Главный архитектор проекта рассказал и показал ИА «Бел.Ру», как будет выглядеть волейбольная арена в областном центре.

Белгородский долгострой

Пять этажей, 33 000 квадратных метров, 8 700 зрителей на волейбольном матче. Волейбольная арена в Белгороде, задуманная ещё в 2013 году, наконец, близка к своему воплощению. К лету станет известно, пройдут ли на ней матчи чемпионата мира по волейболу 2022 года, на который Белгород подал заявку в числе восьми российских городов. Летом же должно начаться и строительство арены на площадке у перекрёстка улиц Щорса и Горького. А завершить его должны к концу 2021 года. Обойдётся всё в 3,9 млрд рублей.

Это место для нового дома белгородских «львов» выбрали не сразу. Первые эскизы рисовались в районе учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной, потом объект решили переместить к улице Красноармейской. В итоге выбрали место через дорогу от храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Харгоре, сделали проект, который прошёл местную экспертизу, даже забили первые сваи.

Федеральные сложности

Изначально арену планировали построить за счёт внебюджетных источников. Но потом решили получить бюджетное финансирование, для чего пришлось защитить проект в Главгосэкспертизе.

лавный архитектор проекта и ПСК «БелЭнергоСтрой» Максим Хромов рассказал, что «аттестат зрелости» удалось получить не сразу.

- В 2017 году мы не смогли вовремя защитить документацию. В 2018 году взялись с новыми силами и справились. Сам проект – очень сложный, более 100 томов проектной документации. Объект объёмный, и не каждый день мы такие проектируем. В Главгосэкспертизе редко какой проект с первого раза получает положительное заключение.

На волейбол – почти 9 000 зрителей, на бокс10 100

В России в волейбол играют чаще на хоккейных площадках. А волейбольные центры рассчитаны максимум на 6 000 зрителей. Поэтому ориентироваться по большому счёту было не на что. Участвовали в разработке проекта белгородские, московские и питерские компании.

В результате волейбольные матчи на арене смогут посетить 8 700 человек. На бокс и другие единоборства зал способен будет вместить до 10 100 зрителей. Кроме этого, на арене можно будет проводить большие соревнования по баскетболу, гандболу, мини-футболу, теннису.

При необходимости зал будет трансформироваться до размеров 70 на 40 м – специально под концерты и другие культурные зрелища.

- Учтены нагрузки для подвешивания сценического оборудования, звукового. Мы закладывали световые и звуковые решения только для проведения спортивных мероприятий. Для концертов же обычно привозят своё оборудование, здесь пожелания не угадаешь.

Кроме основного зала, арена вместит ещё один – универсальный размером 20 на 40 м. На крупных соревнованиях там будут разминаться команды, которые следующими выходят на матч. Это сократит время между играми, зрителям не нужно будет долго ждать начало следующей.

Всё на показ

Для телевизионных трансляций арена будет оборудована по последнему слову техники. Площадка со спутниковыми антеннами на кровле, пресс-центр с двумя комментаторскими кабинами и аппаратной. Над центром арены повесят видеокуб, где будут транслироваться игры и повторы главных моментов. Трансляцию можно будет вести и на фасаде здания, где разместится медиаэкран.

Вариантов фасада, к слову, было несколько. Предложения вносили и проектировщики, сторонние компании, и управление архитектуры и градостроительства Белгородской области. Коллегиально выбрали этот вариант: стеклянный витраж с декоративным плавающим козырьком по периметру и второй фасад с так называемой второй кожей – декоративными элементами выше козырька с тематическим рисунком.

В цветах клуба

Во внутренней отделке за основу взяли фирменные цвета «Белогорья». Внутренний интерьер будет нейтральным, но с дизайнерскими решениями: суперграфикой на стенах, активными элементами, фотографиями спортсменов. Дизайнеры уже вовсю работают над внутренним наполнением арены. Руководит процессом архитектор Тарас Костенко. Нам предоставили пока ещё уникальные изображения того, как будет выглядеть арена внутри.

- Арена – объект, который не требует супердорогих решений в интерьерах, потому что человек приходит на спортивное мероприятие. Акцент делается внутри, на шоу, зрелищности, технических вещах, которые привлекут горожан ходить сюда ещё и ещё.

«Главный архитектор»

Музей волейбольного клуба на новой арене станет просторнее. Мы поинтересовались, как в работе над проектом арены участвовал её «главный проектировщик» – президент ВК «Белогорье» Геннадий Шипулин.

- Я думаю, если бы сейчас можно было что-то менять, он бы предложил ещё что-нибудь увеличить. Работать с Геннадием Яковлевичем было очень интересно, хотя и сложно. Некоторые решения не согласовывались, он до самого конца менял, улучшал: «давайте добавим ещё зал», «давайте на арене разместим команды». Он – инициатор этой стройки и действительно заинтересован в наилучшем качестве.

С 2016 года проект сильно изменился. Например, ресторан должен был располагаться на третьем этаже, но его по просьбе ВК «Белогорье» перенесли на первый. Как правило, данные объекты являются дотационными, сделать их самоокупаемыми – очень важная задача. Затраты нужно как-то компенсировать, поэтому арена должна быть загружена постоянно – если не сами спортивные мероприятия, то выставки, концерты, ресторан и фуд-корт, сдача залов в аренду должны приносить деньги.

Что-то будет дорабатываться уже в процессе строительства. К сожалению, в проекте не предусмотрена детская комната, которая, конечно, нужна.

Пробки, парковки, парк

На площадке у арены получилось вместить только 440 машино-мест. Это меньше, чем требуется по нормам. Сейчас обсуждается вопрос строительства дополнительного паркинга через дорогу на месте старых зданий завода «Контакт» или реновации территории ниже арены по Щорса, где сейчас располагаются гаражные кооперативы.

Изменения будут и на самих улицах Щорса и Горького. Так, кольцо на перекрёстке заменит «умный светофор», трассы расширят, а с улицы Горького появится выезд на Красноармейскую.

Была идея построить надземные переходы, но на одном из последних совещаний от этой идеи отказались.

- Решили не делать их, потому что это не современное решение. Нельзя людей загонять под землю или над, они – главные участники движения, более важные, чем машины. Объект же будет работать повседневно. А пробки возникают от частного транспорта – расширением дорог, введением развязок ни один город проблему не решил. Решается она только развитием общественного транспорта и ограничением въезда в город частных машин.

Центр притяжения

Мы привели в пример футбольный стадион в Краснодаре, вокруг которого фактически строится новый район города, и поинтересовались, насколько волейбольная арена в Белгороде будет таким местом притяжения для горожан.

- Стадион в Краснодаре – суперпроект, занял второе место в списке лучших арен 2016 года в мире. Очень хочу там побывать. В нашем проекте мы тоже создали зону отдыха перед главным входом с лавочками, светильниками, интересным рисунком мощения с акцентом на центральный вход. Большой плюс, что арена будет в этом месте: пешеходная и транспортная доступность, размещение поблизости кинотеатра, торгового центра, ДС «Космос», ледового катка, духовно-просветительского центра, парка – всё это образует культурно-спортивно-развлекательный конгломерат.

Максим Хромов в детстве сам занимался волейболом, сейчас посещает матчи «Белогорья», потому представляет, каким должен быть дом для такой команды, как «Белогорье.

- Я вижу, что можно ещё добавить и усовершенствовать. Это можно будет сделать при реализации проекта. Так что работы ещё будет достаточно. Пока будет стройка, работать будут все, в том числе и проектировщики.

Бел.Ru