Декабрь — месяц определения лучших спортсменов года в различных чемпионатах, лигах, странах и, разумеется, видах спорта. Вот о некоторых из них сегодня и поговорим. Вы никогда не задавались вопросом, почему международные федерации хоккея и волейбола не проводят церемоний, аналогичных «Золотому мячу» ФИФА, и лишь в баскетболе объявляется лучший игрок — пусть не мира, но хотя бы Европы?


В конце этой недели вы узнаете, кого журналисты «СЭ» признали лучшим спортсменом 2013 года. И наверняка среди вас найдутся как согласные с нашим выбором, так и те, кому он покажется необъективным…

А какая жаркая дискуссия развернется 13 января — в день объявления ФИФА очередного обладателя «Золотого мяча»! Кто-то без ума от «Баварии» и Франка Рибери, а кто-то терпеть не может все немецкое и усматривает во всем французском «руку Платини». Кто-то по-прежнему считает Месси верхом совершенства, а кому-то аргентинец с его «Барсой» осточертели. Про Криштиану Роналду и говорить нечего: ноль трофеев «Реала» на одной чаше весов и бомбардирские подвиги португальца на другой исключают единство мнений участников опроса. И каждый из них — будь то тренер, игрок или представитель СМИ,— по части объективности мало чем отличается от рядового футбольного болельщика.

Тем не менее интерес к подобного рода опросам не иссякает. Неслучайно ФИФА в 2009-м окончательно приватизировала детище еженедельника France Football, который с 1956 года определял обладателя «Золотого мяча».

Помните, кстати, кто был самым первым лауреатом этой награды? Сэр Стэнли Мэтьюз. Выдающийся полузащитник «Стоук Сити» и «Блэкпула». И ярчайший пример… пристрастности масс-медиа, которые из уважения к легенде поставили 41-летнего (!) на тот момент британца выше Альфредо ди Стефано, приведшего «Реал» к первой победе в Кубке чемпионов. Мэтьюз по итогам голосования обошел тогда великого аргентинца на три очка — 47 против 44. Но спустя 57 лет никому нет дела до того, насколько спорным выглядел этот вердикт. Зато ажиотаж, неизменно сопутствующий с тех пор выборам лучшего футболиста, обеспечил ФИФА неплохой самопиар и источник рекламного заработка.

Конечно, участвуй в гонке за «Золотым мячом»-2013 какой-нибудь наш соотечественник, 13 января мы ждали бы совсем с другими чувствами. Однако то, что русская земля оскудела новыми Яшиными и Блохиными, вовсе не означает, что нет у нас сейчас своих Месси и Рибери. Еще как есть! Просто искать их нужно в других командных видах. А там (вот ведь незадача) почему-то отсутствуют собственные «Золотые мячи» — в том планетарном формате, который придал главному индивидуальному футбольному призу переход под крыло ФИФА. В настоящее время ИИХФ не определяет лучшего хоккеиста мира, ФИБА — лучшего баскетболиста, а ФИВБ — лучшего волейболиста.

Причины этого в хоккее и баскетболе понятны. слишком велико здесь влияние заокеанских профессиональных лиг, которые ежегодно выбирают самых полезных игроков сезона и умеют раскручивать эти церемонии не хуже ФИФА с его «Золотым мячом». Другое дело, что та же ИИХФ вполне могла бы объявлять сильнейшего игрока Старого Света — так же, как, к примеру, она делала во времена «Золотой клюшки». А почему нет? Такой трофей, вне всяких сомнений, пользовался бы по эту сторону Атлантики уважением специалистов и интересом болельщиков, учитывая прогресс КХЛ и массовое участие энхаэловцев в Олимпиадах и ЧМ. И далеко не факт, что наличие у европейского хоккеиста титула MVP чемпионата НХЛ (как, например, у Александра Овечкина-2012/13) автоматом гарантировало бы ему звание лучшего на родном континенте.

Ориентир для ИИХФ — это ФИБА, которая с 2005 года все-таки начала присуждать приз лучшему баскетболисту Европы. Судя по количеству голосующих пользователей интернета, чье мнение учитывается наряду с голосами тренеров и журналистов из 25 стран, популярность акции неуклонно растет. Тем приятнее осознавать, что действующим лауреатом премии ФИБА является Андрей Кириленко, ранее признававшийся лучшим в 2007 году, когда ему после триумфа сборной России на Евробаскете удалось опередить даже Дирка Новицки — MVP чемпионата НБА-2006/07!

Впрочем, дело не в том, кто кого опередил, а в том, что без этого трофея картина мирового баскетбола уже не выглядела бы полной. И правильно ФИБА пытается монополизировать звание «европеец года»: из двух неофициальных версий, существовавших с конца 70-х, одна — «Мистер Европа» (учредитель — журнал Superbasket) — уже упразднена, а вторая — «Евроскар» (Gazzetta dello Sport),— видимо, будет постепенно поглощена фибовцами тем же манером, каким ФИФА оприходовала франсфутболовский «Золотой мяч». Таким образом, ФИБА убивает сразу трех зайцев: придает призу больший статус, работает на свой имидж и раскручивает самых звездных европейских игроков, которых в Северной Америке зачастую знают лучше, чем в Старом Свете.

