Целый месяц Римини был центром притяжения каждого поклонника летающего мяча. Отгремела Лига наций, 32 команды разъехались по домам из наверняка надоевшего за много недель «пузыря» с его строгими правилами и запретами. О, как мечтали спортсмены увидеть болельщиков на трибунах вместо расписных стен с разноцветной подсветкой, и как мечтали болельщики наблюдать соревнования не в формате телешоу! Но реалии суровых времен диктуют свои правила, и турнир мог состояться лишь по таким. Тем не менее, спортсмены радовались тому, что соревнования сборных стартовали. Розыгрыш Лиги наций завершился, и у нас есть возможность делиться накопленными впечатлениями.

Вечно молодые

Перед стартом Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году про сборную Бразилии писали: «Бразильцы сейчас в той телеге, что уже едет с ярмарки», намекая на то, что у «канариньос» слишком возрастной состав, и бороться с соперниками им будет тяжело. Бразильцы, ехавшие с ярмарки, завоевали серебряные медали в Лондоне.

Примерно то же самое говорили о них в 2016 году, перед началом домашней Олимпиады в Рио-де-Жанейро. К слову, тогда не только пресса, но и болельщики желто-зеленых ударились в паникув эфир вышло интервью с культовым игроком Мурило Эндресом. Большинство надежд, связанных с медалями в Рио фанаты сборной Бразилии возлагали именно на Мурило. В интервью, разлетевшемся по всему миру, обычно спокойный и сдержанный доигровщик расплакался – он объявлял, что получил травму и для него Олимпиада закончилась, даже не начавшись. В Рио-де-Жанейро бразильцы завоевали золотые медали, став трикампеонами (1992, 2004, 2016).

Состав бразильцев перед Олимпийскими играми в Токио еще более возрастной: 35 лет Бруно Резенде и Лукасу Сааткампу, 34 – Уолласу, 33 – Леалу и Мариусио Соузе, даже либеро Талесу уже за 30. Самому юному игроку стартовой шестерки сборной Бразилии, Рикардо Лукарелли, 29 лет. Лишнее доказательство того, что заглядывать в паспорта накануне важных турниров не имеет никакого смысла – если играют эти, значит, они просто лучшие. В этой Лиге наций бразильцы были лучшими, как на групповом турнире, так и в «Финале четырех», безо всяких оговорок.

Бразильская команда в Лиге наций вела себя максимально солидно и ни в какие игры, кроме волейбола, не играла. Зачем путать сопернику карты, темнить и наводить тень на плетень, если кто такие бразильцы все и так знают. Эмоций же «канариньос» дали только в концовке, в «Финале четырех», что выглядело угрожающе: да, им хотелось выиграть Лигу наций, но полных оборотов бразильская команда все же не показала – для того, чтобы смять поляков в решающем матче, этого хватило.

Головокружение от побед

Словенцы вихрем прошлись по соперникам в групповом турнире дебютной для себя Лиги наций, за месяц взмахнув с 17 места в мировом рейтинге сборных на 6-е. В них говорила обида за несправедливое отношение к себе, за эпитет «неинтересные», которым их наградили, не взяв в самую первую Лигу наций 2018 года, за невозможность по-человечески отбираться на Олимпиаду. В общем, сборная Словении в этой Лиге наций выступала народным мстителем и борцом за правое дело. В групповом раунде у них это получалось настолько хорошо, что лучших игроков команды, по слухам, размечтались заполучить богатейшие клубы мира. Количество подписчиков в инстаграмах словенских игроков росло как на дрожжах, аккаунт Словенского волейбольного союза штамповал горячие видео поддержки и рисовал стикеры да эмоджи с игроками, а популярность волейболистов в самой Словении начала зашкаливать за все разумные и неразумные пределы.

Пожалуй, последний факт – самый важный. И важность этого выступления, попадания в «Финал четырех» для волейбола в маленькой европейской стране гораздо важнее итогового результата. В 2014 году в одном из интервью словенский волейболист рассказывал довольно грустные вещи о полном отсутствии интереса к волейболу в его стране, о слабости словенской сборной при силе отдельных игроков и даже невозможности достойно провести сборы. Думается, что сейчас подобных проблем у словенцев уже не существует.

А сам «Финал четырех» словенцы воистину провалили. Все же любые показатели стремятся к среднему результату, и работать на максимальных оборотах в течение месяца невероятно сложно. Особенно когда играешь, в основном, одной шестеркой, не имея опыта подобных Долгих прогулок – почти по Стивену Кингу. Но, бесспорно, сборная Словении – одно из самых ярких впечатлений Лиги наций 2021 года, и вряд ли кто-то теперь назовет эту команду неинтересной.

Витал Хейнен и его думы

Выбору бельгийского тренера сборной Польши Витала Хейнена можно позавидовать почти всегда – в его распоряжении два полноценных состава. Но привезти на Олимпиаду можно всего 12 человек, и вот тут завидовать Хейнену сложно – у него только в амплуа «доигровщик» пять невероятно крутых парней и Михал Кубяк. Пожалуй, единственный, чей статус безоговорочно первого не обсуждается, несмотря на наличие в сборной Польши «живого» Леона. С появлением натурализованного поляка, рожденного на Кубе, думы Хейнена стали еще тяжелее: попробуй не впиши в состав одного из величайших игроков современности. Зачем же он тогда гражданство принимал? Упрямая штука статистика же гласит: с Леоном сборная Польши не выиграла ничего. А вот проиграла – это да, сколько угодно.

