- Информация о материале
-
Категория: Международные турниры
-
Опубликовано: 18 июня 2017
-
Просмотров: 1537
Волейбольная сборная России сохранила шансы на выход в «Финал шести» Мировой лиги.
Получив дополнительный день на подготовку ко второму поединку польского тура главного коммерческого турнира, наша дружина, как и все остальные, заметную его часть потратила на перемещение из Катовице в Лодзь, где и продолжилась борьба четырёх коллективов. В субботу первым матчем дня подопечным Сергея Шляпникова предстояло сразиться с американцами, которым россияне вчистую уступили в По, потерпев пока единственное «сухое» фиаско. Так что обошлось не без реваншистских настроений, но по большому счёту куда важнее виделась непременная победа, открывающая дорогу в бразильский «Финал шести».
Естественно, автор этих строк, как и национальные сборные, а также некоторые болельщики, перебрался в город четырёх культур на автобусе. Три с половиной часа пути – и можно готовиться к важной дальнейшей работе. Напомним, что необходимость менять место дислокации вызвала разные чувства у представителей сборной России. Сергей Шляпников заявил, что это неудобно, но он прекрасно понимает, почему это делается и какова объективная причина. Кто-то из волейболистов рассказывал о неких трудностях, хотя другие игроки отнеслись к смене зала спокойно. Тем более что опробование было и в пятницу, и в субботу, когда утром проходят традиционные для всех предматчевые тренировки. Оставалось лишь узнать, в каком состоянии команды предстанут перед зрителями два дня спустя.
Накануне в Лодзи была хорошая погода, светило солнце и в целом грело неплохо. Только вот к ночи похолодало и пошёл дождь, который грозился сорваться в течение всей субботы. Это стало неприятным сюрпризом, так как хотелось больше времени провести на улице, но сильные порывы ветра и морось не благоволили затяжным прогулкам. Зато вполне можно было отправиться, например, в известный торговый центр «Мануфактура», открытый в мае 2006 года на территории бывшего фабричного комплекса Израиля Познаньского. Да, впечатляющее строение площадью 110 000 квадратных метров не таит в себе потребительских особенностей, но цены в Польше вполне приемлемые, а на многие товары они заметно ниже российских.
Ещё по пути в место паломничества приверженцев шопинга на улице Коперника был замечен автобус со сборной США, который вёз команду из «Атлас Арены» в гостиницу. Часы показывали примерно 10.20. Другими словами, всё напоминало о предстоящем празднике волейбола. А иначе в Польше и не бывает. Здесь любят этот вид спорта до умопомрачения, заполняют 12-тысячные залы и болеют на зависть всем на белом свете. Потому вдвойне приятно, да и снова вспомнить тоже не будет лишним, что наша дружина в очередной раз смогла одолеть бело-красных на их территории. Бесследно подобное не проходит, а помогает с уверенностью и осознанием собственных сил. Важно было грамотно распорядиться добытым багажом.
Как оказалось, травма, полученная в Катовице Ильёй Власовым, не позволила ему даже передвигаться собственными силами без специальных приспособлений. Потому наш блокирующий по залу в Лодзи перемещался на костылях. Жаль, что случилась столь обидная и заметная потеря. Но таков уж спорт. Те двенадцать игроков, попавших в заявку на поединок со звёздно-полосатыми, вполне были способны добиваться нужного результата. Нельзя сказать, что подшефные Джона Спероу настолько сильны и впечатляют своей мощью, что против них ничего не поделать. Во-первых, любого противника можно разобрать как следует и подготовиться к нему нужным способом. Во-вторых, американцы тоже экспериментируют с сочетаниями, что в любой момент способно сказаться на игровых аспектах. В общем, ничего не предвещало повторения французского провала, который тогда во многом стал неожиданным.
Ожидаемо Сергей Шляпников, который хотел всенепременно добиться победы любой ценой, бросил в бой всех сильнейших и, конечно, здоровых. Его визави ответил примерно тем же. Посему стартовые составы выглядели следующим образом. Россия: связующий Дмитрий Ковалёв, диагональный Максим Жигалов, блокирующие Ильяс Куркаев и Вадим Лихошёрстов, доигровщики Егор Клюка и Дмитрий Волков, либеро Роман Мартынюк. США: связующий Мика Кристенсон, диагональный Бенджамин Пэтч, блокирующие Дэвид Смит и Джеффри Йендрик II, доигровщики Тэйлор Сандер и Тори Дефалько, либеро Эрик Шоджи. Обидно, но в зале поначалу было довольно тихо, потому как народа на трибунах собралось не так много, да и вели себя болельщики вполне сдержанно, готовясь к тому, чтобы как следует подбадривать своих во втором матче дня.
