Мужская сборная России по волейболу проиграла оба матча третьего этапа и не вышла в полуфинал турнира.

Уверенно проведя второй этап первенства планеты в Милане, наша национальная дружина отправилась в Турин с намерением непременно пробиться в четвёрку сильнейших. Да и вокруг вновь заговорили о том, что россияне вернули завидную уверенность, встали на победный путь, потому легко никому в поединках с действующими триумфаторами Лиги наций точно не будет. Всем нам очень хотелось в это верить, но и, честно говоря, волейболисты действительно вселили надежду своей качественной игрой. Хотя из серьёзных соперников в столице Ломбардии нам противостояли только хозяева, которых-то и сравнивать было не с кем. Итальянцы до того с фаворитами не встречались, а в первом же поединке проиграли нашим.

Приходилось гнать мысли об уровне противников в сторону. И лучше всегда отталкиваться от собственной игры, нежели равняться на кого-то. Тем более на кону столь желанная ставка – путёвка в квартет тех, кто разыграет награды форума. Напомним, что предыдущие три турнира россияне провалили, ни разу не сумев выйти в полуфинал. А третий этап на двух чемпионатах мира подряд становился для нашей дружины заключительным – как в Италии-2010, так и в Польше-2014. Интересно, но вновь в оппоненты сборной России при очень странной жеребьёвке достались бразильцы – как и четыре года назад. Тогда мы вопреки регламенту вынуждены были ехать из Катовице в Лодзь, где и потерпели два болезненных поражения – от Бразилии и Польши.

Вот и в Турине первым соперником выступили действующие олимпийские чемпионы. Сегодня южноамериканцы не считаются по-настоящему грозной силой ввиду кадровых неурядиц, но это вовсе не значит, что они не способны обыграть кого угодно. Безусловно, при хорошей игре, которую способны демонстрировать подопечные Сергея Шляпникова, бразильцы вряд ли могли рассчитывать на успех, но при таком графике во время длительного турнира возможны самые разные сценарии развития событий. Здесь уж как получится подготовиться на данный конкретный момент. Малейшая расслабленность способна в мгновение ока повлиять на результат. А третий этап тем и коварен, что любая оплошность грозит обидным вылетом. Жёсткий и безжалостный регламент, в рамках которого и проходит «Финал шести».

Прилетев в столицу Пьемонта с пересадкой в Риме, автор этих строк наделся на лучшее. На месте событий всегда хочется увидеть феерию, испытать положительные эмоции. Отправляясь в сторону впечатляющей арены «Пала Альпитур» (вмещающее более 15 тысяч человек сооружение возвели специально для хоккейного турнира в рамках Олимпиады-2006), корреспондент «Красной звезды» думал о том, как же решит построить игру главный тренер сборной России. В нашем распоряжении достаточно исполнителей, владеющих всеми приёмами и элементами на высочайшем уровне. Жаль, не всегда ими удаётся воспользоваться. Понятно, что тысячи местных болельщиков, расположившихся в прозрачных, словно ледяных, креслах, ожидаемо поддерживали латиноамериканцев, но сей фактор далеко не главный в том сценарии, который больше подходит для драмы или трагедии. И самое обидно во всём произошедшем – справедливость.

Ведя 2:0 по сетам, причём добившись уверенных побед в этих партиях, россияне попросту безответственно сбавили ход, позволив бразильцам не просто изменить ситуацию, а совершить коренной перелом. Он и привёл подшефных Ренана Дал Зотто к триумфуне очень ожидаемому, но заслуженному и впечатляющему. Невероятное количество собственных ошибок (38:26) повлияло на всё однозначным образом. Да, можно сколько угодно ругать Михайлова за то, что он не показывает былого запредельного уровня, хаять связующих, потому что от них всё зависит, пенять на Клюку из-за приёма, спрашивать о том, почему сделан такой выбор блокирующих… Но если нет подачи, совершается какое-то дикое число ляпов, то на что рассчитывать в принципе? Более того, особого внимания заслуживает эмоционально-стрессовое состояние игроков. Здесь вся ответственность лежит на главном тренере – он обязан где-то поддержать, где-то прикрикнуть, где-то дать молча возможность исправиться. Но и тут не всё гладко. Так что результат можно в полной мере считать закономерным, пусть и печальным для россиян – 2:3 (25:20, 25:21, 22:25, 23:25, 12:15).

Загнав себя в столь неприятную обстановку, наша дружина во втором поединке нуждалась только в победе. Поражение оставляло команду за бортом полуфинала. Наверное, так было суждено, что в последний момент и разом оставалось определить судьбу – либо мы идём дальше, либо едем домой. Причём первое в подобной ситуации возможно исключительно при полной самоотдаче, концентрации, как говорится, на жилах. И добывать искомое наш наставник отрядил тот же состав, что и накануне, за исключением пасующего. Справляться нужно было не только с соперниками, но и с собственным волнением, а также болеющим против нас залом, пусть сегодня российских флагов на трибунах было больше, чем вчера. Сочетание оказалось таким: связующий Сергей Гранкин, диагональный Максим Михайлов, блокирующие Дмитрий Мусэрский и Ильяс Куркаев, доигровщики Егор Клюка и Дмитрий Волков, либеро Алексей Вербов.

