Почему, обладая одними из лучших финансовых условий, российские мужские волейбольные клубы не доминируют в Европе и не собирают аншлаги – в материале «Чемпионат.com».


Об экономической составляющей женских российских волейбольных клубов мы рассказали в этой статье. Теперь перейдём к мужским командам.

Финансовым лидером российского чемпионата на данный момент является не казанский «Зенит» или московское «Динамо», что было бы ожидаемо, а скромный по результатам «Урал». По данным «Чемпионат.com», бюджет уфимского клуба на сезон-2011/12 составил порядка 600 млн рублей (14,3 млн евро). «Зенит» и московское «Динамо» с бюджетами около 500 млн рублей (12 млн евро) идут следом. Чуть поодаль — одинцовская «Искра» с 450 млн рублей (10,7 млн. евро). «Белогорье» располагает суммой порядка 300 млн рублей (7 млн евро). А, к примеру, представитель нижней части турнирной таблицы нижегородская «Губерния» оперирует суммой в 180 млн рублей (4 млн евро).

Вернёмся к «Уралу». Клуб из столицы Башкортостана находится под опекой республиканских властей и энергетического гиганта республики «Башкирэнерго», финансовые возможности которого позволяют подарить Уфе в компанию к «Салавату Юлаеву» ещё одну топ-команду.

Признаки улучшившегося финансового благополучия «Урал» стал демонстрировать минувшим летом. Команда серьёзно обновила состав: удержала Клейтона Стэнли, вернула Алексея Казакова, заодно прихватив из «Динамо» Александра Корнеева, а также укрепила позицию либеро «сборником» Валерием Комаровым из Новосибирска. Но самым громким трансфером «Урала» оказался приход знаменитого Ллоя Болла. Напомним, по окончании сезона-2010/11 американец тепло попрощался с «Зенитом» и Россией, а заодно и с волейболом вообще. Но, видимо, уфимский клуб сделал Ллою предложение, от которого было невозможно отказаться. Можно только догадываться, какая сумма была предложена титулованному американцу за сезон в «Урале», чтобы тот не только решил наложить вето на своё решение об окончании карьеры, но и отправился продолжать эту самую карьеру в клуб, который даже не выступает в еврокубках. Правда, сам Болл своё возращение в спорт дипломатично объяснил желанием поиграть ещё один сезон вместе со своим другом и партнёром по сборной США Клейтоном Стэнли.

Интересный момент – по итогам прошедшего чемпионата «Урал» должен был покинуть Суперлигу, т. к. занял в чемпионате предпоследнее место. Однако так совпало, что Всероссийская федерация волейбола приняла решение расширить высший дивизион до 16 команд, вследствие чего уфимский клуб сохранил место в когорте сильнейших.

Если рассматривать бюджеты команд с точки зрения «цена-качество», то здесь лидером будет «Белогорье», в этом сезоне избавившийся от приставки «Локомотив». Сделав ставку на молодых игроков, Геннадий Шипулин второй год подряд приводит клуб к медалям чемпионата, располагая при этом весьма умеренными по меркам российского чемпионата средствами. Само собой, нет вопросов у спонсоров и к казанскому «Зениту». Команда полностью оправдывает вложения, за последние пять лет выиграв четыре чемпионата России, два Кубка и Лигу чемпионов.

Особенности национального бюджета

Финансирование мужских клубов традиционно для российского спорта — за счёт бюджетных средств либо за счёт компаний, которые поддерживают волейбол по указке руководителей республик и регионов. О дополнительных источниках дохода сегодня говорить не приходится.

В Европе ситуация складывается по-другому. В отсутствие безвозмездного бюджетного финансирования клубы там вынуждены зарабатывать сами, с чем неплохо справляются. Для примера возьмём лидера европейского клубного волейбола «Трентино», базирующегося в городе Тренто с населением в 110 тысяч человек. Самый дешёвый билет на домашние команды стоит 10 евро (400 рублей). Самый дорогой – 40 (1600 рублей). Средняя цена — 25 евро. Местный зал вместимостью 4200 человек регулярно собирает аншлаги. Помножьте эти данные на полтора десятка домашних матчей в чемпионате плюс 5–6 игр в Лиге чемпионов. Даже если делать скидку на то, что большая часть зала заполняется по сезонным абонементам, общая стоимость которых ниже, сумма по волейбольным меркам всё равно получается приличная. Также стоит добавить сюда активную торговлю атрибутикой и отчисления от продажи телеправ.

