После принятия в олимпийскую семью волейбол впервые выбрался за пределы Европы — чемпионат мира был проведен в Бразилии, жаркой весной 29 октября14 ноября 1960 года.

Женские и мужские турниры по-прежнему шли одновременно и в одном месте. Но по сравнению с предыдущими чемпионатами количество городов, принимающих планетарное первенство, выросло. Так, в Бразилии соревновались сразу на 8 аренах, расположенных в Рио-де-Жанейро, Нитерое, Волта-Редонде, Резенди, Сантусе, Санту-Андре, Сан-Паулу и Белу-Оризонти.

Главные матчи чемпионата проходили, разумеется, на «Мараканазиньо», что в переводе означает «Маленькая Маракана». Этот спортивный комплекс был построен в 1954 году к чемпионату мира по баскетболу. К слову, бразильские баскетболисты в то время добивались серьезных успехов и на своем первом домашнем планетарном первенстве завоевали серебро, а через девять лет, на том же «Мараканазиньо» в первый и в последний раз стали обладателями золотых наград. В волейболе успехи сборной Бразилии были гораздо скромнее, но все знают, кто на вершине мировых рейтингов нынче – и свою последнюю к настоящему моменту олимпийскую победу «канариньос» одержали именно здесь, на «Мараканазиньо», в 2016 году.

И еще немного о месте проведения чемпионата мира 1960 года в Бразилии, культовом для спорта на всей планете: рекорд посещаемости волейбольного матча установлен рядом, на Большой «Маракане». В 1983 году на футбольном стадионе состоялся товарищеский матч сборных Бразилии и СССР – его увидели 96 тысяч человек!

Чемпионат мира в Латинской Америке проводился в том числе и с целью популяризации волейбола в этом регионе. Впервые в первенстве приняли участие сборные Венесуэлы, Парагвая, Уругвая, Перу и Аргентины. Аргентинский волейбол чуть позже, как и бразильский, скажет свое слово – даже не результатами, а качественной работой тренеров, которые будут учить побеждать игроков в разных уголках мира.

Однако количественное представительство сборных на бразильском чемпионате мира было значительно более скромное (14), по сравнению с первенством четырехлетней давности в 1956 году в Париже (24). Подавать заявки на участие не стали бронзовые призеры двух самых первых чемпионатов болгары, югославы, китайцы, обе немецкие сборные – ФРГ и ГДР, итальянцы… Заявились на турнир, но не приехали по разным причинам команды Индии, Мексики и Доминиканской республики.

Расстановка сил же в мировом волейболе оставалась прежней: впереди сборные стран социалистического блока, а дальше – все остальные. На передовые позиции неспешно пытались выдвинуться японцы накануне первой для волейбола Олимпиады, домашней для игроков Страны Восходящего Солнца.

***

После поражений на чемпионате Европы 1955 и 1958 годов и бронзовых медалей чемпионата мира 1956 года в Советском Союзе не очень верили в победу мужчин в Бразилии. Об этом свидетельствует молчание прессы, и уже после победы рассказывали и непосредственные участники баталий. Однако завершилась начатая еще Анатолием Эйнгорном смена поколений в сборной, и последний турнир перед чемпионатом мира – «Турнир трех континентов» советские волейболисты выиграли.

После бронзовых медалей чемпионата Европы 1958 годы бразды правления сборной СССР передали Гиви Ахвледиани. Гиви Александрович стал первым человеком в истории вида спорта, выигравший чемпионат мира сначала как игрок, а затем как тренер мужской сборной. Легендой же он стал после великих побед с женской сборной СССР на Олимпийских играх. Человек, который оказался сильнее всех не только на площадке и возле нее, но и не был сломлен злодейкой-судьбой.

Из воспоминаний Гиви Ахвледиани:

«Отец мой был генерал. В 37-м его арестовали и расстреляли. Немец тогда подкинул информацию, что в Советском Союзе вот-вот переворот будет, и устроят его старые офицеры. Из царской армии. А отец мой царскую армию как раз прошел… Меня в Тбилиси не было, я как раз на первенство уехал в Ленинград. Играл за общество «Наука». Возвращаюсь — квартира опечатана… Как узнали, что я вернулся — дали комнату. Мне-то еще ничего — а каково тем, кому после ареста отца или матери никто не помогал? Я учился на втором курсе экономического факультета — выгнали. Вызывают и без объяснений: «Заберите документы, вы отчислены». Все! В команде 500 рублей ставка была — сняли. Но я продолжал спортом заниматься. Был вторым в Закавказье по тройному прыжку, чемпионом Союза по баскетболу… В 44-м ранило меня на Южном фронте. Очень тяжело было с плечом. Никак нельзя было волейболом заниматься — пришлось баскетбол вспомнить. Два года тренировался как мог — в итоге выиграл первенство СССР. Потом в волейбол вернулся. Так здорово смотрелся в сборной Грузии, что меня в сборную Союза включили. В 49-м, правда, на первенство мира в Чехословакии не пустили, как сына «врага народа»…

Победа на Турнире трех континентов 1959 года в Париже стала первой после пяти лет поражений советского волейбола. Это популярное в те времена соревнование по праву считалось неофициальным чемпионатом мира, и выиграть его было тяжело – в нем принимали участие сильнейшие на тот момент команды. Сборная СССР в невероятной борьбе одолела главных соперников – чехословаков и болгар и заняла первое место. Тем не менее, «пять лет без побед» дались тяжело, по воспоминания современников, они лежали на игроках гнетущим грузом.

