- Информация о материале
-
Категория: Разное
-
Опубликовано: 11 февраля 2009
-
Просмотров: 2522
«Газета» продолжает специальный проект, посвященный подведению итогов Олимпиады в Пекине. Сегодня — в день выборов главных тренеров мужской и женской сборных — рассказ о том, как развивается российский волейбол.
Страшно подумать, но в последний раз наши волейболисты становились лучшими на Олимпиаде аж 1988 года — золото на играх в Сеуле завоевала женская сборная. А после этого как отрезало: мы стабильно претендовали на первые места то у женщин, то у мужчин, но неизменно на пути русских становился кто-то из главных конкурентов. В 2004 году мужчины в полуфинале оступились на итальянцах, но главное разочарование случилось в женском финале. Подопечные Николая Карполя переигрывали бразильянок 2:0, но в итоге уступили 2:3. Плакали все — и сами участники, и зрители.
За последующие четыре года российский волейбол пополнился золотом женского чемпионата мира и серебром первенства Европы среди мужчин. От женской сборной вновь ждали олимпийского триумфа, но главный тренер Джованни Капрара после четырех лет работы вдруг потерял контакт с девушками, и все закончилось провальным седьмым местом. И тогда главной надеждой стала команда Владимира Алекно. Состав подобрался что надо — сплав опыта и молодости. Наравне с многолетними лидерами Сергеем Тетюхиным, Вадимом Хамутцких, Алексеем Кулешовым Алекно пригласил совсем еще молодых Юрия Бережко, Алексея Остапенко и Максима Михайлова.
Сборная России с легкостью вышла из группы, проиграв только полякам, однако именно это поражение вывело россиян в полуфинале на американцев. Если бы нашим удалось занять первое место, тогда в полуфинале не пришлось бы играть ни с США, ни с Бразилией. А так, получился пятисетовый поединок с будущими олимпийскими чемпионами, и трагический проигрыш на тай-брейке — 13:15. Сухая победа со счетом 3:0 в бронзовом матче с итальянцами отнюдь не заставила игроков вопить от восторга — все рассчитывали на большее. Российские волейболисты стали третьими, уезжая из Пекина командой с отличной многолетней перспективой.
Эта перспектива появилась отнюдь не просто так и не за здорово живешь. Весь предыдущий олимпийский цикл наше волейбольное хозяйство прогрессировало. В первую очередь нужно говорить о мужском чемпионате России. Клубы научились привлекать в волейбол серьезных инвесторов, финансовые возможности возросли, и если раньше лучших российских игроков с песнями провожали за границу, то теперь уже большинство мировых звезд приезжают к нам за длинным рублем и высококлассным волейболом. Руководство Всероссийской федерации волейбола уже называет наше первенство сильнейшим в мире. Впрочем, сравнить российский чемпионат с тем же итальянским очень сложно — объективных критериев не так уж много. Факт же в том, что такого количества волейболистов мирового уровня как сейчас в России нет более нигде.
Сила нашего клубного волейбола, так или иначе, подтверждается и в еврокубках. Казанский «Зенит» (в прошлом сезоне — «Динамо-Таттрансгаз») является действующем победителем Лиги чемпионов. Женский клуб «Заречье» из Одинцово уступил в аналогичном соревновании только в финале. В нынешнем году сразу пять команд принимают участие в главном европейском турнире, и все они с успехом преодолели групповой раунд.
Опасение вызывает лишь одно: все это благополучие возникло в докризисные времена, а что будет теперь — большой вопрос. Пока кризис сказывается на чисто организационных моментах. Например, командам приходится пересаживаться с чартеров на регулярные рейсы. Если неблагоприятная экономическая ситуация и будет как-то серьезно влиять на наши команды, то проявится это скорее ближе к лету, уже после окончания сезона.
Эффективность работы волейбольной федерации можно отследить по нескольким направлениям. Во-первых, сами результаты. Здесь выигрыши медалей различного достоинства на тех или иных соревнованиях чередуются с провалами — наподобие пекинского конфуза женской сборной. Была неудача и у мужчин — седьмое место на чемпионате мира 2006 года. Второй важный критерий — это количество проведенных у себя международных состязаний. Главное событие — чемпионат Европы — 2007. В-третьих, очень важно, чтобы постоянно строились новые спортивные объекты. Уже готов волейбольный комплекс для сборных в Анапе. Еще несколько подобных задумок будут реализованы в течение двух-трех лет.
11 февраля состоятся выборы нового главного тренера как в мужской сборной, так и в женской. Почти наверняка можно прогнозировать, что мужчин возглавит итальянский специалист Даниэле Баньоли, тренирующий московское «Динамо». В российском волейболе существует мнение, что для следующего шага наверх нам необходимы тренеры-иностранцы. Итальянец не просто станет управлять национальной командой: глядя на его работу, будут расти и наши, отечественные наставники. Таким образом, может образоваться союз самого успешного клубного тренера в мире с одной из самых перспективных сборных.