Леона Хейнен в Лиге наций использовал очень дозированно, в основном разбираясь с вопросом «кого везти в Токио?» — момент выхода в «Финал четырех» могли решить любые игроки из имеющегося ростера сборной Польши. Они и решили, без особенных проблем – бельгийскому лукавому наставнику не пришлось слишком часто использовать помощь того же Кубяка, Бартоша Курека или Петра Новаковски. Ветеранам перед Олимпиадой слишком сильно напрягаться не стоит.

В «Финале четырех» поляки сыграли основой и … проиграли. Увы для поклонников Леона, он по-прежнему не может стать настоящей частичкой сборной Польши, по-прежнему выглядит в команде чужеродным элементом. Особенно по сравнению с другим натурализованным кубинцем, Леалом, который идеально вписался в сборную Бразилии.

Шесть тысячных

Можно сколько угодно восхищаться бразильцами, удивляться польским играм и влюбляться в словенцев, а в России сердце болит за «своих». Шесть тысячных. Шесть тысячных не в пользу команды в соотношении выигранных и проигранных партий со сборной Франции, которые не пустили россиян в «Финал четырех». Так аукнулся даже не проигранный матч японцам, а отданные партии сборным Нидерландов, Германии, Аргентины, Канады, Италии.

Но сказать хотелось о другом, о давлении. «Мы играем в волейбол, а не табуретки на фабрике делаем»,— сказал однажды один волейбольный тренер, намекая на умение получать удовольствие в моменте, наслаждаться игрой. У некоторых команд с этим есть проблемы, и у этих проблем всегда разные причины. Чаще всего это давление изнутри и снаружи: большие ожидания, авторитет старшего товарища, мешающий раскрыться, прессинг тренера и спортивных чиновников или, наоборот, излишнее доверие, которое нельзя не оправдать…

Шесть тысячных, из-за которых на сборную России накануне старта самого главного турнира обрушился шквал критики, лишь усиливая и без того колоссальное давление. Олимпийский сезон – самое долгожданное и одновременно самое тяжелое время для любого спортсмена. Нервы как оголенные провода, и дополнительная «накачка» не требуется. Только поддержка. Этим абзацем мы хотим призвать поддержать команду – время для критики, возможно, придет позже. А может быть и нет.

Свой среди чужих

Мало кто из российских болельщиков не ловил себя на ощущениях дежавю во время тайм-аутов сборной Ирана, слыша голос Владимира Алекно и родную русскую речь. И слова он произносил такие… хорошо знакомые, но на поло Владимира Романовича был вышит иранский флаг.

Алекно проделал колоссальную работу в Лиге наций – произвел смотр огромного количества ближайшего резерва для иранского волейбола. Там есть на что посмотреть, и совсем скоро Ирану будет кого показать. Дело Маруфа, Мусави, Гафура и Гаэми продолжится уже в следующем олимпийском цикле. А российские болельщики останутся со странными ощущениями дежа вю.

Мощная медиаподдержка

«Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел. Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал». Одним из ярких впечатлений Лиги наций стала мощная медиаподдержка турнира, причем эта инициатива пошла от самих игроков. Что делать в «пузыре», когда выйти дальше пляжа нельзя? Снимать веселые видео, подначивать партнеров по сборной, вести для болельщиков Instaday и прочие развлечения. Так, сборная Франции устроила перестрелку водными пистолетами, Уоллас за мелкие монетки стриг партнеров по сборной (мог бы и себя подстричь, кстати), словенцы снимали «зарубы» в настольные игры. Никола Йовович ежедневно отчитывался о количестве часов, проведенных на пляже, а Артём Вольвич по просьбе пресс-службы оргкомитета Чемпионата мира FIVB 2022 проводил рум-тур по отелю, где жила российская сборная. Максимально веселили журналистов игроки и в миксзоне. Пожалуй, такой внутренней кухни во время крупных турниров болельщикам еще не показывали и здесь пандемия и запертые двери сыграли на руку поклонникам волейбола, и это здорово.

«Танцуй так, будто на тебя никто не смотрит»

Австралийцы в Римини выиграли всего один матч – у сборной Ирана, и так развеселились, выигрывая со счетом 2:0 по партиям, что пришлось играть тай-брейк. Очень задорная команда, над которой не висел дамоклов меч ответственности – парни приехали себя показать и людей посмотреть. Австралийский волейбол, он такой. Зато они совершенно точно влюбили в себя волейбольную общественность: не только танцевали в каждом матче, но еще и подпевали отбивкам между розыгрышами, и даже периодически звонили кому-то… по банану.

«Отвечу танцем»,— как бы сказали французы, станцевав канкан, но только после того, как выиграли бронзовые медали Лиги наций. Сборной Франции идет солидность, особенно после побед.

volley2022.ru