Удивительно, но ФИВБ в данном вопросе занимает позицию, близкую ИИХФ, а не ФИБА. Хотя, казалось бы, именно в волейболе приблизиться к «футбольному стандарту» проще всего. Лиг вроде НБА или НХЛ здесь нет. Авторитет международной федерации, лихо меняющей правила и ломающей клубные календари многочисленными коммерческими турнирами сборных, непререкаем. Суперзвезды рассеяны сразу по трем континентам — Европе, Северной и Южной Америке, а у женщин — еще и по Азии. Иными словами, выбирай — не хочу, устраивай из выборов шоу, привлекай под это дело рекламодателей! Ан нет. Пока ФИВБ додумалась лишь до того, чтобы организовать у себя на сайте голосование болельщиков, которое должно назвать лучших… пляжных волейболиста и волейболистку 2013 года.

В «классике» такие призы просуществовали лишь с середины 80-х до начала 90-х. Из наших лауреатами успели стать Валентина Огиенко и Ирина Кириллова. После чего тогдашний президент ФИВБ Рубен Акоста от своего же начинания вдруг отказался, и потом о нем не вспомнили ни сменивший мексиканца китаец Вэй Цзичжун, ни возглавивший ФИВБ в 2012 году бразилец Ари Граса… Нам, конечно же, обидно. Ведь российских претендентов на звание «лучший волейболист года» хватало во все времена. Особенно их много сейчас, когда наша мужская сборная прочно утвердилась в роли законодательницы мод в этом виде спорта.

Особняком, конечно, стоит Дмитрий Мусэрский — очевидный претендент на титул лучшего спортсмена России-2013 по любой версии. В уходящем году он выиграл c «Белогорьем» Кубок и Суперкубок страны и золото суперлиги, а со сборной — чемпионат Европы и Мировую лигу. По итогам континентального первенства Мусэрского безоговорочно признали MVP, а по оценкам «СЭ» он стал обладателем Приза Кузнецова. Увы, не исключено, что наш 217-сантиметровый блокирующий, герой победного олимпийского финала Лондона-2012, так никогда и не удостоится звания, отражающего его нынешний статус «лица» мирового волейбола, каким когда-то был для баскетбола Майкл Джордан, а для хоккея — Уэйн Гретцки.

По словам президента ВФВ Станислава Шевченко, входящего в Административный совет ФИВБ, возрождение титула «игрок года» для классического волейбола в ближайших планах международной федерации не значится. Хочется верить — временно. И не по той причине, что президентом ФИВБ является гражданин Бразилии. Пусть учреждение аналогичного трофея в бич-волее, где балом сегодня правят как раз бразильцы, и порождает законные вопросы на сей счет.

 

 

Валентина ОГИЕНКО: «ПЛОХО, ЧТО В ВОЛЕЙБОЛЕ НЕ НАЗЫВАЮТ ЛУЧШИХ»

Олимпийская чемпионка Сеула-1988 — наряду с Ириной Кирилловой одна из двух отечественных волейболисток, получавших титул «игрок года» по версии Международной федерации волейбола.

После Сеула-1988 лучшая волейболистка мира-1989 по версии ФИВБ становилась чемпионкой планеты, трижды побеждала на континентальных первенствах. Завершив игровую карьеру, Огиенко 8 лет помогала Николаю Карполю в тренерском штабе сборной России. А сейчас наш «Мусэрский в юбке 80 — 90-х» работает директором «Уралочки».

- Помните, как ФИВБ определяла лауреатов 1989 года?

- По-моему, никаких опросов, выборов не было. Президент федерации Рубен Акоста в конце года просто объявлял имена лучших. Мне памятную дощечку вручили в Сингапуре — после гала-матча с участием сборных СССР и мировых звезд. Тогда подобные поединки были традиционными.

- Как относились к таким матчам?

- Всерьез. О зрителях, конечно, не забывали, но играли всегда на победу. В Сингапуре, кстати, провели две встречи: одну советская команда выиграла, другую — нет. Через два года в Риме и Барселоне потерпели уже два поражения и очень сильно по этому поводу расстроились.

- Почему традиция определять лучших волейболистов года потом сошла на нет?

- Сложно сказать. Изначально это была инициатива президента ФИВБ Рубена Акосты, который после своего избрания в 1984 году сразу принялся проводить глобальные реформы. Возможно, на первом этапе для привлечения дополнительного интереса публики этот приз был Акосте необходим. Затем федерация иначе расставила приоритеты. Сосредоточилась на коммерческих турнирах. Но мне лично жаль, что сейчас лучших волейболистов года не выбирают.

Тот же Тетюхин, думаю, обязательно будет введен в Зал славы, но когда это еще произойдет?! А год назад Сережа был лучшим «здесь и сейчас» и подобное признание, безусловно, заслужил. А какую игру сегодня демонстрирует Дима Мусэрский! А сколько раз уже можно было отметить Катю Гамову или Любу Соколову… Надеюсь, ФИВБ увидит явную недоработку. И в скором времени ситуация изменится.

- Надеетесь на прогрессивность нового президента ФИВБ Ари Грасы?

- В том числе. Бразилец прислушивается к тому, что вокруг говорят, к советам опытных и авторитетных людей.

- Имеете в виду Николая Карполя? Он недавно посетил офис ФИВБ, где лично встретился с Грасой.

- Да, Николай Васильевич общался с руководством международной федерации и высказал свое видение многих проблем. Волейбол набирает популярность во всем мире, это очевидно. Поэтому нельзя упускать шансы сделать его еще более привлекательным.

 

Спорт-экспресс