- Информация о материале
-
Категория: Олимпийские игры
-
Опубликовано: 28 марта 2015
-
Просмотров: 2646
Пока плей-офф и плей-аут российского чемпионата взяли паузу, давайте продолжим наш разговор на тему «какой-могла-бы-быть-олимпийская-сборная-2016».
Лирическое отступление: обнародованные списки основного и резервного составов сборной, сформированные для Минспорта еще в декабре 2014 года, мы в расчет не берем. Все же много волейбольной воды утекло с тех пор, изменения в списках, на наш взгляд, неизбежны. Вот дождемся официальной заявки на Мировую лигу – тогда и поговорим. А сейчас вернемся к нашим кандидатам в амплуа центральных блокирующих.
Первое и самое очевидное: есть Дмитрий Мусэрский и все остальные. Редко когда игрок этого амплуа играет столь значимую роль в команде – в силу своей исключительной зависимости на площадке от привходящих обстоятельств, от игры тех же связующих – как своего, так и соперника. Мусэрский же перевернул ситуацию – на самом деле, от него в большей степени зависит, кто и как будет играть на площадке. Прошедшие полуфинальные игры с «Газпромом-Югрой» еще раз наглядно продемонстрировали, что против этой пушки почти нет противоядия, как в атаке, так и на подаче. Да и блок Дмитрия способен сожрать любого нападающего. При этом он и в защите умудряется отрабатывать, и пас, если что, выдаст отличный. Впрочем, об универсальных способностях Мусэрского лучше спросить у бразильцев, игравших против него в финале Лондона.
России исключительно повезло с Дмитрием, его место на площадке не обсуждается. Обсуждать можно то, как сохранить Мусэрского в целости, как уберечь от травм и избыточной нагрузки к решающим матчам. Но это немного другая тема – давайте лучше рассмотрим кандидатуры его партнеров. По логике необходимо выбрать пару центральных блокирующих, способных адекватно решать поставленные перед сборной задачи.
Очертим круг имен: Апаликов, Ащев, Щербинин, Вольвич, Абросимов, Смоляр, Власов, Щербаков, Крицкий, Гуцалюк, Ханипов, Самойленко, Сафонов, Червяков. Ого, сколько вариантов! Но сейчас мы сделаем предварительный отсев – и круг заметно сузится.
Итак, Гуцалюк становится жертвой игры за суперклуб, который может себе позволить держать такого игрока в запасе. Александр имеет неплохие, но не выдающиеся показатели, к тому же проигрывает конкуренцию в клубе Апаликову и Ащеву. Это как если Антипкина отправить в Новосибирск или Казань, под Бутько или Маруфа/Кобзаря – внутриклубная конкуренция пойдет на пользу клубу, но выбраться из-под нее игроку будет очень непросто. Член сборной должен играть в основе любой команды – и точка, Илья Жилин – живой пример того, как не надо делать. Возвращаясь к Гуцалюку, отметим, что он к тому же не обладает опасной подачей, а это жирный минус в современном волейболе.
Ханипов, Крицкий, Самойленко, Червяков и Сафонов имеют в сезоне показатели, которые говорят о том, что они принадлежат к игрокам топ-уровня российской Суперлиги. Теперь подробнее: Сергей Червяков, например, набрал свое за счет количества сыгранных сетов – 94, больше только у Михаила Щербакова, к которому мы еще вернемся. Средние же показатели за сет у Червякова не самые выдающиеся – 0,64 блока и 53 процента эффективности в атаке. Плюс отсутствие международного опыта, плюс отсутствие агрессивной подачи, минус сборная.
Алексей Сафонов – ровесник Червякова, при этом он – один из лидеров своей команды. Жаль только, что команда эта играет в плей-ауте, все-таки для игрока сборной важен опыт борьбы за высокие места. Вспомним ситуацию с тем же Дмитрием Ковалевым, для которого критично важно было перейти на новый клубный уровень. Другой вопрос, что ему даст этот переход, но речь сейчас не о нем.
