. Есть и другие – дерзкие, сильные, молодые и очень умелые. Алекно ведь начал вслух говорить о потере нами статуса законодателя волейбольной моды еще в прошлом году, задолго до своего назначения на «горящий объект». Тогда на эти слова мало обращали внимания, но Алекно знал, что чудес и волшебства не будет. Придется попотеть, чтобы вернуться на вершину, а спорт предполагает и успех, и неудачу. А еще – смену поколений игроков, творческий поиск, эксперименты и открытия. Все это мы увидели на Кубке мира.

Самым обсуждаемым решением тренера на КМ-2015 надолго станет выбор тактической схемы. Оппоненты будут сетовать: мол, Мусэрский – это не «настоящий» диагональный, а без него наш блок теряет слишком многое. Да и не только блок. Подача у Дмитрия в этот раз «летела» только в Тояме, где был хороший свет в зале, а игроки еще не были измотаны. Физически, кстати, затяжной турнир команда выдержала, чего нельзя сказать, скажем, про поляков. При этом Мусэрского-диагонального Алекно менял считанное количество раз, но в итоге по ходу второй партии матча с японцами вернул капитана на привычную ему позицию, явно включив режим «экономия сил». Они таяли. Ведь серьезной подмены в диагонали у Мусэрского не было.

Достойно игравший Виктор Полетаев проводил свой первый турнир для национальных сборных, но для него сегодня важен опыт сам по себе. Был, конечно, Михайлов, но «Пулемет Максим» в роли доигровщика с каждым матчем КМ-2015 прибавлял. Есть ощущение, что для него новая роль – это всерьез и надолго. Помочь здесь команде мог Дмитрий Ильиных, который и ударить может так, что мало и мячу, и соперникам не покажется, и принимает сносно. Но этот нападающий приехал в Японию не вполне здоровым и набрать спортивную форму по ходу турнира не смог.

Спор и поиск тактических схем наверняка будут иметь продолжение. Благо, варианты, чтобы играть лучше, есть. В любом случае, такой тренерский поиск как минимум делает волейбол интересным широкому кругу болельщиков.

Из остальных событий Кубка мира стоит выделить дебют двух наших блокирующих. Молодежь, которой доверился тренер, старалась, многое получалось, но в матчах с командами уровня Польши и США опыт решает очень многое. Теперь он у Ильяса Куркаева и Ильи Власова есть. Есть и ресурс. Это опытные люди, которые теоретически могли бы помочь, но играть на КМ-2015 не могли. Андрей Ащев травмировался по ходу подготовки, Николай Апаликов, который многое может и лидер по духу, этим летом на «ремонте».

Со связующими – своя история. В Японию, на мой взгляд, приехали объективно сильнейшие на сегодня игроки этого амплуа. Конкуренты, получая шанс от предшественника Алекно, Андрея Воронкова, не впечатляли. Теоретически можно, наверное, дать больше возможностей проявить себя Дмитрию Ковалеву, но у него были свои обстоятельства, связанные с переходом в новый клуб. Есть еще Павел Панков, собравший охапку призов в юниорах и молодежной сборной. Однако в клубе он толком не играет. И самое главное – рисковать на Кубке мира очень глупо. Можно так рискнуть, что потерять в итоге все – слишком велика в волейболе роль того, кто пасует.

Два олимпийских чемпиона провели японский турнир нервно и неровно. Александр Бутько уже в Японии сломал нос и долго выходил на площадку в маске, которую выбросил по ходу матча с американцами. Гранкин пытался искать неожиданные ходы, много рисковал. Оба, увы, были небезупречны. При желании их можно закидать критическими стрелами, но лучше пожелать Сергею и Александру стабильности в игре и веры в себя.

Самая простая ситуация – с принимающими. Алекно взял с собой объективно всех лучших из числа способных играть за сборную здесь и сейчас. Алексей Вербов, Сергей Савин, Тарас Хтей оказались в лазарете по ходу подготовки к Кубку. Александр Маркин игры уровня сборной, которая хочет выиграть Олимпиаду, в Мировой лиге не показывал. Есть молодые Егор Клюка и Дмитрий Волков, но привезти в Японию пять новичков, лишив тем самым наши «молодежки» шансов выиграть титулы на своих чемпионатах мира, было бы неправильно. Все равно играли бы опытные люди, а молодежь выходила бы в эпизодах.

Увы, сегодня мы не лидеры, но потенциал для роста у команды есть, он ощутимый. А жесткие слова Алекно, сказанные им после поражения от американцев, это просто слова. Тренер — это ведь не только тактика. Еще есть умение вывести игроков на эмоции, расшевелить их, застывших в оцепенении от происходящего. Нужно быстрее выходить из этого состояния и верить в себя.

 

Япония – РОССИЯ – 2:3 (29:27, 17:25, 25:21, 17:25, 13:15). Я: Сузуки (3), Фукацу (0), Исикава (26), Ямаути (5), Симидзу (24), Янагида (13), Нагано (л), Ёнеяма (0), Декита (2), Асано (0), Яко (0), Абэ (0). Р: Сивожелез (18), Вольвич (10), Мусэрский (20), Михайлов (9), Куркаев (2), Гранкин (7), Обмочаев (л), Ильиных (15), Полетаев (5), Бутько (0), Власов (6). Время матча – 2:30 (38+27+32+31+22). Набранные очки – 101:113 (атака – 61:66, блок – 5:17, подача – 7:9, ошибки соперника – 28:21).

 

Спорт-экспресс