Решив пойти по пути итальянской Серии А1, обе российские суперлиги также стали характеризоваться большим количеством тренерских перестановок. Собственно говоря, профессионализация волейбола неизбежно приводит к такому положению дел. Отставки и новые назначения тренеров следуют уже не первый сезон, тогда как еще совсем недавно российский волейбол характеризовался на редкость продолжительной работой тренера с командой. Даже был выдвинут такой тезис – «есть тренер – есть команда».

Сейчас волейбол становится все более менеджерским – и это, по всей видимости, настоятельное требование времени. Тренеры в этом смысле – та же квалифицированная рабочая сила, которая выполняет или не выполняет поставленные перед ней задачи. В зависимости от этого и учащаются тренерские отставки. На самом деле – это вполне действенный способ активации достижения успеха. Хотя и не единственно правильный. Хорошо это или плохо – однозначно судить невозможно, поскольку всегда есть отрицательные и есть положительные стороны во всяком явлении.

 

В нынешнее межсезонье в мужской суперлиге со своими клубами расстались Зоран Гаич, Даниэле Баньоли, Владимир Бабакин, Юрий Маричев, Сергей Грибов. Кроме них в ходе сезона оставили свои посты Андрей Иванов, бразилец Маркос Миранда, а также итальянец Роберто Серниотти. В женской суперлиге поменяли места работы Евгений Сивков, Виктор Бардок, Ришат Гилязутдинов, Андрей Смирнов, Сергей Овчинников, Владимир Кузюткин, Михаил Омельченко, Андрей Лебедев.

Что и говорить – списки внушительные. Причины отставок различны: кто-то не выполнил задачу, кто-то перешел на повышение, у кого-то закончился контракт. В условиях частых перестановок получают преимущество тренеры, которые умеют раскрыться за один сезон, и, разумеется, руководства клубов, которые умеют удачно подобрать специалиста, могущего достичь результата на основе работы предшественника, что далеко не всегда просто, поскольку личности тренеров существенно различаются, и, соответственно, различаются требования, концепции, модели игры и прочие факторы достижения победы.

Соответственно, тренеров можно поделить (руководствуясь исключительно внешними аналогиями) на «косметологов» и «фундментальщиков». Уже сама характеристика говорит о том, что первые меняют лишь некоторые акценты подготовки, часто достигая серьезных успехов на основе работы своих предшественников. Вторая категория – это тренеры, которые серьезно работают над созданием фундамента, их работа рассчитана на перспективу, они не всегда пожинают плоды своих трудов. Разумеется, существуют и другие категории тренеров, но эта тема заслуживает отдельного разговора.

Выделенные две крайности показывают, каким образом можно ошибиться в подборе фигуры главного тренера. То есть сначала нужен «фундаментальщик» а не «косметолог», а потом – наоборот. Также не имеет смысла вместо одного «фундаментальщика» нанимать другого, а «косметолога» менять на его коллегу по амплуа.

Для того, чтобы было меньше вероятности ошибиться, обычно формируется тренерский штаб с максимальным разделением функций. И это, собственно, признак углубляющейся профессионализации вида спорта. В данном случае – мы говорим о волейболе.

Впрочем, вернемся к нашим тренерам. Как известно, Баньоли получил назначение в сборную, и, следовательно, его отставка не имела негативных моментов, за исключением, разумеется, непопадания «Динамо» в призеры чемпионата. Последнее имело свои веские причины в виде повышенного травматизма, а также физического и мотивационного спада, как правило, наблюдаемого у игроков сборной в первый послеолимпийский сезон.

На место Баньоли был назначен Павел Борщ, которому в пожарном порядке пришлось принимать уже в ходе минувшего сезона не выполняющее задачу повышения класса калининградское «Динамо» (по иронии судьбы – преемника «Луча», который долгое время тренировал Борщ). В итоге Борщ, который считается, одним из наиболее квалифицированных и перспективных специалистов нового тренерского поколения в России, с задачей справился, получив затем повышение и в собственном ранге: перейдя на работу в головное «Динамо» страны, которому в будущем сезоне предстоит вернуть себе титул чемпиона страны и удачно выступить в Лиге чемпионов. Со стороны руководства «Динамо» это назначение если не оптимальное, то весьма близкое к нему. В свою очередь Борщ получает хорошие позиции для того, чтобы в будущем возглавить сборную страны. Позволю себе напомнить читателям, что оба последних наставника главной национальной команды получали назначение именно из «Динамо».

Калининградское «Динамо» возглавил Ярослав Антонов, который до того работал с дублем московского «Динамо». Перспективы Антонова, еще не работавшего самостоятельно с клубами суперлиги, пока не слишком ясны. Скорее – из-за того, что руководство калининградской команды славится крутым нравом и довольно часто меняет главных тренеров. За короткую трехлетнюю историю «Янтаря» таких отставок набралось уже три. Последняя, правда, была позитивно окрашенной.