У Алексея Самойленко и Александра Крицкого другая ситуация – они состоявшиеся опытные мастера. Их игра — стабильная, но эта стабильность имеет и обратную сторону – прогресс им уже не грозит, а до уровня сборной они все же в мелочах недотягивают. Возможно, получи они в свое время необходимый опыт, мы бы говорили сейчас о них, а не о том же Андрее Ащеве, который их на два года старше. Но у Ащева шанс появился, и он его использовал. У Самойленко и Крицкого аналогичная возможность может образоваться только в случае (тьфу-тьфу-тьфу) травм игроков основной обоймы.
А вот Руслан Ханипов вполне может повторить путь в сборную своего формального одноклубника Артема Смоляра. Засидевшись в «Белогорье», в нынешнем сезоне он полноценно закрыл место того же Артема в сургутском клубе. Маленький нюанс – тот же Смоляр, уже сыгравший за сборную, на данный момент выглядит более предпочтительным кандидатом. Но Руслану не стоит расстраиваться, за один год такие дела не делаются: надо продолжать прогрессировать, благо для этого есть и время, и возможности.
Теперь о тех, кто остался. Но прежде давайте сформулируем критерии идеального центрального блокирующего для сборной команды, претендующей на олимпийское золото. Во-первых, на блоке такой игрок должен не только надежно закрывать центральную зону, но и успевать блокировать на краю сетки, то есть обладать весомыми показателями скоростной выносливости. Тут важен баланс ростовых и весовых данных, а также наличие так называемой взрывной силы. Во-вторых, необходимо определенное качество атакующих действий, умение вариативно снимать быстрые передачи на различном расстоянии от связующего, а главное – должно быть отличное видение площадки, свободных зон, рук блокирующих, резкость и чувство ритма. Наконец, в-третьих, в идеале центральный блокирующий должен обладать стабильной агрессивной подачей, способной ставить перед принимающими соперника серьезные задачки.
Кстати, игрок, соответствующий всем этим критериям – Александр Волков. Но его нет, к огромному сожалению, в списке кандидатов по двум причинам. Во-первых, неясны последствия длительного восстановления от тяжелых травм. Во-вторых, рад буду ошибиться, но эти последствия практически неизбежны. Бесследно такое количество травм и операций на коленях не проходят, а значит, свои лучшие кондиции Александр вряд ли вернет. Очень хотелось бы ошибиться, ибо такой игрок сборной очень нужен.
Александр Апаликов – один из опытнейших членов сборной. Он может не блистать результатами в ходе регулярного сезона, но в нужное время способен собраться и выдать необходимый гениальный отрезок. К тому же, Александр обладает мощной силовой подачей, не раз ставившей в тупик соперника. Другое дело, что на том же чемпионате мира в Польше мы долго и тщетно ждали от Апаликова и вдохновенной игры, и фирменной подачи. Возможно, причина тому – накопившаяся усталость и микротравмы. Сегодня на вопрос, прошло ли время Александра в сборной, ответ может дать только он сам – в хорошей форме, да с должным настроем Апаликов никогда не будет лишним.
Про Артема Смоляра и Андрея Ащева мы уже говорили. Смоляр долго и сложно шел к сборной, но все же – не без помощи «Газпрома-Югры» — пришел к заветной цели. У него есть все для успешной игры на самом высоком уровне, даже его планер может приносить известные дивиденды. Основной минус один – несколько флегматичный характер, не дающий Артему гореть, рвать и метать на площадке, испепелять соперника одним взглядом. Это в полной мере умеет делать Андрей Ащев, который, впрочем, чисто физически Артему уступает. Что характерно: флегматичный, но более одаренный природой Смоляр сильнее Ащева на блоке, а вот в атаке Андрей, пожалуй, будет понапористее и поинтереснее. Кого из них выберет штаб сборной и выберет ли хоть кого-то – вопрос. Я бы поставил на Смоляра, с условием, что он станет тверже, наглее и эмоциональнее.
