- Информация о материале
-
Категория: Разное
-
Опубликовано: 09 сентября 2009
-
Просмотров: 2301
Начинается спортивный сезон: игроки привыкают к слову «секвестирование», команды учатся существовать без финансовой поддержки бизнеса, а руководители клубов уверяют, что работать стало сложнее, но интереснее.
Футбольный чемпионат страны, конечно, основное спортивное событие. Но сентябрь — пора, когда внимание болельщика переключается и на другие лиги и виды спорта. В первой декаде месяца стартует чемпионат Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), собравший лучших из лучших не только России, но и ближнего зарубежья, также пройдут чемпионаты Европы по волейболу (с 3 сентября) и баскетболу (с 7 сентября). В этих игровых видах за последние годы российские команды успели выйти на первые роли. Ведущие клубы скупали лучших игроков мира, не считаясь с расходами. Бюджеты росли как на дрожжах, даже середняки с аутсайдерами считали селекцию проваленной, если не заключали контракты с иностранными звездами. Зарубежные клубы смотрели с завистью (хоккейные, баскетбольные и волейбольные команды Старого Света тратили и тратят куда меньше футбольных), трофей выигрывался за трофеем — казалось, наступление не остановить. Однако предстоящий сезон может быть кардинально иным.
Централизованно и цивилизованно
К началу нынешнего сезона в хоккее принят пакет антикризисных мер. Среди них повсеместное сокращение зарплат игроков на 5-20% и редрафт. Смысл этой процедуры в том, что клуб может «защитить» 15 своих игроков, а остальные попадают на своего рода аукцион, где их могут выбрать другие. Выбранные в первом раунде редрафта игроки в зарплате не теряли вообще, доходы выбранных во втором сокращались на 20%, в третьем — на 40%, в четвертом — на 50%. Те, кого никто не выбрал, остались в своих клубах с половинной зарплатой. Многие игроки не скрывали возмущения такими мерами, обвиняли профсоюз хоккеистов, но почти никто из КХЛ, за исключением нескольких юных талантов (например, Александра Бурмистрова и Ивана Телегина), в итоге не уехал. Высвобожденные средства позволили одним командам выжить, другим даже купить звезд первой величины. Так, магнитогорский «Металлург» подписал контракт с легендарным форвардом-ветераном Сергеем Федоровым, а в питерский СКА из НХЛ перешел знаменитый защитник Сергей Зубов.
«У нас в КХЛ все происходило и происходит централизованно, организованно и цивилизованно, — говорит “Пятнице” генеральный менеджер СКА Андрей Точицкий. — Лично мы действовали в строгом соответствии с согласованными лигой и профсоюзом хоккеистов мерами. Это позволило четко провести селекционную кампанию и не превысить потолок зарплат (верхняя общекомандная граница — 620 миллионов рублей на сезон). Оттока известных хоккеистов за океан нет, зато из НХЛ к нам возвращаются очень сильные мастера». Несмотря на относительно стабильное состояние КХЛ, без потери не обошлось: из-за финансовых проблем свое место в лиге потерял воскресенский «Химик». Аналогичные трудности возникли у тольяттинской «Лады» и подмосковного «Витязя». Однако после многочисленных переговоров между лигой, руководством клубов и представителями спонсоров выход был найден и оба клуба в КХЛ остаются.
Как считает Точицкий, запас прочности у КХЛ весьма велик, так что поводов для беспокойства нет.
Обидно по-настоящему
«У нашего баскетбола, увы, нет такого административно-рекламно-политического ресурса, как у хоккея, — объясняет положение дел президент баскетбольного ЦСКА Андрей Ватутин. — За большинством команд КХЛ стоят крупные предприятия, а в баскетболе поддержка ЦСКА “Норильским никелем” — исключение из правил. Остальным выживать куда тяжелее».
В новом сезоне количество команд в Суперлиге А сократилось c 12 до 9. После того как Приморский краевой суд (а следом и Верховный суд РФ) признал законными требования прокуратуры запретить «Спартаку-Приморье» тратить бюджетные средства на зарплату игроков, клуб снялся с чемпионата России-2008/09, распустил дорогостоящих игроков и сыграет теперь в одном из низших дивизионов. «Университет-Югра» из Сургута (раньше полностью находился на содержании правительства Ханты-Мансийского автономного округа) и пермский «Урал-Грейт» (тоже жил за счет краевого бюджета), скорее всего, из-за долгов и вовсе прекратят существование.
