Вчера в финале Олимпиады мужская сборная России одержала самую важную победу в своей истории: со счетом 3:2 над бразильцами, уступая 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете. Это первый золотой успех наших волейболистов после триумфа советской сборной в Москве-1980.

 

…Сидевший неподалеку от нас в насквозь промокшей рубашке седой маститый коллега сдерживал слезы и повторял: «Дожил! Дожил!» Мужчина в бразильской футболке уважительно поднял большой палец: «Браво! Поздравляю — у вас великая команда».

Тем временем великая команда пыталась качать своего рулевого — Владимира Алекно. Прямо скажем, над сеткой наставник, в отличие от подопечных образца четвертого и пятого сетов, не воспарял. Что ж, хорошего тренера, как и хорошего человека, должно быть много…

На послематчевую пресс-конференцию Алекно, сумевший своими решениями сломать ход провально складывающегося матча, к сожалению, не пришел. Причина, озвученная организаторами,— головная боль. Что ж, по ходу финального поединка ему действительно пришлось серьезно поломать голову.

Зато игроки с журналистами общались долго. Правда, дожидаться триумфаторов пришлось еще дольше — до окончания долгой и откровенно скучной церемонии награждения.

* * *

Только вчера мы поняли, что означает «оставить все силы на площадке». Если после очередного матча эти слова вы услышите от улыбчивых, бодрых людей — не верьте им. Они врут. А вот Дмитрий Мусэрский не врал. Лучший игрок финала, наколотивший 31 очко, едва держался на ногах. Вся его энергия, вся разудалая русская удаль и мощь — все ушло, все осталось там, где были терафлекс, сетка и бразильцы. По глазам Мусэрского читалось: больше всего на свете он хочет просто лечь и заснуть. Прямо тут, посреди смешанной зоны…

- Пожалуйста, я уже не могу стоять… — почти взмолился он, обращаясь к иностранным журналистам. Но те продолжали пытать героя.

- Вы провели блестящий матч. Чувствовали сегодня особую ответственность?

- Я 15 лет мечтал о победе на Олимпиаде. И сыграть в финале по-другому просто не мог.

- Что скажете о сопернике?

- Бразильцы не показали абсолютно ничего нового. Мы знали стратегию против них. Прекрасно понимали, что и как надо делать. Все, что требовалось,— обрести себя. В первых двух партиях почему-то не получалось. И Бразилия тут ни при чем.

…Мусэрского отпустили. Он двинулся дальше, к россиянам. Сделал глубокий вдох, словно собирая из закоулков своего гигантского организма последние остатки сил. Оперся на стальное ограждение. Сгорбился. Стал меньше, чем он есть на самом деле, раза в два…

- Алекно в середине поединка перевел вас на позицию диагонального. Именно это решение переломило ход матча. согласны?

- Бразильцы не знают мои сильные и слабые стороны, когда я играю в амплуа диагонального. Первое время они не понимали, чего от меня в этой роли ждать. А когда кое-как подстроились, мы уже поймали кураж. И нас было не остановить.

- Что у нашей сборной сегодня получилось, а что нет?

- Да все получилось! Мы поддерживаем друг друга всегда — не важно, в победах или в поражениях. Мы вместе. Одна команда, одна семья. А после встречи с американцами, где тоже победили, уступая 0:2 по партиям, окончательно поверили в свои силы. И поняли, что в обиду себя никому не дадим.

- Враждебно настроенный зал раздражал?

- Атмосфера абсолютно никак не влияет на игру. Наоборот, подстегивает. Хочется всем доказать, что мы самые сильные.

- Знаете, что вас признали лучшим игроком финала?

- Нет,— чуть слышно ответил Мусэрский. Потом добавил шепотом: — Простите, я больше не могу…

218-сантиметровый гигант покачнулся, чудом удержался от того, чтобы не упасть на ограду. И пошел прочь. Медленно-медленно, тяжелыми шагами. Каждый шаг — на вес золота.

* * *

Связующий Сергей Гранкин эмоционально рубил рукой воздух:

- Мы с самого начала игры верили, что можем победить. И верили до конца, даже когда проигрывали 0:2 по партиям. И это нам помогло в третьем сете. Именно эта вера помогает выигрывать последние, решающие мячи. В результате мы доказали, что являемся лучшими в мире. Думаю, теперь ни у кого нет к нам никаких претензий.

- О чем думали, когда Алекно вас заменил?

- Если тренер так решил — значит, так было нужно команде. Я готов был в любую секунду вернуться в игру.

- Какой момент матча стал ключевым?

- Концовка третьей партии, однозначно. В первых двух сетах мы все играли не очень хорошо. Нестыковки какие-то, мандраж… Мы понимали, что нам победа нужна гораздо больше, чем бразильцам. Они-то олимпийское золото уже брали. Ну а потом волнение ушло. После того как дожали третью партию, нам было все равно, кто находится с другой стороны сетки. Бразильцы, не бразильцы… Мы уже кого угодно могли разорвать.

- Нашей команде пришлось дважды праздновать победу — первый из выигранных матчболов судья отменил…

- В тот момент нам, если честно, было уже все равно. Ясно, что победу мы не отдали бы в любом случае. Ну не взяли этот розыгрыш, что такого. Знали, что следующий мяч забьем. Так и получилось.