Чемпионат России, в отличие от бюджетов, посещаемостью пока похвастать не может. Несмотря на то что стоимость билетов на матчи внутреннего первенства весьма доступна – 50–100 рублей. А чемпион страны «Зенит» и вовсе предпочитает не брать плату с желающих посмотреть на его игру. Что интересно, даже столь широкий жест не обеспечивает главной арене казанского клуба регулярных аншлагов. В такой ситуации прибыль от продажи билетов никак не может являться строкой дохода в клубном бюджете. Атрибутика также не имеет должного спроса. Возможно, в силу того что нет должной заинтересованности, а возможно, из-за того что этой самой атрибутики практически и нет. О прибыли от продажи телеправ говорить и вовсе не приходится.

«Сейчас спонсоры дали денег, и уже не надо ни о чём думать, не надо думать, что можно права телевидению продать, не надо думать, что зрителя надо привлечь, чтобы с них 10 копеек получить, — и так всё хорошо. Пока мы административный ресурс используем, всё так и будет. Я уверен, что это только вопрос времени, когда мы придём к профессиональной лиге. Мы не можем к ней не придти, потому что не сможем бесконечно доить этот административный ресурс. Пока сами клубы не будут суетиться, деньги зарабатывать, ничего не изменится. В Европе у нас все майки и трусы были в рекламе. Там нет одного спонсора, который дал бы денег и на всё хватило. Там какая-то кофейня дала, там завод по производству презервативов, там фирма по оптовой продаже овощей и так далее. Конечно, нашим клубам сейчас проще и лучше, но когда-то это может и закончиться. Давайте лучше подумаем об этом сейчас, а не когда жареный петух в одно место клюнет, потому что тогда будет поздно уже», — отметил в одном из интервью бывший волейболист, а ныне генеральный директор агентства «Про-Волей Консалтинг» Владимир Касторнов.

Финансовое благополучие — не залог успеха

В еврокубках у российских мужских команд дело обстоит лучше, чем у девушек. В XXI веке отечественные клубы трижды становились лучшими в главном турнире Старого Света. Однако сейчас в Европе безраздельно властвует вышеупомянутый «Трентино» с более чем скромным по российским меркам годовым бюджетом в 5–6 млн евро. Итальянский гранд выиграл три последние Лиги чемпионов и является одним из главных фаворитов текущего розыгрыша. В еврокубках поскромнее (Кубке ЕКВ и Кубке вызова) каждый второй титул также уезжает на Апеннины.

Вполне логично возникает вопрос – почему финансовое доминирование наших клубов не приводит к доминированию спортивному. Первое, что приходит на ум, это недостаточное умение российских спортивных менеджеров грамотно распоряжаться предоставленными средствами. Но существуют и объективные причины того, что отечественным волейбольным клубам для достойной конкуренции на европейском уровне необходим больший бюджет.

«Дело в том, что российские клубы серьёзно ограничены в выборе игроков при селекционной работе. Поскольку в российском чемпионате действует жёсткий, по сравнению с чемпионатами других стран, лимит на легионеров (согласно регламенту, клубу разрешается иметь в составе не более двух иностранцев и не более одного игрока, сменившего волейбольное гражданство. – Прим. „Чемпионат.сом“). Поэтому изначально у того же „Трентино“ манёвр при подборе состава гораздо шире. Сравните, сколько россиян играет, например, в „Зените“ и сколько итальянцев в „Трентино“, где серьёзную ударную силу составляют легионеры из Болгарии, Польши, Кубы. Качественных российских волейболистов много, но на все наши клубы их всё равно не хватает, особенно это касается игроков топ-уровня. Отсюда и накрутка цен. Поэтому логично, что в Европе шанс выйти на оптимальное соотношение „цена-качество“ при приглашении волейболиста гораздо выше, чем у нас. Также надо учитывать, что та же итальянская лига организована давно, все механизмы в ней отработаны до мелочей. Накоплен богатый селекционный опыт, опыт работы с молодыми игроками. Всё это в комплексе также помогает оптимизировать расходы», — так в интервью «Чемпионат.com» прокомментировал сложившуюся ситуацию Егор Ноздрин, генеральный директор волейбольного агентства «Юниверсум».

 

 

Чемпионат.com