Сегодня мужская сборная России по волейболу отправляется в Лондон, где уже в воскресенье проведет стартовый матч олимпийского турнира против Германии.


Несмотря на то, что наша команда попала в сложную группу (здесь еще и Бразилия, США, Сербия), мы надеемся, что она выступит как минимум не хуже, чем четыре года назад в Пекине, где завоевала бронзовые медали. К тому же с наградами отечественные волейболисты возвращались и из Сиднея-2000 («серебро»), и из Афин-2004 («бронза»). Ну а то, какой результат они покажут в Лондоне, во многом будет зависеть от главного бомбардира сборной Максима МИХАЙЛОВА, который перед отъездом ответил на вопросы «Новых Известий».

– Максим, предстоящая Олимпиада станет уже второй в вашей карьере. Какие эмоции сейчас испытываете – аналогичные тем, что перед Пекином?

– Прежде всего, я рад, что снова попал на Олимпийские игры. Участие в таком соревновании – это большая удача и честь для любого спортсмена. В Пекине я набирался опыта, в Лондон еду решать важные задачи.

– В Пекине у вас был другой статус – игрока, подававшего большие надежды. Сейчас вас можно назвать не только лидером нашей сборной, но и одним из лучших волейболистов мира. Какая роль вам комфортнее?

– Конечно, в принципе, наверное, проще быть новичком. Соперники не воспринимают тебя всерьез. Но мне гораздо приятнее и интереснее находиться в статусе игрока, уже чего-то достигшего.

– Скажите, что изменилось по сравнению с 2008 годом? Сегодня вы чувствуете себя сильнее, чем перед пекинскими Играми?

– Разумеется, сейчас у меня больше уверенности в собственных силах. Прежде всего, потому, что со своими нынешними партнерами по сборной уже давно играю. Мы гораздо лучше понимаем друг друга. Ну и опыт побед со сборной и клубом, конечно, тоже сказывается.

– Состав сборной России на эту Олимпиаду вызвал у специалистов некоторые вопросы. В частности, вы являетесь фактически единственным диагональным в команде, и играть вам придется, судя по всему, без замен…

– Если тренер сделал такой выбор, конечно, мы должны поддержать его. Мы же единая команда.

– Раньше в Лондоне приходилось бывать? Зал, в котором предстоит играть, видели?

– Нет, еще ни разу не был в Лондоне, честное слово. А в олимпийском зале, думаю, еще не играла ни одна команда. По крайней мере так должно было быть, чтобы все участники находились в равных условиях.

– Вы начинаете Олимпиаду матчем со сборной Германии. Соперник опасный…

– Германия действительно показала хороший уровень в последней Мировой лиге. Но на Олимпиаде все команды очень сильные. В нашей группе разве что только Тунис выглядит послабее остальных.

– Кстати, про Мировую лигу. Почему у нашей сборной не сложилось в этом турнире?

– Наверное, мы поздно начали подготовку. Национальный чемпионат закончился довольно поздно, потом нам, естественно, дали какое-то время на отдых, и пришлось даже пропустить первый тур Мировой лиги. Понятное дело, пока входили в игровой ритм, соперники уже были на пике. Конечно, все переживали по поводу непопадания в финальный раунд турнира, тем более что перед командой ставилась соответствующая задача. Да и перед Олимпиадой было бы полезно сразиться с сильными соперниками. Кроме того, это позволило бы нам оставаться в игровом тонусе.

– На таких больших турнирах, как Олимпиада, многое зависит и от удачи. Лично вы какое значение придаете данному фактору?

– На мой взгляд, выиграть Олимпиаду на одной удаче нельзя. Она может дать лишь временное превосходство, в каком-то эпизоде матча. Но многие игроки в нее верят. Поэтому, наверное, любой спортсмен в той или иной степени суеверен. Хотя, если не удается достичь результата, в первую очередь нужно делать выводы, а не менять приметы или просто ждать, когда фортуна повернется лицом.