***

14 команд-участниц чемпионата мира были разделены на 5 группв четырех было по три сборные, в одной – две. Примечательно, что в финальный раунд попадали по две лучшие команды из каждой группы, таким образом, группа, в которой играли только сборные Франции и США, по сути, играли бы товарищеские матчи – если бы результаты группового этапа не учитывались в финальном раунде. Но они учитывались.

Советская сборная играла в одном из пригородов Сан-Паулу и боролась не столько с командами Японии и Парагвая, сколько с непривычной жарой.

Из воспоминаний Юрия Чеснокова:

«…40 градусов жары, влажность воздуха больше, чем в парной бане. Раскрыв до предела рты, мы изумленно смотрим друг на друга.
— У тебя дышится?
— Совсем нет. А у тебя?

Через пять минут на теле не просто пот, а клей, и не канцелярский, а хороший столярный. Вся одежда прилипла к телу, и безнадежно оттягивать ее для вентиляции — воздух жжет.
Потрясенные, мы вопрошающе смотрим на тренеров.
— Ничего, ак-кли-ма-тизи-руем…— на последний слог «ся» у Ахвледиани не хватило сил.

… Через час езды в раскаленной коробке автобуса двенадцать богатырей от волейбола мертвыми телами складывались на другом аэродроме, в другой самолет, чтобы через два часа высадиться в Сан-Пауло, втором по величине городе Бразилии.


Мы, все двенадцать, оказываемся размещенными в одной комнате. Двухъярусные койки, стульев и тумбочек нет. Ну что ж, выхода нет — спите крепче ребята, отдыхайте полноценнее».

Без труда справившись и с японцами, и с дебютантами-парагвайцами, подопечные Гиви Ахвледиани перебрались в Рио-де-Жанейро, где начинался финальный этап. Однако поселились в Нитерое, районе, находящемся от центра через залив Гуанабара. Сложности с логистикой, кстати, были и в Сан-Паулу. Игроки позднее рассказывали, что, например, на игру со сборной Парагвая советские волейболисты затратили около 40 минут, а на сборы, переезды в зал и гостиницу туда-обратно – около 5 часов.

Это сейчас Рио-де-Жанейро и Нитерой соединяет монументальный Ponte Rio-Niterói длиной более 13 километров, с четырьмя полосами движения в обе стороны. Но сдан в эксплаутацию он был только в 1974 году, а в 1960-м на матчи финального этапа сборная СССР из Нитероя на «Мараканазиньо» добиралась… паромом. Стояла страшная жара, и кроме победы на чемпионате мира, советские волейболисты мечтали только о том, чтобы искупаться. Океан манил порой сильнее заветного золота, но запрет тренеров и чиновников был строг.

***

При составлении календаря финального раунда, похоже, даже организаторы не верили в успех сборной Советского Союза. По крайней мере, на заключительный день был назначен матч Чехословакия – Румыния. Советским же волейболистам предлагалось сыграть два ключевых поединка с румынами и чехословаками подряд. И подопечные Ахвледиани справились с соперниками, обыграв первых со счетом 3:1, а заклятых друзей из Чехословакии – 3:0!

А советские волейболисты, вернувшись в Нитерой глубокой ночью абсолютно счастливые, всей командой и не обращая никакого внимания на тренеров, ринулись в океан.

Таким образом, матч Чехословакия – Румыния превратился в поединок за второе место, а сборной СССР не составило труда обыграть хозяев турнира, несмотря на истовую поддержку трибун. Казалось, сам «Мараканазиньо» пел и плясал вместе с болельщиками. Советские игроки же проиграли один сет бразильцам, никоим образом не пошатнув ни своего авторитета, ни итогового первого места, а хозяева, благодаря одной партии, выигранной у чемпионов, поднялись на пятое место – и были счастливы.

Чехословаки и румыны в матче за серебряные медали доигрались до пятой партии. Сборная Румынии вела со счетом 7:1, но проиграла – 11:15.

Георгий Мондзолевский был признан лучшим связующим игроком турнира, а чемпионат в Бразилии стал бенефисом Нила Фасахова, самородка из Татарстана. Во многом благодаря его невероятной способности атаковать из любого положения, завершающие стадии розыгрышей для сборной Советского Союза не были проблемой. К великому сожалению, Фасахова замучили травмы, и он вынужден был закончить свою карьеру очень рано – не смог принять участие ни в чемпионате мира 1962 года в СССР, ни в первых для волейбола Олимпийских играх.

volley2022.ru