Мужская сборная России по волейболу финишировала на второй строчке турнирной таблицы группового этапа Лиги наций.

Несмотря на достаточное количество трудностей всякого рода, будь то травмы, болезни, кадровые проблемы или накопившаяся усталость, наша национальная дружина сумела справиться с нагрузкой и успешно выполнить задачу выхода в «Финал шести». Более того, россияне перевыполнили план по минимальному числу побед, а если рассматривать три этапа – в Уфе, Людвигсбурге и Модене, – то серия без поражений перед заключительной встречей предварительного раунда турнира насчитывала семь матчей, из которых пять подряд оказались «сухими», что в тяжелейших условиях Лиги наций сродни если не подвигу, то уж точно заметному свершению. В последний игровой день группового этапа предстояло сразиться с грозной командой Франции, выступающей основным составом и готовящейся к домашнему финалу. Но интересно другое – этот поединок определял, кто займёт первое место в таблице.

Каждому болельщику приятно, когда его любимая команда в том или ином соревновании восходит на вершину, но в данном случае сей аспект не имел колоссального значения. Ниже второго места сборная России опуститься не могла, а это (с учётом пребывания французов в двойке сильнейших) означало, что мы возглавим одну из двух групп в «Финале шести». Нюансы заключались в ином – кто достанется нам в соперники. А здесь вариантов к вечеру воскресенья вырисовывалось несколько. В том числе и не зависящий от нас в виде возможного желания американцев «отправить» Бразилию в тройку к нам. Звёздно-полосатые до своего заключительного матча опережали действующих олимпийских чемпионов по дополнительным показателям, но в случае поражения без набранных очков они уступали третью строчку именно южноамериканцам, которые при подобном развитии событий попадали бы в группу В, где в любом случае уже расположилась наша дружина.

Но все эти расчёты могла погубить Сербия, обыграв Китай и тем самым обеспечив себе место выше, чем у бразильцев. И балканцы добились победного результата, что для нас значило одно – мы получаем в оппоненты в Лилле сборную Польши и избегаем схватки с Бразилией в группе. Хотя такие вычисления больше нравятся всё-таки болельщикам и журналистам, нежели волейболистам и тренерам. Но и игроки, безусловно, обращают внимание на эти аспекты. В настоящее время, когда определились все участники «Финала шести», команды больше заняты размышлениями о грядущих баталиях на арене «Пьер Моруа», нежели не особо значащими встречами заключительного дня предварительного раунда. Касается это в том числе сборных России и Франции, которые спокойно и даже размеренно готовились к громкому очному противостоянию на итальянской земле Эмилии-Романьи.

При этом для нас, что очевидно, этот поединок имел пользу в виде приобретения опыта сражения с сильными соперниками, потому что Лоран Тилли задействовал в Лиге наций основу, сделав ставку на победу в турнире, приносящую завидный денежный приз. Французы же могли поближе рассмотреть некоторых российских волейболистов и понять, как стоит против них действовать в случае повторной встречи во время «Финала шести». Также наставники обеих дружин держали в головах и иные нюансы, имеющие свои резоны, но ярых почитателей летающего мяча в Модене точно ждало увлекательное и искрящееся зрелище лучших европейских команд. Местные зрители заранее стали собираться у арены «Пала Панини» и к исполнению гимнов прилично заполнили трибуны. За битвой двух лучших дружин группового этапа Лиги наций наблюдали 4500 человек.

Конечно, стартовые составы должны были дать ответы на кое-какие вопросы. Многое зависело от подхода тренеров. При объявлении фамилий стало ясно, что сочетания всем представлены не очень ожидаемые. Россия: связующий Дмитрий Ковалёв, диагональный Романас Шкулявичус, блокирующие Илья Власов и Игорь Филиппов, доигровщики Дмитрий Волков и Антон Карпухов, либеро Александр Соколов. Франция: связующий Бенжамен Тоньютти, диагональный Стефан Буайе, блокирующие Кевин Ле Ру и Николя Ле Гофф, доигровщики Эрвин Нгапет и Кевин Тилли, либеро Женя Гребенников.

