Судьи встречи безусловно сыграли свою роль, но не они оказались главными действующими лицами матча, а сами игроки.

В инфосистеме Олимпиады можно найти много любопытного. Благо работает она чётко и безошибочно. Наверное, именно этим — и только этим — доживающие последние дни Игры ХХХI Олимпиады отличаются от самой неудачной по всеобщему мнению Олимпиады в Атланте 20-летней давности.

Сегодня, а если точнее, то уже вчера, произошло едва ли не важнейшее событие мужского волейбольного турнира Олимпиады: полуфинал Россия — Бразилия. И в этой связи у меня возникло много ассоциаций, потому что матчей двух команд на соревнованиях разных уровней видел множество.

В 1986-м на чемпионате мира во Франции, когда только приобщался к большому волейболу, бразильцы играли в полуфинале. Нет, не со сборной СССР, а с командой США. Уступили,а потом и проиграли бронзовый матч болгарам.

Еще через два года на Олимпийских играх в Сеуле советские волейболисты, считавшиеся, наряду с американцами, фаворитами турнира, уступили бразильцам в последнем туре группового этапа 2:3. Но при равенстве очков наша команда оказалась первой по соотношению партий. В полуфинале же бразильцы вновь уступили американцам, а советская команда превзошла аргентинцев. Но на пьедестал бразильцам подняться не удалось — географические соседи оказались на сей раз сильнее.

Не получилось завоевать медаль и ещё через два года в этом же самом «Мараканазиньо», где две сборные наконец-то сошлись с глазу на глаз в бронзовом матче чемпионата мира — 1990. И измотанные сумасшедшим пятисетовым матчем накануне против будущих чемпионов мира из Италии, хозяева площадки были не способны оказать сколь-либо серьёзное сопротивление сборной СССР.

Но все эти результаты вы не найдете в олимпийской инфосистеме, потому что тогда выступала сборная СССР, а в программу заложены лишь встречи команды России, которая сыграла свои первые матчи на международном уровне лишь в 1993 году. Мне же довелось быть непосредственным свидетелем и всех упомянутых выше матчей, и очень многих из тех, результаты которых приведены в инфо+2016.

А таковых насчитали аж 44. Причём 27 раз побеждали бразильцы. В том числе и в трёх последних матчах 2014 года — дважды на чемпионате мира и в финальном турнире Мировой лиги. Но, на мой взгляд, все эти данные должны интересовать разве что любителей статистики. Потому что цифры цифрами, а за ними так много скрыто.

Сегодня речь о бездарно проигранном олимпийском полуфинале. Чтобы в нём победить, необходимо было сыграть так, чтобы никакие судьи не смогли придраться. Однако россияне оказались не готовы к подобному испытанию.

Известно, что в современном волейболе многое определяет подача и её приём.

Давайте вначале о подаче. Россияне прикладывались к мячу с линии 60 раз за три сыгранные партии. Больше всех, кстати говоря, Сергей Тетюхин. При этом наш капитан исполнил эйс и совершил четыре ошибки. А всего этих самых очковых

«подарков» у нас насчитали 15. Бразильцы в этом элементе заметно превзошли нас — и в числе вводов мяча в игру — 73, и по количеству осечек — всего 5. А наиболее удачно подавал Уоллас. Причём обратил внимание на то, что бразильский диагональный, который к тому же оказался и самым результативным игроком матча, подавал не на силу, а на точность. А вот его партнёры Липе, Лукарелли и Лукас, напротив, били по мячу что есть мочи. И почти не ошибались при этом!

Теперь о приёме. Если о нашем, то самый высокий процент всё у того же Тетюхина — 56,25, 40% у Алексея Вербова и 25% — показатель Егора Клюки. У соперника на приёме в основном трудились двое — либеро Сержио — 41,67% и Лукарелли — 33,33%. При этом бразильцы, как правило, чётко доводили мячи до связующего Бруно, а у нас Сергей Гранкин носился по всему 80-метровому квадрату, потому качество в этом элементе — вообще бич отечественного волейбола.

Бразильцы били нас чёткой организацией игры, наши начали вроде бы неплохо — были заметны и Максим Михайлов, и Клюка, и в первом сете первые темпы были активно задействованы. Во втором же Гранкин про них забыл напрочь. Но в этом, наверное, не вина его, а беда — при таком приёме не до жиру, куда там вспоминать об игроках первого темпа.

Что сейчас говорить, бразильцы отнеслись к полуфиналу более серьёзно. Им бы вряд ли простили поражение на домашнем тарафлексе на этой стадии турнира.

Нам же теперь предстоит встреча за бронзу с хорошо знакомыми американцами. И с такой игрой, какую показала наша команда против бразильцев, нам сборную США не обыграть. Там тоже есть мастера мощнейшей подачи — Мэтт Андерсон, например, который в интереснейшем, хотя и проигранном, полуфинале против итальянцев исполнил 5 эйсов. А есть еще и Макс Холт — это всё хорошо знакомые нам игроки, и Мика Кристенсон, способные выстрелить метко и сильно.

Кстати, в российское время мы играли с американцами 33 раза. И тут перевес на нашей стороне — 21 победа при 12 поражениях. Вот только в шести последних матчах верх брала сборная США…

Чемпионат.com