А вот у женщин ситуация прямо противоположенная. После пекинского провала Джованни Капрары на звание главного претендуют только российские специалисты. Кому-то из двух, либо Вадиму Панкову, либо Владимиру Кузюткину и предстоит провести в сборной смену поколения — дело это непростое и хлопотное. На это у нового тренера отается три года — до следующей Олимпиады в Лондоне.
Олимпийские чемпионы, играющие в российских клубах:
Клейтон Стенли (США) — «Зенит» (Казань)
Ллой Болл (США) — «Зенит» (Казань)
Данте (Бразилия) — «Динамо» (Москва)
Жиба (Бразилия) — «Искра» (Одинцово)
Рейд Придди (США) — «Локомотив» (Новосибирск)
Гарднер Габриэл (США) — «Урал» (Уфа)
Кевин Хансен (США) — «Факел» (Новый Уренгой)
Шон Руни (США) — «Факел» (Новый Уренгой)
Бронзовый призер Олимпиады в Пекине Александр Волков: «Назначение Баньоли может продвинуть нас на уровне сборной»
Считается, что смена поколений в мужской волейбольной сборной уже почти произошла. Александр Волков — яркий представитель новый волны. В разговоре с корреспондентом «Газеты» Александром Аксеновым Александр вспоминает о пекинских разочарованиях, а также рассуждает о будущем нашего волейбола.
- Что осталось от пекинской Олимпиады?
— Матч с американцами запомнится на всю жизнь, но я уже неоднократно говорил, что важную роль на Олимпиаде сыграло поражение от сборной Польши. Не уступи мы полякам, встреча с США случилась бы только в финале. На самой же неудаче в ½ не стоит заострять внимание. Мяч круглый, им повезло больше, нам меньше. Вот и все.
- А что случилось в матче с Польшей?
— Наверное, недооценка соперника была, наверное, повлияло то обстоятельство, что состав у нас в этом матче отличался от предыдущих. В общем, не ждали мы такого.
- Как в целом оцениваете силу всего олимпийского турнира?
— Может, и была пара команд проходных, да и то, об этом можно говорить с натяжкой. Все-таки на Олимпиаду всем приходится пробиваться. Уровень у всех был очень приличным, ну а фавориты были те же: Россия, Бразилия, США и Италия. Они и разыграли олимпийские медальные комплекты.
- За прошедшие годы российский волейбол прогрессирует. За счет чего?
— Думаю, что в российский волейбол пришло новое поколение. В этом можно убедиться, даже если просто посмотреть на состав нашей олимпийской команды. Если же переходить на частности, то чемпионат стал быстрее, игроки прибавили в физике. В этом плане мы нагоняем остальной мир.
- А как влияет то обстоятельство, что в Россию приезжают иностранные специалисты?
— Только положительно. Например, Даниэле Баньоли, главный тренер «Динамо». У него совершенно другое отношение к тренировочному процессу. Баньоли полностью отказался от сборов перед матчами. В России многие этого не понимают, но, по-моему, наши результаты в чемпионате и Лиге чемпионов говорят о положительной стороне подобного опыта.
- Баньоли же теперь прочат и на пост главного тренера сборной.
— Точно можно говорить только после того, как официальное назначение произойдет.
- И все же это известно почти на 100%. Что этот шаг принесет?
— Я думаю, что это будет положительный опыт. У нас всегда были сильные сборные, но для побед чего-то всегда не хватает. Возможно, такой шаг — назначение иностранца продвинет нас вперед и на уровне национальной команды. Тем более что Баньоли в течение двух лет работает в России и хорошо знает наш чемпионат.
Генеральный директор ВФВ Александр Яременко: «Выступление наших женщин — это полный провал»
В настоящее время волейбол в России один из самых быстроразвивающихся видов спорта. О том, за счет чего это происходит и почему российским командам не удалось добраться в Пекине до золота, в беседе с корреспондентом «Газеты» Александром Аксеновым рассуждает Александр Яременко — генеральный директор Всероссийской федерации волейбола.
- Из командных видов на волейбол, как всегда, были серьезные надежды. Какие оценки в итоге получили наши команды от федерации?
— Мнения общественности и Всероссийской федерации волейбола в этом вопросе совпали. Выступление нашей мужской сборной было признано удовлетворительным, а вот женская команда и «пляжники» получили оценку «неуд». От них мы явно ожидали большего.
- Особняком здесь стоит антидостижение подопечных Джованни Капрары — седьмое место?
