Волейбол на лондонской Олимпиаде является, вероятно, ключевым для России игровым видом спорта. Во всяком случае, обе ее сборныеи мужская, выигравшая в прошлом сезоне Мировую лигу и Кубок мира, и женская, победившая на двух последних мировых первенствах,— входят в число не просто претендентов на награды, а в число главных претендентов на них. Об олимпийских перспективах отечественных волейболистов президент Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) Станислав Шевченко рассказал корреспонденту «Ъ» Алексею Доспехову.

 

— Никуда не деться от того факта, что с волейболом на этой Олимпиаде у российских болельщиков связаны большие надежды. Насколько велика вероятность того, что наши сборные их оправдают?

— Загадывать наперед результат на Олимпийских играх — это, на мой взгляд, совершенно неправильно. А насчет собственных ощущений скажу так: я уверен, что в Лондоне российские волейболисты способны показать хорошую командную игру. Я имею в виду и мужчин, и женщин.

Мужская команда пропустила июльский «Финал шести» Мировой лиги, сойдя после предварительного раунда. Насколько эта осечка для вас тревожна?

— Мировую лигу мы с самого начала рассматривали в первую очередь как этап подготовки к Олимпиаде. Поэтому половину игр сборная провела экспериментальным составом. А некоторые ведущие волейболисты, которые благодаря тому, что российская команда отобралась на игры еще в конце прошлого года, после победы на Кубке мира, получили возможность залечить травмы, выходили на площадку, находясь далеко не в лучшем состоянии. Но тренерский штаб во главе с Владимиром Алекно на это сознательно шел: нужно было, чтобы они получили игровую практику. А теперь обратите внимание на то, какие соперники достались нам в группе: Куба, Сербия, Япония. Все, в отличие от нашей сборной, играли в отборочных олимпийских турнирах. Все находились близко к пику формы. Так что ничего страшного не произошло. А дефицит спаррингов сборная компенсирует через товарищеские матчи перед Олимпиадой.

— Женская команда на Олимпиаду как раз была вынуждена отбираться в этом году через два турнира — континентальную и мировую квалификацию. Вас не беспокоит ее состояние?

— Посмотрите на результаты девушек. На олимпийской квалификации в Токио в мае они выиграли все семь матчей. А совсем недавно победили на Кубке Бориса Ельцина — очень представительном турнире, в котором опередили сборные Италии, Бразилии, Кубы и Польши. А итальянки и бразильянки — это безусловные претендентки на награды Олимпиады.

— Вот вы упомянули травмы. По-моему, российские волейболисты и волейболистки получают их слишком часто. Если составлять список тех, кто лечил болезни и повреждения в конце прошлого — начале нынешнего сезона, можно составить целую команду звезд — Александр Волков, Сергей Тетюхин, Александр Бутько, Тарас Хтей, Татьяна Кошелева… Из-за чего так происходит?

— Здесь нет ничего странного. Основа сборной загружена матчами — за сборную, в национальном чемпионате, в еврокубках. Причем это матчи сурового накала. Тот же российский чемпионат сегодня — соревнование высочайшего уровня, заставляющее иногда играть на пределе. Отсюда и травмы.

— Жеребьевка олимпийского турнира сложилась для двух российских сборных по-разному. Согласны?

— Конечно. Мужской в группе придется биться с фаворитами — финалистами пекинской Олимпиады бразильцами и американцами, чемпионами Европы сербами, прибавляющими немцами. Надо будет включаться с первого дня, на раскачку времени нет. У женщин ситуация чуть попроще. Им не надо форсировать форму.

— Зато женщины уже в четвертьфинале практически гарантированно выходят на кого-то из грандов — например, на американок, бразильянок, турчанок, китаянок…

— Да, непонятно, что лучше. Но в любом случае из группы выходить обе команды обязаны.

— Есть такое мнение, что наши волейбольные команды, по сути, неуязвимы в «гладких», круговых турнирах — запас прочности, глубина состава позволяют свести число осечек к минимуму. А вот в play-off эти осечки, в том числе, можно сказать, на ровном месте, случались, особенно у мужчин, регулярно. То есть олимпийский формат — он не совсем для сборной России?

— Понимаете, чтобы выигрывать главные матчи, напряженные концовки, нужно быть чрезвычайно уверенными в себе. А откуда взяться уверенности, если за спиной — серия поражений? Так вот, прошлогодние победы в Мировой лиге и Кубке мира, полагаю, эту уверенность подарили. Ну а про женщин вообще глупо говорить, что им не подходит система play-off. По ней они выиграли два чемпионата мира — в 2006 и 2010 годах, одолев в сложнейших финальных матчах бразильянок.

— Кого вы считаете основными противниками наших сборных в Лондоне?

— Особенность сегодняшней ситуации в том, что единоличного лидера ни в мужском, ни в женском волейболе нет. Такого, каким, например, были не так давно у мужчин бразильцы, а еще раньше — итальянцы и голландцы. На победу будут претендовать многие. У мужчинсемь-восемь команд, у женщинпять-шесть.

— Олимпиада — это еще и два комплекта наград в пляжном волейболе. В нем какие-то задачи перед нашими спортсменами стоят?

— На Олимпийские игры отобрались три российские пары: две у женщин, одна у мужчин. Такое представительство мы завоевали впервые, и это достижение, учитывая, что бич-волей для России — молодой вид спорта: мы активно развиваем его всего несколько лет. Конкретных задач перед «пляжниками» мы не ставили. Но при этом, поверьте, никто не говорит им: мол, приехали в Лондон — уже здорово. Ждем от наших пар выхода из группы, а там — посмотрим.

 

КоммерсантЪ