История с отставкой Милана Жарковича с поста главного тренера минского “Строителя” приняла затянувшийся и трагикомичный характер. От управления командой серб был отстранен около месяца назад. И не посетил после этого ни одного из четырех ее матчей полуфинальной серии плей-офф чемпионата страны с солигорским “Шахтером”, на которые победителей выводил их прежний наставник Александр Сингаевский.


Вместе с тем Жаркович продолжает оставаться рулевым минчан. Но уже — лишь формально.

Хроника его расставания со “Строителем”, напоминающая театр абсурда, была бы смешна, если бы не была столь печальна. Для полного и всестороннего ее понимания нужно вернуться на несколько месяцев назад — к тому времени на стыке прошлых лета и осени, когда Белорусская федерация волейбола решила, что возглавить сборную пора Жарковичу.

Основания для такого назначения были очевидны. Иностранец, который 15 мая справит полувековой юбилей, успел проявить себя неплохим теоретиком, посещая Минск с целью проведения тренерских семинаров. А грядущая работа с недавно разменявшими третий десяток Павлом Авдоченко и Артуром Удрисом, Андреем Радюком и Сергеем Буселом вполне соотносилась с его многолетним опытом у руля юношеской и молодежной сборных Сербии.

И все бы ничего, кабы не оплата труда зарубежного специалиста. С Министерством спорта контракт у него, насколько известно, так и не подписан, федерация оплачивает лишь квартиру. А Жаркович и альтруизм — понятия несовместимые. Накрепко связать его с нашей страной удобнее всего было альтернативным источником заработка. И БФВ отыскала его на клубном уровне — по согласованию с тем же Минспорта настоятельно рекомендовала серба на пост главного тренера руководству ВК “Минск”.

Для “Строителя” это было предложение, отказаться от которого решительно невозможно. Проект “государственной важности”, интересы отечественного волейбола и так далее — сами понимаете. Тем более у федерации имелось и бесспорное обоснование такого решения, к которому не придраться. Ведь основу нашего чемпиона составляют сплошь игроки сборной, которую поручили тренировать Жарковичу.

Вот только когда под началом серба минчане не смогли выполнить одну за другой три из четырех задач на сезон, терпение работодателей иссякло. Директор ВК “Минск” Александр Мишин вспоминает: “Я изначально был против назначения Жарковича главным тренером ”Строителя". И сам инициировал недавнее расставание с сербом. Но прежде попросил его подвести промежуточные итоги сезона и сделать анализ проведенной работы, а также пояснить, какой будет подготовка к плей-офф чемпионата Беларуси. А поскольку реакции со стороны Жарковича не последовало, спустя десять дней, 21 февраля, сделал это уже на собрании с командой. Так и было положено начало его отстранению от должности наставника “Строителя”. Хотя замечу, что работу серба плохой мы не называли. Да, команда осталась за чертой плей- офф суперлиги, но ее матчи завершались с интересными результатами. Обидным оказалось еврокубковое поражение от французского “Ренна”. Разве что Кубок Беларуси мы обязаны были выиграть, невзирая на травмы игроков”.

Но просто так, только по своей воле, уволить тренера “Строитель” не мог. Ведь это значило бы лишить его финансового стимула руководить нашей сборной — 5000 евро ежемесячно. Таков уж механизм удержания Жарковича у ее штурвала — нехитрый и несуразный. Невозможно представить, чтобы, к примеру, Сергей Румас против желания Анатолия Капского инициировал смену Виктора Гончаренко на тренерском посту БАТЭ.

Так федерация волейбола оказалась меж двух огней — твердого решения минчан отказаться от услуг наставника и необходимости оставить его руководить сборной Беларуси. И поэтому на минувшей неделе состоялось совещание с участием председателя БФВ Бориса Батуры, министра спорта Олега Качана, первого вице-президента НОКа Игоря Заичкова, а также Жарковича, Мишина и самого возрастного игрока “Строителя” Олега Микановича.

Однако на собрании статус серба прояснен не был. Сторонам просто порекомендовали найти путь к примирению. Но теперь его им, кажется, не видать — после серьезных разногласий тренера и его подопечных, возникших на почве личных отношений. Причем известно, что эти претензии к Жарковичу сами игроки вскоре довели до сведения исполнительного директора БФВ Александра Багринцева.

Это, между прочим, следовало понимать еще и как несогласие работать с ним под знаменами сборной. И поэтому одобрение федерацией отъезда серба из Минска, но не из страны, кажется сейчас полумерой. Ибо ждать игроков “Строителя” (читай — лучшие силы страны) на летний сбор перед отборочными матчами чемпионата Европы-2013 Жарковичу, похоже, недосуг.

Видимо, после всего этого иностранному любителю мозаики ничего не остается, кроме как растолковать Батуре свой добровольный отказ от руководства сборной. Сказывают, такая встреча должна состояться на этой либо будущей неделе. Но таким ли будет ее исход? Тем временем ВК “Минск” всецело готов компенсировать наставнику досрочное расторжение контракта, рассчитанного до 1 июля сего года, — 15 тысяч евро за три ближайших месяца.

Этот печальный, но поучительный опыт — урок для нынешних и будущих поколений. И, кстати, еще один показатель того, какими последствиями может быть чревато такое совмещение постов. Хотели, как лучше, а получилось…

 

 

Прессбол