— Что касается наших женщин — это полный провал. Седьмое место удовлетворительным считаться не может. Здесь четвертьфинальная игра со сборной Китая особенно показательна. Все лидеры российской сборной играли крайне неудачно на протяжении всего турнира, и как раз в матче с китаянками все можно было исправить. Нужно было себя проявлять, однако мы вновь увидели массу ошибок, и тогда какое-то логичное объяснение этому найти было очень сложно.
- А сейчас вы готовы говорить о причинах?
— Здесь существует совокупность факторов. Во-первых, по ходу олимпийского турнира команда практически не имела контакта с тренером, это очевидно. Во-вторых, игроки переоценили себя. Это мое личное мнение. Я думаю, что наши лидеры получили слишком много свободы. Взяли на себя дополнительную ответственность, а когда пришло время выходить на площадку, доказывать, сыграть в полную силу не смогли. В-третьих, в этом есть вина и федерации, которая в нужный момент не поставила игроков на место.
- Если не брать во внимание олимпийский результат, опыт с приглашением Капрары можно считать положительным?
— Безусловно. Были завоеваны вторые места на Гран-при и чемпионате Европы, в 2006 году под руководством итальянского специалиста наши девушки выиграли золото чемпионата мира. Эти достижения не перечеркнет даже такая неудача, как пекинская. А самое главное, что после появления Капрары мы по иному взглянули на наш волейбол. Назначение Джованни стало своеобразным катализатором. Итальянец обратил внимание на такие слабые стороны, как скорость и физическое состояние российских спортсменок. В этих компонентах мы проигрывали бразильянкам, голландкам или немкам. Жаль, что у Капрары не получилось хорошего общения с наставниками наших клубов, не было общей плодотворной работы в подготовке к турнирам. И в этом тоже причина неудачи на Олимпиаде.
- Можно сказать, что приглашение иностранца четыре года назад являлось мерой вынужденной?
— Наверное, да. Долгое время нашей женской сборной руководил всеми уважаемый Николай Васильевич Карполь, а за его спиной просто физически никого не было. Другие российские тренеры, так или иначе, копировали в своей работе Карполя. Теперь же на должность главного в сборной претендуют два кандидата — Вадим Панков из одинцовского «Заречья» и Владимир Кузюткин из «Балаково». За то время пока со сборной работал иностранец, эти специалисты получали необходимый опыт на уровне клубов.
Сейчас мы в начале четырехлетнего цикла и можем сказать, что у нас есть время, для того чтобы перестроиться, чтобы у руля сборной встал молодой наставник. Оба кандидата представили нам очень содержательные программы, и видно, что каждый понимает, в каком направлении должна двигаться сборная.
- С мужской сборной все ясно уже сейчас?
— На пост главного в мужской сборной была подана одна заявка от тренера московского «Динамо» Даниэле Баньоли. Хоть это и иностранный тренер, Баньоли — кандидатура хорошая. Он уже два года тренирует динамовцев и продолжает доказывать, что по праву считается самым успешным клубным тренером в мире. Мне сложно оценить, на сколько это лучший вариант сейчас, но он вполне приемлем. Баньоли не вызывает ни у кого отрицательных эмоций, да и других заявок у нас нет. Раз уж мы решили пойти таким путем, чтобы не назначать тренера, а утверждать, то надо этого пути придерживаться.
- Какой вам видятся ближайшие четыре года, если говорить о развитии волейбола в России?
— Уже сейчас можно точно сказать, что российские национальные первенства и в женском разряде, и в мужском считаются одними из сильнейших в Европе. Что касается будущего, мы очень надеемся, что через несколько лет будут закончены такие проекты, как строительство волейбольных центров в Подмосковье на Новорижском шоссе и на Поклонной горе. Кроме того, в Адлере планируется сооружение комплекса для развития пляжного волейбола. Федерация постоянно работает над поиском спонсоров для того, чтобы наши спортсмены жили не только за счет средств, выделенных Министерством спорта, туризма и молодежной политики. Давайте вспомним 2004 год. Тогда тренерский штаб сборных состоял из трех-четырех человек. Сейчас их более 10, есть тренер-аналитик, статистик.
- Сделайте прогноз на будущее. Какой мы увидим наши сборные на следующих Олимпийских играх?
— Знаете, у меня очень оптимистический прогноз по поводу мужского волейбола. На пекинской Олимпиаде мы увидели многое. Да, у наших парней существовали проблемы тактического и технического характера. Но если сравнивать нашу команду с ближайшими конкурентами, только у нас есть коллектив на ближайшие четыре года. Он молодой, он способен расти, а главное, что уже в Пекине он смотрелся одним из претендентов на золотые медали. За следующий олимпийский цикл этот состав будет только прогрессировать, и он пополнится кем-то еще. Что касается женской команды, то наверняка будут проблемы, связанные с перестройкой. Сейчас многие могут покинуть сборную, и не понятно кто их заменит. Однако я верю в характер русской женщины, а значит, с российской командой все будет в порядке.
Александр Аксенов, Газета