Небольшой перевес звёздно-полосатые соорудили после ошибки Клюки – 2:0. Ещё больше развить успех им удалось благодаря эйсу Аарона Рассела – 5:2. Понятно, что это только начало, но приём держать жизненно необходимо. Тем более когда не блистает атака. И догнать беглецов получилось очень быстро, ещё до обязательного тайм-аута, и не без огрехов с их стороны. Но вскоре после паузы, на которую номинальными лидерами ушли американцы, эйс казанского зенитовца Мэттью Андерсона вернул его команде двухочковый отрыв – 10:8. Но сильно волноваться пока не стоило, поводов для этого наши не давали. Они старались, отрабатывали в защите, стремились к идеалу. После длинного и эмоционального розыгрыша забивает Клюка (тут важно по достоинству оценить оборонительные подвиги!), потом блок оппоненту ставит Мусэрский и выводит россиян вперёд, а Джона Спероу вынуждает созывать совещание – 11:12. К лицевой линии отправляется Михайлов и укладывает мяч в пол, цепляя линию, – уже 11:13. Стоило развить небольшой успех, но как это делать без приёма?

Ко второму техническому тайм-ауту соперник вернул лидерство, пусть и на полшага – 16:15. Обидно, что не всегда нападение работало так, как хотел Гранкин, но отчасти в этом есть и его вина, особенно с точки зрения подключения первого темпа, когда Мусэрский на лавке. В какой-то момент Волкова на приёме подменил Александр Соколов, на этот матч заявленный в качестве доигровщика. Потом Наш наставник осуществил двойную замену, выпустив Александра Бутько и Виктора Полетаева, но тут же Сергею Шляпникову пришлось прерывать матч, так как сработал американский блок – 22:20. Судьба партии повисла. А окончательно всё стало ясно, когда в очередной раз сорвали приём, позволив Андерсону легко забить переходящий, – 24:21. Некстати на полу оказался Клюка, к счастью, сумев после перерыва продолжить игру, пусть и было Егору больно. Точку эффектной атакой первым темпом поставил Дэниэл МакДоннелл – 25:22. Когда на стол легла статистика, увиденные цифры (не хочется их указывать) вызвали нецензурные слова. Приём был действительно ужасен, да и атака расстроила непомерно. Разве что блок оказался хорош. Если бы не ошибки соперников, то разница в счёте могла быть куда значительнее.

Второй сет начался с нескольких тактических сюрпризов, да и понять их природу было не очень просто. В доигровке с Волковым вышел Михайлов, Полетаев отправился в диагональ, а вскоре Клюка заменил Волкова на передней линии. Все эти перестановки и некие хитрые задумки, конечно, сбили звёздно-полосатых с толку, но ведь те не новички, чтобы вдруг рассыпаться. Тем не менее инициативой по ходу партии владели наши, пусть сильно оторваться и не удавалось. Зато сдерживали противника. До определённой поры. Ведя с довольно рабочим счётом – 9:11, россияне умудрились проиграть четыре мяча кряду, да ещё и разными способами ошибочного свойства – 13:11. Не хватало цепкости, да и сильные компоненты прихрамывали. Впрочем, сражение продолжилось на равных, а лидерство наши вернули быстро. Перед заключительной третью второго сета вели номинально – 15:16.

Вновь хоть какое-то преимущество растаяло, будто альпийский лёд в окрестностях Турина. Тайм-аут сборной России случился уже при видимом перевесе оппонентов – 19:17. Не хватало подачи, в атаке и вовсе перестало получаться, особенно в четвёртой зоне, а защита не всегда могла помочь там, где хотелось. Всё это и привело к весомому гандикапу США – 22:19. Такое превосходство сродни приговору. Но до окончательной развязки мы наблюдали то, что лучше видеть всегда – мощный порыв россиян. Клюка дважды забил в атаке, затем первым темпом здорово атаковал Куркаев – 24:23 и два подряд потраченных перерыва от Джона Спероу. Но все старания партнёров перечеркнул Гранкин, подав несильно в трос – 25:34. Радости у американцев было много. Но что толку, когда движение идёт одностороннее? Два сета проиграли и поставили себя на край пропасти. Даже победа в матче отнюдь не гарантировала нам путёвку в полуфинал. Такой вот расклад.

В третьем игровом отрезке у сетки появился Артём Вольвич, а Полетаев и Михайлов остались на своих позициях. Дело шло примерно так же, как и в предыдущем сете, а к регламентному перерыву разрыв составил пару баллов – 6:8. При этом казалось, что в любой момент американцы сумеют добавить. Не на подаче, так в атаке, не на блоке, так в терпении. К середине партии противники так разошлись, что было не очень понятно, как же вообще им забивать. Их пятиочковый рывок, увенчанный эйсом Рассела, отправил команды на перерыв – 16:12. Во время паузы Сергей Шляпников позволил подопечным самим обсудить происходящее. Откровенно говоря, в чудо верилось с трудом, и даже одиночные выкрики с трибун на русском языке были преисполнены призывами проявить характер и сыграть так, как парни умеют.

