- Информация о материале
-
Категория: Разное
-
Опубликовано: 02 ноября 2014
-
Просмотров: 3463
Попытки президента международной федерации внести серьёзные изменения в правила самой популярной в мире игры не удались.
Волейбол сохранился в том виде, в какой его 15 лет назад облекли при втором президенте ФИВБ мексиканце Рубене Акосте. Тогда настырный адвокат из Мехико, к тому времени отсидевший в кресле руководителя Международной федерации волейбола опять-таки 15 лет, совершил действительно революционные преобразования в волейбольных правилах. Игра стала гораздо динамичнее, более понятная болельщикам на трибунах и, что важнее, телезрителям, значительно сократилось время матчей. Если некоторые из них до отмены перехода права на подачу, то есть чисто брейковых очков, которые шли в зачёт, продолжались, случалось, до четырёх часов, то с появлением главного правила, что каждое касание пола — очко, самые затяжные мужские пятисетовые противостояния длятся уже в худшем случае по два часа с небольшим хвостиком, женские чуть подольше, но редко превосходят рубеж двух с половиной часов.
И проходивший в течение двух дней на Сардинии конгресс ФИВБ, собравший рекордное число участников — 210 из 220, входящих в это спортивное объединение, продемонстрировал полное единение в желании сохранить волейбол в том виде, какой он есть. Причем вопрос о глобальных изменениях правил, судя по всему, даже не поднимался. Хотя с самого начала года, когда в штаб-квартире ФИВБ в Лозанне обычно проходят заседания различных комиссий, нынешний президент бразилец Ари Граса призывал всех «идти в ногу со временем», что следовало понимать как идти на поводу у телевидения и сделать всё возможное, чтобы сократить время каждого матча до максимальных двух часов. Одним из главных проповедников этого нововведения был соотечественник президента руководитель комиссии ТВ и новых СМИ Фернандо Лима, работающий на крупнейшей бразильской вещательной компании Globo. При этом предлагалось уменьшить очковый потолок каждой партии до 21 очка, ввести временные ограничения — 15 секунд между свистком главного арбитра по завершении игрового эпизода и судейской же команды на введение мяча в игру, а также сократить с 8 до 5 секунд время, которое отводится игроку на подачу.
Услышав впервые на заседании пресс-комиссии о последнем предложении, сразу же подумал о Дмитрии Мусэрском, которого совершенно точно могло коснуться новое правило, потому что в норму 8 секунд российский гигант, обычно дольше других настраивающийся на подачу, кстати, один из лидеров этого приема в мире, еще укладывался, а вот в пять…
Примерно месяц спустя, встретившись с президентом Грасой за деловым завтраком в Сочи, во время Олимпийских зимних игр, куда тот был персонально приглашён президентом МОК, руководитель ФИВБ продолжал гнуть свою линию, упомянув при этом, что в Бразилии национальный чемпионат уже играется до 21-го очкового потолка в партии и никаких нареканий от его участников пока не последовало.
Ещё спустя месяца полтора, общаясь в Анкаре во время мужского «Финала четырех» Лиги чемпионов с руководителями европейского волейбола — президентом ЕКВ Андре Майером и старшим вице-президентом ЕКВ Александаром Боричичем, выяснил, что они не разделяют позицию Грасы. Когда же по завершении чемпионата Бразилии его участники заявили, что более не желают играть по экспериментальным правилам и хотят вернуться к 25-очковой системе, шумиха по нововведениям начала утихать.
Тем не менее допускал, что на конгрессе этот вопрос вновь всплывёт. Но, судя по имеющимся у меня официальным пресс-релизам, лишь уже упоминавшийся выше бразильский тележурналист Лима в своём выступлении вскользь упомянул о том, что самым удобным форматом для телетрансляций была бы не более чем двухчасовая продолжительность волейбольных матчей.