Стартовала встреча нежданно здорово для нас. Клюка пару раз шикарно отловил оппонентов на блоке и не позволил им пройти ни в четвёртой, ни во второй зонах. Затем Куркаев забил переходящий – 0:4. Тайм-аута, как это нередко бывает в таких случаях, Джон Спероу не взял. И его подопечные могли заметно сократить отставание, если бы не современная техника. Арбитры, зафиксировали эйс, но только зоркий «челлендж» засвидетельствовал аут. А к обязательному тайм-ауту преимущество вернулось усилиями на подаче – 4:8. В целом такое начало могло только радовать, но не так всё просто в битвах со звёздно-полосатыми. Те способны на многое. И мы это знаем.
К середине игрового отрезка новосветские волейболисты не без подвигов в защите смогли приблизиться на расстояние одного шага – 11:12. Вот и думай потом, как им противостоять, когда они находят лазейки в оборонительных порядках соперника. Хорошо, что у нас в этот вечер тоже получалось цепляться за мяч в защите, да и подача работала, затрудняя приём американцам. Вскоре, когда доигровку реализовал Клюка, Джон Спероу запросил перерыв – 11:14. А на вторую регламентную паузу команды отправил Жигалов, «пушка» которого сработала очень вовремя, – 11:16. Максим не показал в Катовице того умения «стрелять», коим он славится. Потому хотелось наблюдать за его страшной подачей в Лодзи. При этом немаловажно отмечать и тех, чей труд порой незаметен: оба либеро не раз спасали такие розыгрыши, что ими можно только восхищаться и благодарить их за отличную работу и помощь коллективу.
Ещё нельзя не остановить взор на технологическом оснащении Мировой лиги. Если бы не система просмотров, то дела у нас обстояли бы хуже. Так, лишь техника зафиксировала правоту Ковалёва, когда он коснулся сетки на блоке за пределами игрового коридора. Это не ошибка. Потому очко досталось россиянам – 14:19. Приличный вроде бы гандикап перед концовкой, но его ещё нужно было сохранить, не расслабляясь раньше времени. Без лишних нервов, видимо, не бывает. Три розыгрыша кряду, когда подопечные Сергея Шляпникова сыграли как-то неуверенно, остались за оппонентами – 17:19. Вновь пришлось работать либеро – Артём Зеленков в защите не подкачал. Забитая Волковым доигровка вынудила Джона Спероу тратить свой последний перерыв – 17:21. Оставалось поднажать всего малость. И наши это сделали весьма уверенно. Забил Жигалов, эйс хитрым планером выполнил Ковалёв, ошиблись противники и преимущество оказалось очень большим – 17:24.
Жаль, но то, что все увидели впоследствии, описывать не очень приятно. Но необходимо. Быстро завершить партию помешала подача Дефалько, который точным «выстрелом» заставил нашего рулевого созывать подшефных на беседу. Потом не удалось добить-таки до пола в затянувшемся неудачном розыгрыше, после чего Клюка отправил мяч в аут при атаке пайпом, а в довершение повышенного нервного всплеска, когда на площадке для усиления приёма был уже Егор Феоктистов, Сандер забил в доигровке – 22:24. Неудивительно, что второй тайм-аут не заставил себя долго ждать. Не помогло. Феоктистов бьёт поверх блока в аут, а Сандер вновь отличается в нападении – 24:24. Это кошмар, способный начисто выбить из колеи.
Честно говоря, помимо непонимания происходящего и удивления действиями российских волейболистов, возникал вопрос: почему игроки по сути остановились? Других причин, чтобы проиграть семь розыгрышей подряд, просто не бывает. Неожиданно затянув эту, казалось бы, простую концовку, соперники вдоволь наошибались, а успех пришёл-таки к тем, кто был к нему ближе. После очередного спасения в защите Волков забил в атаке и принёс долгожданную и трудовую победу сборной России – 29:31. Статистика полностью подтвердила факт того, что всё шло на равных. Преимущество в одно очко на подаче и на одну ошибку меньше по их общему количеству – вот и всё, из чего сложился наш «триумф». Не впечатляет.
