- Информация о материале
-
Категория: Олимпийские игры
-
Опубликовано: 08 августа 2021
-
Просмотров: 741
Мужская сборная России по волейболу выдала настоящий триллер в финале с французами, когда уступала 0–2 по сетам, но сравняла счет, а на тай-брейке в пятой партии вела 6:3. Казалось, что золото из рук парней просто не может уйти. Но оно непостижимо ускользнуло, оставив нашу команду с серебром.
Бризар и Нгапет творили чудеса
Любопытно, что сборная Франции вообще могла бы не попасть в плей-офф. Она заняла только четвертое место в группе В. Достаточно было бы сборной России победить французов 31 июля, спустя две недели после Дня взятия Бастилии, — и чао, в плей-офф могла бы попасть сборная США, а вот Франция осталась бы за бортом. И этому бы никто не удивился.
Французы — они такие. Команда крепкая, хороша в обороне, но к числу главных фаворитов не относится. За всю историю Олимпиад сборная Франции не то что золото никогда не брала. Не то что вообще не была в медалях. Но даже ни разу не выходила в полуфинал.
Их удел — выйти в плей-офф и слиться уже в первом раунде. Однако французы в пяти сетах расправились с мощной Польшей, выиграв тай-брейк 15:9. И почувствовали вкус к жизни, грохнув в полуфинале еще и Аргентину (3-0).
Терять им против России были совершенно нечего. И вот они наших в первом сете подловили, хотя мы по ходу дела вели даже в четыре мяча. Но французы этот сет у нас увели, как цыгане свистнули породистого коня (23:25). Особенно был хорош на подаче их связующий Бризар, творивший чудеса.
Наши ребята как-то опешили и второй сет отдали вообще безропотно (17:25), словно так и должно быть. Показалось, что сборную России вообще вынесут в одну калитку со счетом 0–3. Тем более разошелся прекрасный бомбардир Нгапет, вколачивавший в нашу половину мяч за мячом.
Счастье было так близко
Но в третьем сете наши парни совершили подъем переворотом. Главный тренер Туомас Саммелвуо отправил в запас Кобзаря и Волкова, выпустив Подлесных и Панкова. Этот ход мы уже видели в полуфинале с Бразилией, когда сборная России феерически вытащила третий сет со счета 12:20.
Прокатило и здесь. Не буду описывать каждый мяч, но наша команда постепенно поймала кураж, который рос, как цунами. Третий сет взяли, четвертый, и вот уже тай-брейк, на котором мы ведем со счетом 6:3.
«И вот когда от нетерпенья уже кружилась голова», — пелось в старинной незатейливой песенке. В общем, не то с небес, не то поближе раздались горькие слова.
Нгапет опять разошелся. Как остановить его пушку? Качели продолжились, французы сбили нас с ритма, и теперь игра пошла под их дудку. При счете 11:13 их Бризар совершил очень неожиданную, но тем более гениальную скидку. Эстеты волейбола ахнули: «Вот это да!»
А потом и Михайлов пробил в аут. Франция — чемпион! Под звуки «Марсельезы» и прочих хитов парижских улиц на площадке началось веселье.
Но скажи нам кто до Олимпиады, что мужская сборная России по волейболу станет второй в Токио — разве мы были бы недовольны? Все равно мы увидели крутой турнир, и наши пацаны едва не сотворили сенсацию, как в золотом Лондоне-2012.
Кобзарь: «Мы были бы довольны серебру до старта Олимпиады»
— Знаете, ощущения от такого серебра неплохие, — сказал генмендежер сборной, легенда волейбола Сергей Тетюхин. — Хотелось большего, но судьба распорядилась вот так. Могло качнуться в любую сторону, но чуть удачи нам не хватило. У меня нет претензий ни к кому из ребят.
Проигрывали. По ходу пытались догонять, рисковали. Поэтому было на порядок больше ошибок, чем когда ты в счете ведешь. Но это финал, какие-то ребята приехали на Олимпиаду впервые. Так что все объяснимо.