Короче говоря, мировое волейбольное сообщество отстояло ныне существующие правила. Из других важных принятых конгрессом нововведений, было внесение в заявку на матч всех 14 игроков, допущенных к соревнованиям, сокращение с 8 до 6,5 м расстояния от лицевой линии до рекламных щитов, возвращение правила ошибки при любом касании сетки, а не только верхнего троса.
Вообще вопросы, касающиеся отдельных пунктов правил, как всегда, были наиболее обсуждаемыми в ходе дискуссий и при принятии решений. Но и здесь не обошлось без странных моментов. Скажем, вопрос о том, должен ли на скамейке в числе отныне разрешённых не четырёх, а пяти официальных лиц, включая главного тренера, находиться врач. В конце концов пришли к заключению, что тренер вправе решать, кому из его помощников быть у площадки. И если среди них не найдётся место врачу, то он, даже находясь вне игровой зоны, может при необходимости оказать помощь игроку с разрешения главного арбитра матча.
Ещё одно важное изменение в правилах оказалось прописанным весьма странно: число технических и (или) тренерских тайм-аутов может быть уменьшено до одного при условии, что это пожелание спонсоров, маркетинговой службы и телевидения. Возможно, разъяснения к этому пункту последуют, но пока он выглядит весьма странным: так сколько же на самом деле должно быть перерывов в каждом сете? Те же итальянцы весь минувший год играли в своей серии А с одним техническим перерывом в партии при достижении одной из команд 12 очков.
Важным представляется также новый пункт устава ФИВБ о сроках пребывания президента у власти. По предложению почетного пожизненного президента китайца Вэй Цзичжуна, который руководил ФИВБ с 2008 по 2012 год и был всего-навсего третьим лидером ФИВБ за всю историю этой организации (с 1947 по 1984 год ФИВБ возглавлял француз Поль Либо, с 1984-го по 2008-й — Рубен Акоста), главный документ объединения привели в соответствие с Олимпийской хартией. В уставе МОК записано, что один и тот же президент может находится у власти не более двух четырёхлетних сроков с правом переизбрания ещё на четыре года, то есть в общей сложности 12 лет. Таким образом, нынешний руководитель ФИВБ бразилец Граса в случае переизбрания в 2016 году будет возглавлять федерацию еще восемь лет — до 2024 года с правом переизбрания ещё на четыре года. Если учесть, что нынешнему первому лицу ФИВБ сейчас 71 год, то несложно посчитать, что в 2028-м ему стукнет 85… А чему удивляться, если Зепп Блаттер в свои 78 собирается вновь баллотироваться на президентский пост в ФИФА, который он занимает с 1998 года.
Более серьёзных судьбоносных решений на конгрессе принято не было. Разумеется, интересным представляется проект создания Зала Славы в штаб-квартире ФИВБ в Лозанне.
Причём будущая галерея будет находиться всего в нескольких сотнях метрах от Олимпийского музея, и в перспективе экскурсанты будут осматривать два выставочных комплекса за одно посещение.
Решено увеличить число участников Мировой лиги до 32. Но это касается только дивизионов 2 и 3. В первом, в котором играет сборная России, остаётся восемь сборных. Напомню, что в 2015 году в группе с россиянами будут играть команды США, Польши и Ирана.
Все делегаты аплодисментами встретили предложение президента Грасы с требованием немедленного освобождения ирано-британки Гончех Гавами, отбывающей 18-недельное наказание за попытку проникнуть в Тегеране на волейбольный матч мужских сборных Ирана и Италии.
Больше всего меня поразило, что за два дня заседаний никто из делегатов, по моим данным, ни разу не поднял вопрос о перенасыщенности международного календаря, о невозможности для ведущих волейболистов полноценного отдыха и реабилитации, что влечёт за собой увеличение травм и болезней. Да, популярность игры в мире растёт, о чём свидетельствуют переполненные залы на соревнованиях во всех странах. Но при этом нельзя забывать о тех, кто, собственно, и привлекает болельщиков в залы и к телеэкранам, — игроках, непосредственных участниках волейбольного действа, которые и создают атмосферу настоящего спортивного праздника.
Чемпионат.com