Едва вздохнувшую надежду подарил блок Мусэрского, вынудив Джона Спероу созывать совещание. Более того, «чехол» от Клюки на мгновение сделал счёт равным – 20:20. Но что дальше? Очередной и такой грустный провал – 22:20 и угасание шансов. Тут же Мусэрский после плохой передачи Гранкина наткнулся на руки Максвела Холта, и всё стало по сути очевидно. Из трёх матчболов россияне отыграли два и наставник США вновь решил сбить наш настрой тайм-аутом. И потом всё решилось. Самый результативный в составе соперников Рассел атакой из второй зоны подвёл итоговую черту – 25:23 в партии и 3:0 в матче. Явно не такого ждали и наши болельщики, и итальянские. Но получили то, что теперь будем вспоминать как минимум четыре года. Четвёртый чемпионат мира подряд сборная России не попадает даже в число четырёх лучших команд планеты. Но это результат, а не суть того, что в действительности вчера и сегодня произошло.

Тренерскому штабу и руководству Всероссийской федерации волейбола ещё предстоит разобраться с причинами провала, но мне ясно одно – наша дружина на этом турнире очевидно предстала в разобранном состоянии. Игроки были готовы в разной степени, а так вряд ли можно действовать единым коллективом. Мы получили урок на будущее, но называть фамилии виновных сейчас не хочется. Совсем. Анализ по горячим следам делать не стоит, высок риск ошибиться и кого-то незаслуженно обидеть. Хотя понять всё действительно очень непросто. Сегодня наставник сборной Польши Витал Хейнен, а также тренер сборной Сербии Неджад Османкач живо интересовались и не могли найти ответ на вопрос, что происходит с нашей командой. Раз видные специалисты не знают, то нам тем более не нужно рубить.

Естественно, нынешний сезон получился противоречивым, а уж чемпионат мира – ужасным. Посмотрите – мы проиграли всем сильным соперникам, кроме одного. Об этом говорилось в начале. Италия не выглядит таким уж грозным оппонентом. Вот и можно посчитать, что из десяти матчей на турнире мы уступили в четырёх. Приплюсуем сюда пять встреч с уступающими в классе противниками. Вот он итог, коего мало кто ждал. Не станет удивлением вылет хозяев, а тогда окажется, что мы не превзошли никого из полуфиналистов. Так разве в такой ситуации мы реально заслуживали быть в квартете сильнейших? Вот так. Все наши надежды угасли, растаяли. По крайней мере, на четыре года, когда, надеемся, чемпионат мира – 2022 пройдёт в России.

Сергей ШЛЯПНИКОВ, главный тренер сборной России:

– У нас травмы игроков, проблемы с состоянием здоровья. Нам пришлось перекраивать весь состав уже по ходу встречи. Вы видели это во второй партии. Старались найти максимальное усиление в атаке, но немного не хватило. Хотя Максим Михайлов выдержал и приём. В принципе, на блоке тоже справлялись. Опять же, два-три мяча в каждой партии нам не хватает.

– После поражения от Бразилии были расстроенными?

– Нет. Просто не все смогли набрать нужные кондиции к этому матчу. Вот и всё.

– Американцы действительно сильнее, что по сути у нас и шансов не было?

Почему же без шансов? В каждой партии, как я сказал, всё решили два-три мяча. Вы видели и первый матч с США, где мы вели по пять очков. Но там не хватило концентрации, здесь же нам попросту не хватило скамейки.

– В третьей партии отыграли четыре очка…

– Отыграли, потому что есть потенциал в атаке. Но эти связи не были так плотно наиграны, как другие.

Максим МИХАЙЛОВ, диагональный сборной России:

– Начали турнир очень плохо. В первую очередь, были тяжёлые условия – повлияла жара. Это не оправдание, а констатация факта. Потом смогли собраться, но, к сожалению, то ли не хватило сил, то ли не хватило мастерства, чтобы довести этот турнир до ума.

– Была мысль в третьей партии, что можно всё изменить?

– Была мысль с первого очка и до последнего, что можем всё изменить. Боролись-то, в принципе, на равных, проиграли три концовки на больше-меньше. Были близко, но, к сожалению, за это побед не дают.

– Вчера было обидное поражение. Оно сказалось сегодня?

– Не думаю. Полагаю, если бы вчера мы играли, как сегодня, то выиграли бы 3:0, без вариантов. Сегодня игра смотрелась, получалась, но сегодня американцы были объективно сильнее по мастерству.

– Вы сказали, что, вероятно, не хватило мастерства. До чемпионата команду записали в главные фавориты, а уже здесь представители других сборных спрашивали, что же происходит с российской дружиной. Вы начали поиск ответа на этот вопрос?

– Тяжело говорить об этом по ходу турнира, потому что у нас очень плотный график. Мы разбираем каждую игру, а у нас были десять матчей. Непросто было задумываться о том, что у нас не получается. Мы двигались вперёд шаг за шагом. Что не получилось – будем разбирать после турнира.

Красная звезда