— Если бы вам перед Токио сказали, что все закончится серебром, согласились бы на такое?
— Сейчас реагировать на это крайне сложно. Если говорить в общем, то для столь молодой команды это неплохой результат. Но мы всегда замахиваемся на большее. Мы, по сути, максималисты, и наш волейбол всегда был прибыльным в плане медалей. Болельщики ждали от нас золота. Однако получилось вот так.
…Такой же вопрос задали капитану Игорю Кобзарю.
— Конечно, мы были бы довольны серебру, скажи нам об этом до турнира. Мы ехали на Олимпиаду, чтобы привезти отсюда хоть какую-то медаль. Глобально это хороший результат.
— Вы летите домой самолетом, который уже назвали «золотым рейсом». В нем будут волейболисты, гандболистки, синхронисты, ватерполисты — и все, кем мы гордимся. Вам будет кайфово лететь в такой компании?
— Я рад, что мы оставили позади все эти перипетии и проблемы, которые привели к тому, что мы выступаем без своего флага и гимна. Мы своим выступлением, можно сказать, заткнули всем рты. И доказали: вообще неважно, как к нам относятся иностранцы, но наш уровень спорта очень высокий.
Саммелвуо: «Я давно уже хочу российское гражданство»
Кстати, спортсменов с «золотого рейса» повезут сразу на чествование в Кремль. Я это сообщил финскому гражданину Туомасу Саммелвуо.
— Если вы увидите Путина, что ему скажете? — спросил я в лоб.
— Не знаю. Вернемся домой — посмотрим, — тихим голосом ответил Туомас.
— А как вы будете отдыхать?
— Не знаю пока, еще не придумал. У нас впереди чемпионат Европы, другие турниры. Надо сначала приехать домой.
— Серебряная медаль Олимпиады — это веский повод, чтобы подать на российское гражданство. Как вам идея?
— Посмотрим. Если получится, то хорошо. Если нет, то нет. Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос.
— Но желание есть?
— Да, уже давно. Но российское гражданство пока не дали.
— Понравился комментарий о вас в интернете. Человек написал: «Впервые вижу, как в ключевой момент Олимпиады тренер во время тайм-аута говорит не «***», а «окей». Вы со своим спокойствием и интеллигентностью были готовы взорваться по ходу битвы с французами?
— У каждого в душе все кипит, когда идет такая игра. У тренера — тоже. Глаза горели, разные мысли приходили в голову. Но ты должен держать свои эмоции под контролем, не взрываясь как вулкан. Это может не пойти на пользу делу. Хотя кто знает, что правильно? Об этом что, мудрые книги написаны? Ты это познаешь только на опыте.
— А где ваша серебряная медаль?
— У меня ее нет. Ведь в истории Олимпиад так всегда было, что тренерам не дают медали — только спортсменам.
— Помню, в хоккее штабу Олега Знарка вручили специальные медали после золота Пхенчхана. Вы бы так хотели?
— Да, было бы здорово. И не только мне, а всему тренерскому штабу. Но я эту Олимпиаду не просто отыграл с командой, а прожил. И мы думали лишь о волейболе. Все остальные вопросы приходят к нам только сейчас. Мы словно возвращаемся в обычную жизнь…
***
А что в ней будет? Что ждет российский волейбол? Удастся ли развить успех? Впереди, уже через год — домашний чемпионат мира, когда эти же парни, Михайлов и Кобзарь, Клюка и Подлесных, Волков и вернувшийся после травмы Мусэрский, будут качать всю страну.
И теперь турнир пройдет не в Токио, а в Москве и Санкт-Петербурге, Калининграде и Ярославле, Казани и Уфе, Екатеринбурге и Новосибирске, Кемерово и Красноярске. От Москвы до самых до окраин.
И вот уже здесь точно надо брать золото. В идеале — в финале с Францией.
Матч ТВ