Сборная России одержала важную победу над Польшей, но вряд ли поднимется выше третьего места в группе. А игра была чертовски хороша.

Клавиша чёрная, клавиша белая

Посмотрел встречу с поляками и вспомнил слова давнего знакомого Михаила Жванецкого: «Жизнь, как рояль: клавиша белая, клавиша чёрная… крышка». Ну, до последнего ещё далековато. Это Михаил Михайлович жизнь длинную-предлинную, судя по всему, имел в виду. И уж точно не спортивную. И наверняка не олимпийскую, тем более волейбольную. К этому виду спорта популярный писатель-сатирик всегда был неравнодушен, в чём не раз признавался и даже фамилии знаменитых волейболистов-одесситов мне называл. А однажды попросил познакомить с кумиром его студенческих лет выдающимся связующим Георгием Мондзолевским, двукратным олимпийским чемпионом.
Было это пару лет назад во время бала олимпийцев в Кремле. И я был горд, что свёл двух бывших одесситов… Надо было видеть, как были счастливы оба.

Да, чуть не забыл. Где-то в середине восьмидесятых годов прошлого века Жванецкий был какое-то время даже членом президиума Федерации волейбола СССР.

Ну а теперь о белых и чёрных клавишах в «рояле» российской команды. Собственно, выигрыши у Кубы и Египта рука не поднимается отнести к светлым «клавишам», именно потому что итог их был предсказуемым. Хотя формально две эти победы позволили нам обеспечить место в восьмёрке, то есть пробиться в четвертьфинал. Ну а неудача во встрече с Аргентиной, безусловно, чёрная метка.

Поляки же, наш предпоследний соперник по группе, до сей поры играли только по белым клавишам. Тем важнее было нашим волейболистам напомнить бело-красным, что на рояле есть клавиши и другого цвета. И их немало.

После трёх первых туров некоторые из игроков польской команды числились в лидерах номинаций по игровым показателям — пасующий Гжегож Ломач, диагональный Бартош Курек и доигровщик Михал Кубяк. Наших же в этих списках не фигурировало. Огорчений по этому поводу не было никаких: подобные цифры важны разве что для телекомментаторов, по ходу групповых соревнований они мало что значат, разве только тешат тщеславие. А поляки по складу характера, который два французских тренера, Стефан Антига и Филипп Блен, уже третий год пытаются изменить, раньше реагировали на подобные цифровые выкладки однозначно: ходили королями, нос кверху, к нам не подходи.

И ведь удалось французам сломать эту психологию «зазнаек», а потом тренеры и их ученики взошли на мировой пьедестал два года назад в той же Польше.

Чемпионское противостояние

Забитый до отказа «Мараканазиньо» предвкушал замечательное действо — чемпионское противостояние олимпийских победителей против мировых. Волейбол и впрямь получился на загляденье. И скажу сразу, что мы порадовались за российскую команду, которая, по сути, впервые в сезоне проводила матч с достойным соперником в оптимальном составе. С Максимом Михайловым. Это было в данном случае важнее всего. Наш диагональный, роль которого для команды ценна, практически впервые смог почувствовать, в каком он сейчас состоянии и на что реально способен. А для Макса — этакого каннибала, который буквально ест себя поедом, если у него в игре чего-то не получается, и сам матч, но прежде всего его итог были важнее некуда. Короче, получился мажорный аккорд по белым клавишам. Ничуть не сомневаюсь, что с каждой новой игрой наш диагональный теперь будет только прибавлять.

Да разве только он? Взгляните на остальных. Всем игрокам основного состава реально удалась первая партия. Ошибались? Разумеется. А куда от них денешься, от ошибок этих, если на противоположной стороне площадки чемпионы мира, которые уже разобрались здесь с двумя серьёзными претендентами на медали — сборными Ирана и Аргентины. Напомню, что польская команда обыграла южноамериканцев в трёх партиях, тогда как мы уступили сборной Хулио Веласко 1:3.

Мне очень понравилось взаимодействие Сергея Гранкина с игроками первого темпа в атаке. Не случайно оба — Александр Волков и Артём Вольвич — заработали по 8 очков нападающими ударами. У поляков получилось меньше, но там отличился Матеуш Бенек с 9 очками, два других его партнёра по амплуа выглядели значительно слабее.

Вообще в атаке обе сборные заработали по 62 очка, но нашему сопернику потребовалось для этого гораздо больше усилий. У поляков солировал Бартош Курек: 31 очко в атаке в 47 попытках — высочайший показатель. Но, хорошо зная этого игрока, готов поспорить, что дважды подряд он так не сыграет. Зато все другие польские нападающие — Кубяк, Матеуш Мика, Рафал Бушек — не продемонстрировали свой класс. Да им просто-напросто не дали сделать это наши игроки!

Здорово, просто очень здорово работал российский блок. И тот факт, что в техническом протоколе разница в этом элементе между командами не очень большая, говорит в пользу поляков, которые исполняли невероятные спасения, не давая мячу опуститься на площадку. Причём для того, чтобы преградить путь мячу, поляки использовали едва ли не все части тела. Молодцы, конечно. Но доля везения и случайности при этом, безусловно, имела место.

Уступили россияне полякам только на подаче. Но и тут своеобразным антирекордсменом стал Курек, исполнивший 2 эйса, но при этом проигравший с подачи 8 очков. А всего у соперника оказалось 20 неподач против 15 у нас. И ошибок в целом наши игроки совершили меньше, чем подопечные французских тренеров. И с приёмом в целом справились, что опять-таки отрадно.

Почти не сомневаюсь, что отныне наша команда будет только прибавлять. Об этом и сказал после игры Тетюхин. А нашему капитану можно верить.

Под впечатлением

Итак, перед заключительным туром группового турнира в нашей группе лидируют аргентинцы и поляки, набравшие по 9 очков, и сомнений, что они так и останутся на первых позициях, нет. Могут, правда, поменяться местами, а это принципиально. Потому что, как и четыре года назад в Лондоне, сборным, которые окажутся на вторых-третьих позициях в своих группах, предстоит жеребьёвка. И при этом всякое может быть. То есть россияне в случае победы над Ираном в последнем туре всё равно останутся третьими. И не исключена их повторная встреча в четвертьфинале, например, с поляками.

Или с одной из команд параллельной шестёрки, где ситуация запутана донельзя.

Те же американцы после двух поражений в первых турах от Канады и Италии провели две блестящие игры, победив бразильцев и французов. Не исключено, что здесь вообще всё решится в самом последнем матче предварительной части олимпийского турнира Бразилия — Франция. Только после этого мы узнаем своего соперника по четвертьфиналу.

Впрочем, давайте пока не заморачиваться. Впереди матч с Ираном, его надо провести на должном уровне. Так что останемся пока пребывать под впечатлением от красиво выигранного россиянами матча против чемпионов мира. И вспоминать всё того же Михаила Жванецкого: «Положительные эмоции — это эмоции, которые возникают, если на всё положить». Так до поры и поступим.

Чемпионат.com