Точно так же расстроило и начало второго сета, когда, словно поменявшись местами, оппоненты зеркально отобразили счёт партии предыдущей – 4:0. Да, нашим удалось-таки весьма быстро сократить отставание до минимума, но к обязательному перерыву впереди на три шага шли американцы, в чём им помог, к примеру, блок – 8:5. Не ладилось у нас в атаке, в первую очередь, во второй зоне. Что такое 36% эффективности у диагонального? Это мало. Так, в очередной раз не добив до пола, Максим позволил противникам соорудить ответ и повести уже с разницей в пять очков – 10:5. Тайм-аут от Сергея Шляпникова не дал должного эффекта. Жигалов пробил в трос, а потом Волков упёрся в непроходимый блок – 12:5. Ужасный старт.
Что ж, нужно было уже просто расслабиться и играть в своё удовольствие, как бы не сложились дальнейшие перипетии. Наверное, помешать звёздно-полосатым всецело «руководить» событиями могло лишь чудо. Вынужденно бомбардирское бремя пришлось на себя брать Волкову, потому что у Жигалова в атаке не клеилось. Раз за разом мячи не долетали до пола. Что и говорить, ситуация не очень радостная. Или очень грустная. Тут ещё ведущий во время перерыва (счёт к тому моменту был 16:10) стал спрашивать у болельщиков, кто кого поддерживает. И на вопрос, кто переживает за американцев, трибуны отреагировали в несколько раз сильнее, чем на подобный же относительно сборной России. Хотя ситуация эта привычна, когда наши выступают за границей, тем более в Польше. После всего этого возникла пауза из-за того, что случились какие-то проблемы в работе судейского компьютера. Посему ведущий принялся развлекать фанатов разными способами, в том числе и известным «исландским».
Вскоре на площадке появились сначала Дмитрий Щербинин, а потом уже Феоктистов и Сергей Антипкин в рамках двойной замены. Кто знает, дал ли наш наставник волейболистам отдохнуть, либо пытался только догнать оппонентов. Первое виделось наиболее предпочтительным, потому как, даже сократив отрыв соперников до трёх очков – 18:15, наши очень быстро разбазарили нажитое. И что уже толку от тайм-аутов, когда всё ясно? Не только по цифрам на табло, но и по действиям игроков. Так что зеркальной концовки, как это было с началом, не случилось. Наоборот, подопечные Джона Спероу уверенно реализовали первый же сетбол – 25:17. В статистику глазеть совсем не хотелось. Пусть ошибок было не так много, зато в трёх важных компонентах россияне уступили катастрофически. Во-первых, совершенно не справились с приёмом: 62% – 40%. Во-вторых, явно провалились в атаке, что вполне логично вытекает из первого: 50% – 30%. В-третьих, ни коим образом не впечатлил блок – 5:2. Всё просто.
Отбросив прочь мысли о только что завершившемся отрезке, нужно было двигаться дальше. При этом на площадке остался стоять Щербинин, а Лихошёрстов ушёл в квадрат запасных. Не ярко, но кропотливо россияне по крупицам стали собирать очки, шествуя впереди на пару шагов, не больше. Только после технического тайм-аута состоялся рывок, причём наш блок вынудил Джона Спероу созывать совещание ещё до середины партии – 7:11. Вскоре «чехол» перед собой увидел не только Пэтч, но и Сандер – 8:13. А потом Тэйлор не попал в площадку – 8:14. До обязательного рулевой США потратил оба тренерских перерыва. Это говорило о многом, в том числе о его отношении к происходящему. Не просто так уселся на скамейку основной связующий Кристенсон, а в бой был брошен Кавика Шоджи. Недовольство американского специалиста объяснимо.
Хотя у россиян тоже не всё получалось так, как того хотелось бы нам видеть. Главное, что разрыв существенно не сокращался. К очередной непременной отсечке команды пришли при пятибальном гандикапе – 11:16. Это давало шанс верить в успех, но не настолько, чтобы совсем не переживать. Мы-то помним, как может раствориться и семиочковое преимущество. Оно и стало таять. Особенно обидным оказался эйс Гарретта Муагутутиа, когда мяч, задев трос, рухнул на нашей половине. Тем не менее россияне терпели, цеплялись там, где можно было, что отражалось на сценарии развития событий. Здорово, потому как на сей раз подопечные Сергея Шляпникова не дали слабину и дожали соперника, ощутившего, что сил бороться с таким оппонентом у него не настолько много. Ошибка Смита на подаче подвела итог сета – 19:25. Конечно, исход закономерен. В первую очередь, из-за существенной разницы по ошибкам – 10:3. Другие компоненты – приём и подача – остались за американцами. Зато мы чуть эффективнее действовали в атаке, хоть и набрали меньше очков, а также превзошли звёздно-полосатых на блоке, причём двукратно – 3:6. Можно и нужно было бороться, пусть проблемы и существовали.
