- Информация о материале
-
Категория: Олимпийские игры
-
Опубликовано: 27 мая 2016
-
Просмотров: 2801
Вслед за дамами пришёл черёд джентльменов сформировать олимпийский пул в волейболе. С 28 мая по 5 июня в Токио — мировой отбор на Олимпиаду.
Каждые четыре года стремление ещё даже не выиграть олимпийское золото, а пока лишь попасть в дюжину претендентов чревато определёнными трудностями: здесь континентальные отборы, мировые, нервы, перелёты, слоистая подготовка. Как любит повторять Владимир Алекно, пойди подведи команду за сезон к пику формы несколько раз… Неестественный отбор на Олимпийские игры последние годы стал едва ли не сложнее самого главного старта четырёхлетия. Шутка ли — отбираться в Рио-де-Жанейро предстоит и действующим чемпионам мира полякам, и новым волейбольным королям Европы — французам. Ожидаются, впрочем, в ближайшем будущем некоторые привилегии для чемпионов континентов, за что большое спасибо.
Пока действуют старые правила отборов, выяснять судьбу четырёх путёвок на Олимпийские игры в Токио слетелись восемь команд. Два представителя Европы: поляки и французы, премированные поездкой в Токио за высокие результаты на континентальном отборе. Серебряные призёры американских квалификаций — сборные Канады и Венесуэлы. Оставшиеся четыре команды представляют азиатскую конфедерацию волейбола — дружины Японии, Китая, Ирана и Австралии, традиционно участвующей в азиатских играх. Без Олимпиады уже остались Болгария, Сербия и Германия, а после токийского отбора без неё, заветной и желанной мечты, останутся ещё четыре команды.
Семь сборных уже готовятся к Олимпийским играм — хозяева турнира бразильцы, американцы и итальянцы — победитель и призёр Кубка мира, аргентинцы, россияне, кубинцы и египтяне — триумфаторы континентальных квалификаций. Четыре путёвки будут разыграны в Токио — одна из них традиционно достанется лучшей азиатской сборной: мировой отбор у мужчин, как и у женщин, совмещён с азиатской квалификацией.
Наконец, последняя путёвка в Рио-де-Жанейро будет разыграна в столице Мексики на интерконтинентальном отборе — в нём примут участие вторая и третья команды Африки — сборные Туниса и Алжира, третьи команды Северной и Южной Америки — Мексика и Чили.
Нам же остаётся лишь проанонсировать старт мирового отбора в Токио, где борьба наверняка будет бескомпромиссной и жёсткой. К слову, в истории восьми команд, которые возьмут старт в Японии, были и золотые медали Олимпийских игр. А кто-то только готовится вписать в олимпийскую летопись нашего вида спорта свои фамилии.
Иран
После вызывающего заявления о себе в 2011–2013 годах сборная Ирана уже не с Хулио Веласко, а со Слободаном Ковачем в роли главного тренера добилась исторического достижения — шестого места на чемпионате мира—2014. Однако затем вышел громкий пшик — Мировая лига и Кубок мира иранцам в 2015 году совсем не удались. Национальная федерация волейбола и сербский наставник расстались спокойно и не без взаимных реверансов, хотя даже во время игр на Кубке мира (в той самой Японии) было понятно: диалога у Ковача, например, с харизматичным вожаком команды Саидом Маруфом так и не возникло. Итог — восьмое место на первом этапе олимпийского отбора, прощание с Ковачем, а сборную Ирана поведёт в бой второй после Веласко аргентинец — Рауль Лосано.
Лосано подвёл поляков к подступам горы, царями которой им только предстояло стать в будущем. Из мало кому известных парней Лосано, во многом по наитию, как до сих пор утверждают многие, сделал больших звёзд в 2006 году — когда (опять-таки в Японии, кармическом месте для многих команд) сборная Польши стала серебряным призёром чемпионата мира. Большего, правда, аргентинцу с поляками добиться не удалось, и с тех пор бродит он по миру, неприкаянный, работая то там, то сям. Клубная карьера, правда, в основном сосредоточена в Польше. Отличное знание польского волейбола иранским наставником может сыграть на руку его команде — хотя победа в товарищеском матче, сыгранном уже накануне старта мирового отбора, конечно, мало о чём говорит.
Что хотелось бы отметить, рассказывая о сборной Ирана? В ней совсем мало новых имён, если не говорить о новом тренере. Первые скрипки в ней по-прежнему играют Маруф и его сменщик Мехди Махдави, диагональные Шахрам Махмуди и Амир Гафур, доигровщики Фархад Гаэми, Мойтаба Мирзаянпур и Милад Эбадипур — взаимозаменямые и взаимодополняемые. На своих местах блокирующие Сейед Мусави и Адель Голами… Иранцы всё так же играют в быстрый волейбол, а Маруф по-прежнему обожает играть с центрами в любом удобном и неудобном случае. Иранцев изучили уже вдоль и поперёк, но они продолжают играть в свой волейбол, впитывая традиции других школ и создавая свою — новую.