Начали наши не лучшим образом, позволив соперникам на подаче Тоньютти повести 3:0, причём этот отрезок вместил в себя две атаки в аут поверх блока в исполнении Шкулявичуса. Вскоре гандикап возрос до четырёх баллов, что совсем не входило в планы на старте поединка. Хорошо, что есть ресурсы, позволяющие сражаться и в таких условиях. Сначала Шкулявичус отличился на блоке, а затем Волков уложил эйс и сократил отставание до минимума – 5:4. По сути с тем же балансом команды отправились и на технический перерыв – 8:6. Вроде бы удалось сдержать натиск, но нам требовалось чуть больше, чтобы выйти на равную борьбу. И отыскать шанс представилось довольно скоро, когда не лучшие действия французов на приёме обернулись смазанной атакой и в конечном счёте блоком для Буайе от Филиппова – 10:10. Вскоре удалось взять лидерство, когда Волков накрыл атаку Нгапета – 11:12. Иными словами, мы пришли примерно к тому, чего и ожидали изначально – нормальной борьбе за каждый мяч.

На вторую обязательную паузу коллективы отправил Карпухов, не впервые отыгравшись от блока в аут через невысокого Тоньютти в линию, – 15:16. До возобновления встречи Сергей Шляпников сделал двойную замену, бросив в бой Виктора Полетаева и Игоря Кобзаря. И тут же удалось сработать в защите, доиграв эпизод через Волкова его фирменным «кручёным» мимо рук, – 15:17. Жаль, но в следующих двух розыгрышах Дмитрий допустил погрешности: сначала не забил, после чего Нгапет выиграл очко, а потом не принял, в результате уткнувшись в блок, – 17:17. Это игровые эпизоды, не стоит винить капитана ни в чём. Затем мы увидели выход Егора Клюки на подачу вместо Власова и переход инициативы в руки оппонентов. Впрочем, как и обратную замену при счёте 20:19. Напряжение чувствовалось, а тут ещё и Нгапет умудрился почти идеально «выстрелить» в Волкова, подав навылет, – 21:19 и тренерский перерыв от Сергея Шляпникова.

Совсем что-то странное случилось в следующем розыгрыше, когда мы имели возможность забить, но то ли не разобрались, то ли Ковалёв поскользнулся перед своим вторым касанием, но случилось так, что Волков, транзитом от троса, угодил в аут – 22:19 и второй тайм-аут нашего наставника. Партия уплывала. Всё стало понятно в тот момент, когда мы дважды не забили, так как французы цеплялись в защите, а потом пропустили удар от Тилли – 24:20. Черту под первым сетом подвёл Буайе, накрыв блоком Карпухова, – 25:20. Вот так мы и проиграли партию впервые за шесть матчей. Всё почему? Потому что приём не блистал (48%), атака не впечатлила (38%), причём Волков и Шкулявичус показали соответственно 17% и 20% реализации. Но больше всего расстроило количество ошибок – 4:9, из которых пять на подаче. Колоссальная разница. И закономерный исход.

Второй сет начался не радужнее предыдущего – тренерский штаб созвал совещание при счёте 6:2. До того Карпухов совершил две ошибки в виде атаки в аут и задержки мяча, а Шкулявичус упёрся в блок. Честно говоря, игра не клеилась, как показалось, из-за настроя, с которым и возникли проблемы. Трудно заставить себя выкладываться в последнем матче этапа, да ещё при отсутствии турнирного значения. Тем не менее профессионализм обязывал работать, пусть на первый технический тайм-аут французы и ушли с двукратным преимуществом. Нет, наши не поникли и не раскисли, даже подобрались ближе, но не надолго. Как тут догонишь, если череда ошибок при вводе мяча в игру не прекращалась? Вдобавок у соперников почти всё получалось, как, например, классная подача. Именно эйс Ле Ру ознаменовал начало обязательной паузы – 16:11. По большому счёту этот игровой отрезок тоже уплывал к французским берегам. Когда же Ле Ру вновь выбил эйс, а Нгапет реализовал доигровку, всё прояснилось окончательно – 18:11. По такой игре отставание попросту не отыгрываемое.