- За всю олимпийскую историю всего вторая наша команда по игровым видам спорта добилась золотых медалей.

- Конечно, мы об этом знали. Как и о том, что никто из игровиков здесь, в Лондоне, не попал в финал. Хотелось отомстить всем, за все и сразу. И за ребят из других видов спорта, и за всю страну.

- Кому посвящаете победу?

- Жене, родным…

* * *

- Пока не чувствую, что я олимпийский чемпион,— признался блокирующий Александр Волков.— Наверное, мы все поймем это позже. В Лондоне у нас собрался оптимальный, очень сильный состав. Это был наш шанс. И мы им воспользовались!

- Решающую роль в том, что удалось спасти матч, сыграл перевод Мусэрского на позицию диагонального, верно?

- Бразильцы нас в первых двух сетах убивали! Чтобы выжить, надо было что-то срочно менять. Что и сделал Алекно. Огромное ему спасибо! У нас появилась хорошая атака на «четверке» и «двойке». Стали справляться на блоке и на приеме. Когда тебя прижимают к стенке, отступать уже некуда — только вперед!

- В концовке тай-брейка вы уже начали праздновать победу, но судья отдал очко бразильцам. Пришлось дальше играть. Ваши чувства в тот момент?

- «Победили? Победили! Ай, нет… Еще раз попробуем… Вторая попытка». В том эпизоде заступ был неполный. То есть ошибся рефери. Во время Олимпийских игр так судить нельзя!

* * *

Душой команды на этих Играх был либеро Алексей Обмочаев. Правда, свою медаль ему придется, видимо, пилить пополам — чтобы частичка олимпийского золота досталась и красавице супруге Наталье, покинувшей олимпийский турнир на стадии четвертьфинала.

- Жена первой позвонила с поздравлениями, да только я половину не понял из того, что она говорила.— рассказывая, Обмочаев задыхался от радости.— Наташа рыдала от счастья! А потом сразу набрал матери.

- Кому посвящаете победу?

- Конечно, родным. Спасибо матери и отцу, благодаря которым я появился на свет. А также моему первому тренеру.

- А первую свою турнирную победу помните?

- Конечно. Дело было в Кисловодске. Я выиграл чемпионат Ставропольского края.

- Когда-то чемпион края, теперь вы победитель Олимпиады. Чувствуете, что стали великим?

- Нет, и, наверное, никогда не почувствую. Воспитание не позволит.

- Как удалось спасти, казалось бы, безнадежно проигранный матч?

- Шанс есть всегда, и мы им воспользовались. Хотя матч и правда сумасшедший, до сих пор не верю! Мы даже не думали во время встречи о том, что сражаемся с Бразилией, которой недавно уступили. Просто очень хотелось выиграть. Еще и тренер сделал неожиданные замены — поменял амплуа Мусэрского и Михайлова. Все ребята молодцы, я им очень благодарен за колоссальную работу! Все показали, что мы — Россия! Мы — мужики!

- Как мужики праздновать собираются?

- Информация строго засекречена!

- Что нужно сделать, чтобы за первым олимпийским успехом последовали новые?

- Только продолжать трудиться! Мы проделали огромный объем работы. Спасибо массажистам, врачам, тренерам, всему персоналу, менеджерам. Как каждый сделал свою работу, такой и получился результат!

* * *

- Как давно вы в последний раз выступали на позиции доигровщика в официальных матчах? - вопрос Максиму Михайлову.

- Примерно полгода назад. Но вспомнить, как надо действовать в такой ситуации, было нетрудно. Заслуга тренеров, что решились на такой рискованный шаг.

- Что еще кроме блестящего кадрового решения Алекно позволило переломить ход неудачно складывавшейся игры?

- Командный дух. В первом сете мы ходили поникшие. Все валилось из рук. Не ощущали уверенности. Но потом поглядели друг на друга, поверили в себя — и пошли побеждать. Психология — проблема всех спортсменов, не только российских. Без уверенности в своих силах успехов не видать.

- Как Алекно психологически настраивал на соперника, которому вы по ходу Олимпиады «сгорели» 0:3?

- Просил не подстраиваться под Бразилию, а играть в свой волейбол и сохранять спокойствие. Многие играют против бразильцев скованно. И проигрывают им прежде всего психологически.

- Про судейство что скажете?

- Рефери отдал Бразилии пару очков. Хорошо, что не в ключевых моментах матча. Почему-то судьи нас всегда недолюбливают.

- Во время одного из тайм-аутов Алекно произнес буквально пару слов. То есть тайм-аут был взят специально, чтобы сбить настрой бразильцев?

- Да. И еще чтобы мы могли дух перевести. На Диму Мусэрского легла сегодня большая нагрузка. И на Серегу Тетюхина, который все-таки уже немолодой игрок. Для тренеров было важно, чтобы мы успевали отдохнуть.

- Вы выглядите потерянным, а не счастливым. Почему?

- Отдал очень много сил. Все эмоции остались на площадке. Радость придет позже…

- О каких спортивных достижениях можно вообще мечтать после такого?

- О еще одной победе на Олимпиаде. Среди всех турниров она вне конкуренции. Самое важное событие четырехлетия! Потому и олимпийские победы не приедаются.

 

Спорт-экспресс