Особенно обидно за «Урал-Грейт»: в начале десятилетия этот клуб дважды становился чемпионом страны, в позапрошлом сезоне вошел в четверку лучших клубов России. Но и относительно благополучные ЦСКА и «Химки» почувствовали на себе недостаток средств. Последние вынуждены были расстаться с испанцем Хорхе Гарбахосой и аргентинцем Карлосом Дельфино, ЦСКА — с американцем Теренсом Моррисом, греком Никосом Зисисом, словенцем Эраземом Лорбеком и, главное, итальянцем Этторе Мессиной — тренером, дважды приводившим армейцев к победам в Евролиге.
«Ослабли ли мы? Пускай это звучит ура-патриотично, но мы сделали все возможное, чтобы ЦСКА остался амбициозной командой, способной решать самые высокие задачи. Да, впервые за много лет наша селекция проходила под девизом не приобрести, а не потерять. Но, считаю, мы справились. Нам удалось сохранить лидеров: Джона Роберта Холдена, Рамунаса Шишкаускаса — команда вполне боеспособна», — уверен Ватутин.
По словам президента баскетбольного ЦСКА, в данный момент армейцы не способны конкурировать в финансовом плане с грандами чемпионатов Испании («Реал» и «Барселона») и Греции («Панатинаикос» и «Олимпиакос»). «В Европе большинство клубов испытывают такие же проблемы, как и наши. Но особенности “Реала” и “Барселоны” в том, что это не отдельные команды, а баскетбольные секции футбольных клубов. В нынешнем сезоне, к примеру, президент “Реала” только на покупку новых игроков выделил 20 миллионов евро — сумма более чем серьезная по баскетбольным меркам, если учесть, что в докризисные годы бюджеты единиц топ-клубов (тех же греков и испанцев) колебались у отметки 40–50 миллионов евро. Владельцы греческих “Панатинаикоса” и “Олимпиакоса” — фанатично преданные нашей игре миллиардеры, не жалеющие денег на свои любимые детища», — говорит Ватутин.
Мыльный пузырь
Если возвращение одного из лучших волейболистов мира Жибы из одинцовской «Искры» домой в Бразилию можно объяснить появлением серьезных инвесторов в клубе «Пинейрос», то отъезд в Европу лучших волейболисток России Любови Соколовой и Екатерины Гамовой многие называют бегством от кризиса. Впрочем, по словам президента и главного тренера белгородского «Локомотива-Белогорья» Геннадия Шипулина, такие гранды, как подмосковная «Искра» или казанский «Зенит», как вели, так и продолжают вести прежнюю трансферную политику. Но большинство российских клубов существуют очень скромно.
«К сожалению, в нашем волейболе нет такой корпоративности, как в КХЛ. Каждый клуб тянет одеяло на себя, что не идет на пользу всему чемпионату», — признается «Пятнице» Шипулин. В последнее время финансовые затруднения начались и у его детища, семикратного чемпиона страны, в минувшем сезоне выигравшего второй по престижности евротурнир — Кубок ЕКВ. Если давний партнер РЖД продолжает выполнять все обязательства перед клубом, то остальные платить не спешат. В итоге «Локомотив-Белогорье» сократил расходы: вообще отказался от участия в еврокубках и уменьшил зарплатную ведомость, сделав ставку на молодых и недорогих российских волейболистов.
Спорт высших достижений в России никогда не был и в ближайшее время не будет прибыльным вложением капитала. В отличие от Северной Америки и отчасти Европы (где существенно выше доходы от продажи прав на телетрансляции, билетов на матчи и клубной атрибутики) он не бизнес, а, по сути, социальная нагрузка на бизнес. От которой он с легкостью готов отказаться. Выжить в таких условиях можно, и даже можно побеждать в Европе, — но надо перестать сорить деньгами, заняться оптимизацией расходов. Поэтому далеко не факт, что кризис принес только зло.
«Я вообще рад кризису, — признается Андрей Ватутин. — В последнее время гонка шла постоянно, каждый год бюджеты увеличивались на 10–20 процентов. Это был тупиковый путь: мыльный пузырь когда-нибудь все равно должен был лопнуть. В настоящее время работать стало сложнее, но интереснее. Все не так и плохо».
Ведомости. Пятница