Вскоре произошёл хоть и курьёзный, но безрадостный эпизод – сбой на приёме, игра ногой Власова, подбившего мяч пяткой… Но судья дал свисток после четвёртого касания, показав, что мяч ещё задел заднюю поверхность бедра нашего блокирующего – 20:11 и перерыв от Сергея Шляпникова. Ничего не помогало собрать силы и волю в кулак, ошибки шли чередой, зато у оппонентов получалось действовать задорно и расслабленно. Дело неспешно катилось к разгрому, что и вовсе выглядело непрезентабельно. Дважды не сумел забить Полетаев, а вот Нгапет, откликнувшись на призыв сыграть пайп, установил окончательный счёт в кошмарной по отрыву партии – 25:13. Мы получили следующее: ничего не набрали на подаче и на блоке, провалили приём (33%), не наладили атаку (40%), совершив целую россыпь ошибок, – 3:10. Естественно, у противника всё было хорошо.

В третьем сете, когда у оппонентов в доигровку вместо Тилли вышел Жюльен Линеель, до того появлявшийся лишь на подаче, мы сумели сначала не отпустить французов, а затем и оказаться чуть впереди – 4:5. Обидно, но очень быстро три очка подряд, выигранные соперниками не без наших ошибок, отправили команды на перерыв – 8:6. Возникло ощущение, что намечается нечто не очень радостное. Поражало, насколько легко Ле Ру отлавливал Волкова и Власова, раз за разом накрывая их своими ручищами. После двух «чехлов» Кевина его дружина заработала заметный гандикап – 10:6. Дошло до того, что в какой-то момент арбитры зафиксировали нарушение расстановки. До такой степени наступила расхолаживание… Тут же Ле Ру «приправил» это дело очередным эйсом – 13:7. Ожидаемо произошли замены, а именно двойная с выходом Полетаева и Кобзаря.

На второй обязательный тайм-аут участники действа ушли после успешной атаки Линееля и счёте 16:10. Неприятно такое говорить, но наши игроки, видимо, опустили руки. Чем ещё можно объяснить такое количество брака во всех элементах, даже при выполнении передачи связующим, когда мяч улетает в аут через сетку на чужую половину? В то же самое время французы творили настоящие чудеса. Шкулявичус подаёт, мяч летит на нашу сторону, Волков бьёт по переходящему, но Нгапет поднимает его в защите, а потом сам забивает по линии – 20:14 и логичный перерыв. С такими разными подходами в психологическом плане невозможно конкурировать на равных. Да, были ещё игровые моменты, длинные паузы, связанные с просмотрами спорных эпизодов, но в сущности всё это уже ни на что повлиять не могло. Итоговую черту под сим изумительным противостоянием подвёл Нгапет, забив пайп, – 25:18 в партии и 3:0 в матче.

Не стоит лукавить и говорить, что не всё сложилось так, как нам хотелось бы. Нет. Сборная России провела плохой поединок, потому и проиграла. Нельзя сказать, что соперник нас разгромил, хотя бы по той причине, что мы сами ошибками отдали ему 25 очков – целую партию. Но здесь всё-таки важно другое: умение абстрагироваться от подобных невзгод и быстро перестраиваться на нужный лад. Пока нет причин сомневаться в сей способности команды. Впереди будут выходные и тренировочный сбор, а затем наша дружина отправится в Лилль на «Финал шести», где в группе В сыграет с коллективами США и Польши. Вторую троку с литерой А образуют Франция, Сербия и Бразилия. В рамках решающей стадии баталии стартуют 4 июля.

Антон КАРПУХОВ, доигровщик сборной России:

– На нас этот матч оставил не очень хороший отпечаток, потому что мы проиграли 0:3. Совсем без борьбы получилось. Не то чтобы мы не настраивались. Все, думаю, хотели и желали играть, но так вышло.

– В чём видите причину по горячим следам?

– Полагаю, немного не хватило настроя. Также сказывается и физическое состояние, потому что команда провела много матчей за короткий срок. Хотя я несколько матчей не сыграл, потому моё физическое состояние в целом было в порядке.

– Вы вышли играть с первых минут. Это на площадке чувствовалось, что есть нехватка эмоций?

– Могу сказать, что команда чуть-чуть «поднаелась». Нужна небольшая пауза, которая как раз и будет перед «Финалом шести». Думаю, к финалу мы подойдём с багажом и сил, и эмоций.

– Не сидели ли в голове мысли о грядущем финале, о том, что этот матч не имеет турнирного значения?

– Не думаю, что кто-то обращал внимание на то, что эта игра ничего не решает, а впереди финал. Ребята вышли играть, но сегодня получилось именно так.