Кандидатура еще одного Артема – Вольвича, в последнее время сватается в сборную, что называется, по умолчанию. Достоинств у этого центрального, что и говорить, множество, особенно это касается атаки и блокирования в третьей зоне. Но вот на блок в края Артем что-то в последнее время хронически не успевает, да и подачей своей вряд ли по-настоящему кого-то озадачит. Еще один важный аспект – здоровье (тьфу-тьфу-тьфу). Вольвич из разряда больших и тяжелых игроков, отсюда повышенный риск травматизма спины и коленей. Надеюсь, что у него все будет хорошо и место в сборной он займет по праву, подтянув скорость перемещения к антеннам.
Его одноклубник Александр Абросимов, кстати говоря, играл за сборную России в олимпийском 2012 году, в Мировой лиге. Лигу мы проиграли, а в сборной Абросимов уступил место условно восстановившемуся после травмы Александру Волкову. Сегодня шансы вернутся в основную команду у Александра едва ли выше, чем в 2012-м. Годы бегут, уровень игры не растет, и если на подаче и в атаке все у Александра более-менее в порядке, то к основной работе блокирующего есть вопросы. К тому же, есть и более молодые игроки, способные на большее.
Москвич Дмитрий Щербинин отметился в победном составе сборной России на Мировой лиге-2011, но затем был вытеснен объективно более сильными и опытными Апаликовым и Волковым. Сегодня Волков восстанавливается после травмы, а Апаликов, по факту, находится на излете своей карьеры в сборной. Почему бы Дмитрию не вернутся в команду? Тем более, что в своем клубе он демонстрирует стабильно высокие результаты в игре на блоке: именно он является лидером Суперлиги по наиболее объективному среднему показателю блокирований за сет – 0,96. У Мусэрского, кстати, этот показатель 0,88. Другое дело, что в атаке в нынешнем сезоне дела у Дмитрия обстоят неплохо, но не отлично – всего 49 процентов эффективности. Возможно, дело тут в 205 сантиметрах роста, которые позволяют оставаться подвижным и эффективным при выборе места блокирования, но не дают особенного преимущества в нападении.
Этот же аспект – невысокий для центра рост – можно вменить в «вину» другому лучшему блокирующему Суперлиги, Михаилу Щербакову. «Горшки» 197-сантиметрового Михаила тому же Теодору Тодорову не могут не вызывать восхищения, но в целом Павлова в центре сетки из Щербакова для сборной не получится – хотя бы потому, что центральные блокирующие, как мы уже говорили, люди зависимые. И если «загнать» Щербакова под лучших блокеров современности (а именно с такими нашей сборной придется иметь дело в Рио-де-Жанейро), ничего хорошего из этого, боюсь, не выйдет. Хотя определенный эффект неожиданности может и сработать.
Любопытное наблюдение: все наши ведущие центральные блокирующие принадлежат, по сути, к двум возрастным категориям. Это либо опытные игроки 29–32 лет (Апаликов, Ащев, Смоляр, Щербаков, Самойленко, Крицкий, Абросимов), либо вошедшие в самый сок 25–26 летние волейболисты (Мусэрский, Щербинин, Вольвич, Червяков, Ханипов, Сафонов). Отдельной глыбой здесь стоит 19-летний Илья Власов, способный вырасти в основного игрока сборной к Олимпийским играм 2020 года. Вопрос в том, стоит ли брать его «на вырост» в Рио-де-Жанейро? Я бы, как минимум, проверил его в Мировой лиге и, возможно, рискнул.
Давайте вспомним, сколько молодых перспективных пересидели свою перспективу в клубах, поскольку за сборную всегда играют «лучшие из лучших» или «проверенные опытные бойцы». Понятно, что результат необходимо давать здесь и сейчас, но если не думать о будущем, этих результатов не будет и там. Тем более что Власов, на мой взгляд, способен реально усилить сборную уже сейчас. Два его недостатка: отсутствие опыта и отсутствие подачи. Оба лечатся примерно одним и тем же: тренировками и официальной игровой практикой на самом высоком уровне.
Подводя итог, я бы сузил список кандидатов (не считая Мусэрского, понятное дело) до Вольвича, Апаликова и Власова. И взял бы – Власова и Вольвича. Как-то так.
ВК «Газпром-Югра»