А теперь главное: ещё никогда сборная Ирана не играла на Олимпийских играх. Ещё никогда сборная Ирана не считалась одним из фаворитов отбора на эти самые Олимпийские игры. Конечно, никто не говорит, что иранцы выиграют турнир в Токио — им это и не нужно. Достаточно попасть в первую четвёрку или просто стать лучшей азиатской командой. Задача для дружины Рауля Лосано более чем выполнимая.
Волейболистов провожали в Токио, как национальных героев: были пламенные речи в аэропорту Тегерана: министр спорта Ирана, глава Национального олимпийского комитета, спонсоры, звёзды других видов спорта — все пришли провожать парней в Японию. Все ждут — эти ребята могут написать новую историю и сразу же вписать в неё свои имена.
Польша
Знаете ли вы о спортивных трагедиях больше, чем волейбольная сборная Польши? О, парни в красно-белых майках могут многое рассказать. Как быть одним из фаворитов предыдущей Олимпиады и проиграть всухую четвертьфинал будущим чемпионам? Как построить новую команду и выиграть домашний чемпионат мира. И как потом проиграть один матч на Кубке мира — и пролететь мимо путёвки в Рио-де-Жанейро. А потом пролететь мимо неё ещё раз — уже в Берлине. И всякий раз эти поражения складывались из пары аутов в атаке, пары подач в сетку и пары плохих приёмов. Всякий раз поляки проигрывали сами.
Что ни говори, а польская команда продолжает оставаться очень «домашней», а за пределами своей страны, пусть и болельщики «бело-червоных» следуют за командой по всей планете, получается гораздо хуже. Чемпионат мира—2014 сборной Польши помогли выиграть трибуны их арен вселенских масштабов и Мариуш Влазлы с Михалом Винярски. Без этих составляющих, скажем так, польской команде чуть-чуть не хватает доводов дабы убедить соперников в своей правоте.
Впрочем, нет сомнений, что сборная Польши отберётся на Олимпийские игры. Больше того, с большим процентом поляки вообще выиграют турнир в Японии, и помешать им сделать это могут только французы. Когда право на ошибку имеется, много кто играет с огоньком и размахом, а вот когда его нет… Когда его нет, то чудеса показывают только Сами-Знаете-Кто.
Новых имён в польской дружине мало. Собственно, оно одно — доигровщик Артур Шальпук, заявивший о себе на молодёжном чемпионате мира и Европейских играх. Стефан Антига и Филип Блэн начали призывать его под знамёна основной команды как раз с начала олимпийских отборов. Парень хорош и, скорее всего, получит свой шанс в матчах с аутсайдерами. А основную нагрузку в доигровке всё же нести будут Михал Кубяк, Матеуш Мика и Рафал Бушек. С позициями связующего и блокирующих у Антиги давным-давно всё ясно и чётко: Фабьян Джизга и Гжегож Ломач — из лучших европейских образчиков быстрого паса, а Матеуш Бьенек, Кароль Клос, Марцин Мождонек и Пётр Новаковски хороши в центре, каждый по-своему, конечно. Бартош Курек — «капризная прима» польской сборной в диагонали, великолепный, в общем-то, нападающий, но с не самой прочной нервной системой — за счёт чего и происходят во многом страдания сборной.
Франция
Французам, наверное, очень обидно ехать в Токио. Они находились в одном шаге от попадания в Рио-де-Жанейро — осталось выиграть всего две партии в финале европейского отбора у сборной России, когда русские, в своём обыкновении, собрались и понеслись вперёд с криками «Ура!». 9 января французская команда проиграла единственный матч за год, и он стоил им безболезненного отбора на Олимпийские игры. А теперь летите, «трёхцветные», за тридевять земель да выцарапывайте себе путёвку на главный старт четырёхлетия, как простые смертные.
Словом, французы слегка получили по носу и очень обиделись. Их можно понять. И даже когда Антонен Рузье на пару с Эрвеном Нгапетом устроили нечто напоминающее истерику в соцсетях по поводу «мельдониевого скандала» с Александром Маркиным, счастливо закончившегося в пользу российского волейболиста, их тоже можно было понять. Видимо, совсем не хотелось лететь в Токио, а то поражение занозой продолжало сидеть в пылких французских сердцах. Ну а болельщикам — радость. Смотреть на эту команду в удовольствие: французы живут и дышат волейболом на площадке, резвятся и по-настоящему играют, а не страдают и умирают. И вряд ли, глядя на них, кто-то всерьёз задумывается о том, насколько много эти ребята работают и сколько им пришлось пройти, чтобы их игра смотрелась настолько легко.