– Какую задачу вам ставили перед этим матчем?

– У нас одна задача во всех турнирах, во всех матчах и во всех партиях – победа. Никаких поблажек не имеющий турнирного значения матч нам не делал.

– Французы удивили чем-нибудь?

– Всё было ожидаемо. Это команда с хорошей общей игрой, в ней собраны техничные ребята. Они когда надо держат подачу, рискуют и много не проигрывают. На это мы и наткнулись.

– Вы лично впервые сыграли против Франции. Не возникли мысли, что стоит вернуть им должок в Лилле?

Почему бы и нет? Думаю, там будет совсем другая игра, если, конечно, мы с ними встретимся.

Романас ШКУЛЯВИЧУС, диагональный сборной России:

– Сложно сразу делиться ощущениями после этого матча. Первое, что осталось после игры, – отрицательное впечатление из-за проигрыша. Оно и основное.

– В чём видите причину произошедшего? Чего не хватило?

– Не могу говорить за всех, но лично у меня не было такого, чтобы чего-то не хватило. Разве что времени недоставало.

– Показалось, что не хватило эмоций. Согласны с этим?

– Если говорить обо всей команде, то лучше обратиться к главному тренеру. Если спрашиваете обо мне, то я «горел». В самом начале, наверное, даже перегорел. Это подтверждают необязательные ошибки, которые я совершал. Потом успокоился, вошёл в игру, но не смог помочь настолько, чтобы этого хватило для победы.

– Какая задача ставилась на этот матч?

– Задачей ставилось побороть самих себя. Потому что в этом матче нашим главным соперником были мы сами – наша подготовка, наша мотивация, наш настрой.

– Не уводили вас мысли уже в «Финал шести»?

– Нет. Я во время матча находился здесь и сейчас. Хорошо, что мне предоставили игровую практику, чем я остался доволен. Конечно, не «насытился», но я благодарен за то, что и так дали.

Женя ГРЕБЕННИКОВ, либеро сборной Франции:

– Мы хорошо сыграли. Не так плохо, как вчера против Италии. Сегодня у нас было огромное желание победить. Мы готовимся к «Финалу шести», который пройдёт у нас дома. Думаю, мы способны играть ещё лучше. Конечно, сборная России сыграла плохо, у игроков соперника не было сегодня такого желания, как у нас.

– А откуда у вашей команды такое желание?

– Мы целенаправленно готовимся к «Финалу шести», где хотим хорошо выступить. Важно отработать всё до автоматизма. Тем более у кого-то были травмы, кто-то был в отпуске. Нужно найти правильный ритм, чтобы не испытывать трудностей в финальном раунде.

– Какую задачу на этот матч поставил тренерский штаб? Как разбирали игру сборной России?

– Никаких особенных тактических указаний нам не давали. Нас попросили хорошо сыграть, действовать на площадке с удовольствием и не совершать большого количества ошибок.

– Чем удивила или расстроила сборная России?

– Думаю, они сегодня не справились с нашей подачей и не так хорошо сыграли на приёме. Потому не могли играть через центр. Это нам очень сильно помогло.

– Выход Шкулявичуса и Карпухова в стартовом составе повлиял на перестроения по ходу матча?

– Не имеет значения, кто у соперника действует на площадке. У нас есть одно желание – побеждать. Один там игрок или другой – для нас нет разницы. Мы выходим получать удовольствие всей командой, демонстрировать свой волейбол. Тем не менее требуется поработать на предстоящей неделе, чтобы подойти к финалу со стопроцентной готовностью.

– Имеет значение, что вам выпало играть с Бразилией?

– Мы не просчитывали никаких вариантов, потому что знаем – в «Финале шести» все будут играть иначе. Нам же всё равно, против кого играть. Чтобы стать чемпионом, нужно обыграть всех. Ничего не меняет факт, Бразилия это или другая сборная. Мы хотим показать самый лучший волейбол и выиграть на глазах наших болельщиков. Надеюсь, подойдём к финалу во всеоружии.

– Насколько комфортно будет играть на стадионе?

– Не знаю, даже не представляю. На этом стадионе я никогда не был. Потому понятия не имею, насколько будет комфортно. Надеюсь, что будет много зрителей. В прошлом году играли на стадионе в Бразилии, где было немало людей. Ждём не меньше и во Франции.

Красная звезда