В минувшую рождественскую неделю началась официальная история очередной, третьей по счёту юношеской сборной России по волейболу, главным тренером которой является президент, а теперь уже и главный тренер клуба «Ярославич» Сергей Константинович Шляпников.


Квалификационный турнир, в котором принимали участие шесть команд, давал право только двум коллективам в апреле нынешнего года отправиться в Голландию на чемпионат Европы. Задача для хозяев зала казалась не особенно сложной – по крайней мере вполне выполнимой. Дело только в том, что для сборной России игры такого уровня не должны были становиться камнем преткновения – для «ярославских» молодёжных сборных победа на чемпионате мира есть высший результат, а уж первенство континента идёт у неё по копейке за пучок (наши волейболисты его не проигрывали ни разу в истории). Но дело даже не в титулах и медалях – перед Шляпниковым всегда стоит задача подготовить хотя бы несколько человек, способных впоследствии занять ключевые места в национальной команде. И не зря в составе олимпийских призёров Пекина игроков, прошедших, так или иначе, его школу, была ровно половина.

О том, что Россия на квалификационном турнире решает помимо тактических ещё и стратегические задачи, говорил хотя бы рост наших юниоров. Даже связующие в российской команде тянулись к двум метрам, а уж нападающие редко недотягивали до этой гроссмейстерской отметки (и то сантиметра по два-три). Но не это стало главным. Практически не уступали россиянам в этом показателе литовцы. И что? Проиграли в первый же день хозяевам зала – 0:3 и в дальнейшем тоже ничем особенным не блеснули. Зато на второй день россияне попали на австрийцев, накануне только в пятой партии одержавших волевую победу над черногорцами. Конечно, наша команда обладала очень ровным подбором исполнителей, зато в составе австрийцев блистал не по годам зрелой игрой капитан Маркус Гутманн. Его усилиями австрийцы взяли дебютную партию и даже подумывали о второй, но своевременно сделанные замены позволили россиянам во втором сете перехватить инициативу и дальше диктовать свою волю по ходу оставшихся трёх партий. Серьёзный перелом в игру внесло появление в рядах россиян екатеринбуржца Ивана Никишина, который серьёзно поправил общекомандные дела в приёме и атаке с края сетки (в центре же наши дела шли хорошо только на блоке, и лишь к четвёртому сету обнаружилось некоторое взаимопонимание между связующими и нападающими первого темпа).

– Если принять во внимание статистические данные, мы обнаружили прогресс только к третьему матчу, – пояснил ситуацию Сергей Константинович. – Дело в том, что настоящую команду за восемнадцать дней сборов подготовить практически нереально. Приходилось вносить коррективы непосредственно по ходу игры. Естественно, что при таком положении дел качественный волейбол мы смогли показать только ближе к завершению турнира.

И действительно, на третий день россияне без особого труда (но и не без некоторых приключений по ходу второго сета, в котором они умудрились упустить соперника на три очка) сломили сопротивление словенцев. А вот с финнами (хотя к четвёртому дню соперники уже знали друг друга лучше, чем свои пять пальцев) пришлось повозиться. Сдав первую партию практически без боя (13:25), наши северные соседи во второй пустили в ход своё оружие – цепкую защиту. И россияне явно растерялись – любой не добитый до пола мяч тут же возвращался на их половину площадки после молниеносной атаки невысоких, но крепких и горячих финских парней. В общем, пришлось биться не по-детски все пять партий.

А с учётом того, что и в остальных играх этого дня без решающего сета не обошлось, волейболисты России и Финляндии добрались до своих постелей в лучшем случае ближе к полуночи.

Россиянам-то этот факт уже ничем помешать не мог (они выходили в финальную часть по результатам четырёх дней турнира), а вот финнам в последний день нужно было выяснять с австрийцами судьбу второй путёвки в финал. И, возможно, тот факт, что австрийцы имели на несколько часов больше для восстановления, сослужил им хорошую службу. Или наоборот: финны, один из лидеров которых получил травму в самом начале игры, оказались в положении проигравших, потому что не успели толком отдохнуть. Так или иначе, для победы они отдали все силы, уступив только в самом последнем сете…

А россияне, обыграв «за явным преимуществом» ещё одну фактурную команду (ею оказалась сборная Черногории), обеспечили себе «чистую» победу. И, кстати уж, собрали «до кучи» неплохую коллекцию личных достижений: зенитовец Никита Стуленков был признан лучшим блокирующим турнира, московский динамовец Вадим Деев – лучшим подающим, его одноклубник Олег Центалович победил в споре нападающих, хотя самым результативным стал другой россиянин – Леонид Щадилов (представляющий опять-таки динамовский клуб).

Невзирая на очевидный успех, главный тренер россиян остался предельно осторожен в оценках: «Даже победный турнир не выявил в нашей команде таких лидеров, какими в сборной 1991 – 1992 годов рождения были Семён Полтавский или Тарас Хтей, или таких, какими в сборной 1995 – 1996 годов были Сергей Гранкин и Александр Волков. Поэтому практически единственной правильной стратегией в развитии нынешней сборной будут минимизация числа собственных ошибок и постановка общей игры». Ну что ж, с одной стороны, времени для этой работы у сборной есть, с другой – его не особенно много. И мигнуть не успеешь, а уж апрель – вот он…

 

 

Анатолий Кононец,   Северный край