В четвёртой партии наш состав не изменился. Те же самые волейболисты были призваны добывать вожделенную победу. Как же хотелось, чтобы улучшился приём. Негоже россиянам в этом элементе барахтаться где-то в районе 41%. Но такова реальность, с которой предстояло жить дальше. Поведя с небольшим преимуществом в пару баллов, подопечные Сергея Шляпникова его не только не удержали, но и позволили оппонентам уйти лидерами уже на первый технический перерыв – 8:7. Немного подправив прицел в предыдущем сете (пусть и попыток было не так много – всего пять), Жигалов снова перестал добивать до пола, регулярно упираясь в блок. Не только это, но и иные неурядицы привели к тому, что мы оказались в роли отстающих на три очка. Это ни в коей мере не радовало.
Ближе к обязательной паузе гандикап подтаял, а впоследствии и вовсе исчез, когда на подачу вышел Антипкин и отдал во время розыгрыша пас на Клюку. Егор забил, отыгравшись от блока, и сравнял счёт – 17:17. Усилий сих не хватило, дабы даже удерживать баланс в течение хоть какого-то времени. Американцы быстро вернули себе лидерство, без особых усилий его удерживая. А тут ещё некстати ошибся в атаке Жигалов, не попав в площадку, – 23:20. Запахло тай-брейком, который уже казался неминуемым. Хотя надежду, было, подарила ошибка противников, когда те не разобрались между собой. Хотелось, чтобы после тайм-аута при счёте 24:23 наши взяли розыгрыш. И это случилось! Сначала Щербинин сработал на блоке, закрыв Сандера, – 24:24. Потом доигровку после подвига Зеленкова в защите реализовал Клюка, выведя россиян в лидеры – 24:25. Помогла, надо признать, отличная подача Феоктистова.
Пошла не только борьба нервов, но и характеров. Здесь хотелось увидеть в действиях дружины Сергея Шляпникова то, что зовётся волей и заряженностью. Жаль, но несколько сетболов наши не использовали, а когда звёздно-полосатые заработали первый, то сниматься было доверено Жигалову. И он угодил в блок – 29:27. Что тут комментировать? Тренерский штаб разберёт все нюансы. Важно другое. Предстояло узнать, как россияне справятся с прессингом и сумеют ли выйти победителями во втором для себя пятисетовом поединке. В первом – с Болгарией в Казани – не вышли.
Удивил состав, брошенный Сергеем Шляпниковым в бой. Остался на площадке Феоктистов, вернулся Лихошёрстов, а пасовал Антипкин. Каждый мечтал об успехе, но триумфатором выходила лишь одна команда. Сражались наши отчаянно, в том числе не без помощи техники. Но и противники не сдавались. Как говорят в таких случаях, всё было очень близко. Россияне вели игру, что касается цифр на табло, а потом, ещё до смены сторон, позволили оппонентам выйти вперёд. Нервно. Хотя «обмен половинами» состоялся уже при лидерстве наших, когда Клюка неожиданно для всех прыгнул в атаку с задней линии со второй передачи – 7:8. Вновь не удержали. А тут ещё и американские хитрости пошли, когда под подачу Феоктистова вдруг надо было непременно протирать площадку. Сбивали, как могли.
Как на качелях, инициатива переходила из рук в руки. Положил начало отрыву вернувшийся на площадку Пэтч, которого сначала легко накрыли блоком, а потом он не попал ни по пальцам, ни в площадку – 10:12. Достаточное преимущество всеми силами надо было удержать. Порой казалось, что Антипкин уже не знает, куда ему пасовать. Ведь Жигалова постоянно стерегут, да и выглядел он сегодня не очень, с первым темпом не позволяли играть приём либо защита, а Клюка в четвёртой зоне уже замучился прыгать да постоянно бить и бить по мячу. Всё же матчболы заработать удалось. По такой игре – целых два. Первый смазал Клюка, не подав подачу после перерыва от Джона Спероу. Сразу же последовал тайм-аут от Сергея Шляпникова. Паузы, нервы, напряжение… И всё-таки вторая попытка стала успешной, а решающее очко заработал Жигалов, забив в атаке, – 13:15. Допустив всего одну ошибку на тай-брейке, россияне буквально с мясом вырвали эту победу, оставив себе надежду на поездку в Бразилию. Завтра в поединке с Ираном наша дружина поборется за путёвку в Куритибу. Чудеса, сценарий которых пишут сами волейболисты, с каждым матчем выглядя всё увереннее, становятся былью. Погоня продолжается. И это здорово!
Красная звезда