– Олимпийский девиз, как известно, гласит, что главное – не победа, а участие? Нашим волейболистам он, видимо, не подходит?

– Мы руководствуемся другим девизом. Главное – показать хорошую игру. Если получится, возможно, и результат придет. Ну а в противном случае не на что и рассчитывать. По-моему, неправильно ставить себе на Олимпиаде цель взять «золото» или быть в призерах. Сейчас в волейболе огромная конкуренция. Вполне вероятно, что в Лондон все сборные приедут в своей лучшей форме. И заранее вешать себе на грудь какую-то медаль… Это просто тыкать пальцем в небо. Так что главное – выглядеть достойно.

– А сложнее собраться перед соревнованием психологически или подготовиться к нему физически?

– Разумеется, всегда труднее настроиться морально, «физика»-то уже развита, ведь столько лет посвящено спорту. Многие уже знают, как быстрее и эффективнее восстановиться, привести технику в норму, а психологическое состояние у каждого свое – кто-то больше волнуется перед матчем, чувствует повышенную ответственность… Спортсмен с опытом, конечно, должен уметь подбирать к себе ключики, чтобы владеть своими эмоциями. И тренеры тоже должны быть психологами.

– Значит, для победы в первую очередь важен настрой?

– Да, настрой, желание победить. На втором месте уже техника. Если ты изначально настроен на победу, то и уровень мастерства будешь стараться повышать.

– Вы уже многого добились в волейболе, собрали немало командных и индивидуальных титулов. А каким достижением гордитесь больше всего?

– Наверное, олимпийской медалью, хоть она и бронзовая. Конечно, горжусь и победой в Лиге чемпионов. Этот турнир очень непросто выиграть…

– Сейчас для многих мальчишек, занимающихся волейболом, вы настоящий пример для подражания. А сами когда поняли, что эта игра станет вашей профессией?

Сразу же, как пришел в волейбольный зал, я понял, что останусь здесь надолго. Тогда мне было восемь лет. И уже тогда мне хотелось достичь больших высот. Конечно, поначалу это было всего-навсего детское желание. Получив же приглашение в профессиональную команду, я осознанно понял, что волейбол – это моя жизнь.

– Вы окончили педагогический университет в Ярославле. Планируете тренерскую карьеру по окончании спортивной?

– Не знаю, посмотрим, как жизнь повернется. Если честно, я бы не очень хотел заниматься тренерской деятельностью, поскольку это гораздо сложнее, чем быть игроком. Нагрузки серьезные, также постоянно в разъездах, но приходится смотреть на все со стороны, а это очень трудно. Но, повторю, пока не хочу загадывать. Все может быть.

– Максим, вы очень дисциплинированный спортсмен. Как говорится, режимщик. И вообще образ у вас самый положительный. Никогда не хотелось ничего «нарушить», сделать не так?

– Нет, дисциплина у меня всегда была железная. В детстве, помимо того, что много сил уходило на тренировки, надо было успевать и в школе. Вечером хотелось уже просто добраться до кровати, сил практически не оставалось. Но подчеркну здесь и важность работы тренера. Люди в силу своей незрелости часто совершают неправильные поступки. Но если повезет с хорошим наставником, многих ошибок можно избежать или их исправить.

– Вашим кумиром в юности был Сергей Тетюхин, с которым сейчас вы стоите вместе на площадке. Каково это?

– Безумно приятно! Вообще, оказавшись первый раз в сборной, я не верил, что нахожусь рядом с такими звездами. А после общения с Сергеем стал уважать его еще больше, в первую очередь как человека, как личность. Ну а какой он профессионал, общеизвестно. Я за его игрой наблюдал в течение последних десяти лет, и он всегда на высоком уровне.

– И в конце еще раз про Олимпиаду. За какими видами спорта, кроме волейбола, будете следить в Лондоне?

– По мере возможности постараюсь посмотреть баскетбол, плавание, легкую атлетику. Но свободного времени будет немного, ведь у нас игры через день плюс тренировки…

 

 

 

Новые известия