Всё у сборной Франции получается складно и ладно, и даже «капризная прима», как у поляков Курек, — Эрвен Нгапет — вписывается в команду идеально. У Нгапета тоже есть определённые проблемы с психологией, однако в случае чего он не превращается в кисель, а сразу бьёт по лицу и не всегда только рукой. Он абсолютно безбашенный и отвязный, этот Нгапет, и вокруг его безбашенности и отвязности строится команда Лорана Тилли. Он усердно тянет одеяло на себя, он эгоист до мозга костей, а в сборной Франции это почти незаметно. Разве что когда Нгапет пытается закрыть собой на приёме Женю Гребенникова или возьмётся пасовать вместо Бенжамена Тоньютти — такое бывает, но это даже не «одеялом на себя» выглядит, а желанием спасти Родину. Впрочем, когда буйный Эрвен возвращается к более привычному занятию — атакам из любой точки площадки, дело у французов начинает спориться быстрее. Темнокожий доигровщик — человек контрастов: его минус — одновременно его плюс. Он способен развалить игру собственной команды на кирпичики, но сам же её и соберёт, причём в одной игре.
Последний заезд сборной Франции на Олимпийские игры датируется уже далёким 2004 годом — тогда ничем хорошим для подопечных Филиппа Блэна это не закончилось, они не сумели выйти из группы. На Олимпиаду в Рио французы отберутся играючи, извините за тавтологию, да и в самом Рио-де-Жанейро будут фаворитами. Правда, в числе многих — сейчас в мировом волейболе конкуренция как никогда высока. Что ж, тем интереснее.
Канада, Австралия и другие
Если сомнений в том, что поляки, французы и иранцы вытащат заветные олимпийские билетики и, помахивая ими, побегут оформляться в Рио-де-Жанейро, нет, то за судьбу оставшейся одной-единственной путёвки в Бразилию может развернуться настоящая бойня. Главными «мясниками» здесь выступят канадцы и австралийцы, а вставлять палки в колёса по мере сил и возможностей будут японцы — потому что дома. К сожалению для зрелищности и к счастью для оставшихся команд, сборные Китая и Венесуэлы будут выполнять скорее роль статистов и поставщиков очков, хотя, конечно, постараются заявить о себе. Возможно, на будущее.
Итак, Австралия. Зелёный континент был представлен на Олимпиадах трижды, и дебют пришёлся на домашние Игры в Сиднее в 2000 году. Тогда же австралийцы добились самого громкого успеха — восьмого места. С тех пор не спеша, но и не медля, сборная Австралии постепенно завоёвывает всё новые и новые высоты в рейтинге и сердца болельщиков. О профессиональной лиге в Австралии по-прежнему ничего не слышно, там, как и в США, например, процветает студенческий и даже школьно-приходской волейбол (ярким примером его является блокирующий Нехемиа Моуте). А наиболее звёздные представители сборной играют в Европе и Азии. Крушитель польских надежд на Олимпийских играх в Лондоне-2012 Томас Эдгар повергает в трепет японских болельщиков, играя за местный клуб в J-лиге, Пол Кэролл — в Германии, Зингель — в Италии… А тренирует буйство австралийского таланта неугомонный и несколько неуравновешенный Роберто Сантилли, который и на уровне национальных сборных продолжает зарабатывать карточки — для себя и для своей команды.
Канадцы выглядят более грозно, хотя бы потому что свой континентальный чемпионат не проваливали, как австралийцы, проигравшие в Азии и Китаю, и Японии, и… Катару. Но играли там представители Зелёного континента полудублирующим составом. Североамериканцы едут в Токио в сильнейшем составе, угрожая всем окружающим Гэвином Шмиттом, восстановившимся и мечтающим попасть на Олимпийские игры — ещё же не был, а время уходит. Отличному, но замученному травмами диагональному уже 30 лет. Кстати, последний раз канадцы представляли свою огромную и не самую волейбольную страну в Барселоне, в 1992 году.
Японцы дома будут выпрыгивать из игровой формы, чтобы завоевать право участвовать в Олимпийских играх. А то, знаете ли, последнее время они давненько принимают участие только в домашних турнирах да в Мировой лиге. На Кубке мира, правда, сборная Страны восходящего солнца оставила очень приличное впечатление — играя при этом в самый типичный для представителей Японии волейбол: очень защитный, очень быстрый и невероятно самоотверженный.
Про китайцев, равно как и про сборную Венесуэлы, сказать что-то сложно — эти ребята варятся в собственном континентальном соку, хотя на крупных турнирах, как правило, берут именно своей малоизученностью и внезапностью. Впрочем, эффекта неожиданности хватает максимум на пару партий, затем более классные команды справляются и доводят дело до победы. Вряд ли на мировом отборе будет как-то иначе.
Чемпионат.com