Отставка Зорана Гаича из подмосковной «Искры», возможно, казалась не слишком ожидаемой, но, скорее всего, вполне логичной. С одной стороны Гаич переиграл основного оппонента («Динамо») в чемпионате (хотя и уступил ему же в Кубке России), с другой стороны – не воспользовался возникшим случаем, чтобы привести «Искру» к чемпионству, не выиграл Кубок России, не сумел подняться в Лиге чемпионов выше третьего места. Из-за этого «Искра» лишилась места в ЛЧ-2010, поскольку «дикой карты» от ЕКВ ей не досталось. Подмосковная команда пока остается без тренера, однако Андрей Бельмач дал понять, что переговоры ведутся с Сергеем Цветновым, который, скорее всего, и вернется на пост главного.

Впрочем, все познается в сравнении. Серебро «Искра» завоевала, переиграв основного соперника – московское «Динамо». В Лиге чемпионов одинцовская команда также продвинулась выше других российских команд, сошедших на дальних подступах к финалу четырех. При других обстоятельствах это, вероятно, расценили бы как успех. Однако отставка все-таки последовала. Возможно, в связи с финансированием: иностранные специалисты явно не станут работать в России без солидного материального вознаграждения. Пример с Серниотти наиболее красноречиво свидетельствует об этом. Не исключено, что инициатором отставки стал сам Гаич, получивший более выгодное предложение из уфимского «Урала». Собственно, работа в «Урале» должна быть на сегодня наиболее привлекательной не только с финансовой, но и со спортивной точки зрения: команда занимает седьмое место, считавшееся всегда счастливым для старта в будущий сезон. Кроме того, у команды хорошие возможности для комплектования и, следовательно, для продвижения к вершинам российского волейбольного рейтинга. (Напомню также, что максимальная вершина «Урала» на сегодняшний день – 5-е место в сезоне 2005/2006.)

Юрий Маричев, уволенный с поста главного тренера «Урала» в самом конце сезона, пока еще в этом качестве нигде не появился. Его помощник и консультант Анжелино Фригони устроился в новосибирский «Локомотив», куда в одно время собирался переходить и сам Маричев.

Владимир Бабакин был отправлен в отставку из новосибирского «Локомотива». Следует, конечно, сказать в оправдание Бабкина, что он точно оценил потенциал команды перед сезоном (6-е место в чемпионате, которое в итоге «Локомотив» и занял). В Кубке России новосибирцы, скорее всего, заняли «свое» 4-е место, а вот в кубке ЕКВ явно недовыполнили задачу, остановившись на стадии четвертьфинала. Вины главного тренера в этом не очень много: вступая в серьезную борьбу на три фронта «Локомотив» оказался укомплектованным слишком недостаточно. Наверное в том, что руководство клубов, как правило, предъявляет исполнителям несколько завышенные требования, есть свои плюсы. Но, если чуда не случается, и выводы его могут быть революционными. Что в очередной раз и произошло в «Локомотиве».

На освободившееся место пришел Андрей Воронков, до того возглавлявший кемеровский «Кузбасс», только что образованный и сходу выигравший бронзу второго дивизиона. Послужной список Воронкова не слишком велик, но включает работу помощником в «Динамо-Янтаре», а также работу с юношескими сборными России. Новому главному тренеру «Локомотива» не позавидуешь: с одной стороны за последние пять сезонов в Новосибирске сменилось уже пятеро главных, с другой стороны, у болельщиков новосибирской команды явно завышенные требования. Что, впрочем, скорее плюс для команды, но большой, как это сейчас принято говорить, «головняк» для главного тренера, который будет подвергнут обструкции со стороны публики при любом мало-мальски значимом поводе.

Тренеры покинувших суперлигу команд – Андрей Иванов и Сергей Грибов был уволены по вполне понятным причинам. Иванова в концовке чемпионата подменял Вячеслав Зайцев, который также остался без работы после расформирования «Металлоинвеста».

Два иностранных специалиста – Маркос Миранда (с коллегами из Бразилии) и Роберто Серниотти были уволены в ходе сезона. Работа Миранды не устроила Геннадия Шипулина, из-за чего бразильская бригада и была отправлена в отставку. Это уже не первый случай в истории ЛБ, когда у Шипулина не складываются отношения с бразильскими игроками или тренерами. Пришедший на место Миранды Юрий Панченко, добился неплохих результатов: команда выиграла кубок ЕКВ, и расценивалась как один из главных претендентов на титул чемпиона России. Однако в итоге заняла только пятое место.

Президент «Ярославича» Сергей Шляпников уже в ходе сезона давал понять, что недоволен работой Роберто Серниотти, приведшего сезоном ранее римский клуб «Рома Воллей» к победе в кубке ЕКВ. Когда же начались перебои с финансами, итальянец уехал на родину, не согласившись на уменьшение контракта. Недолгое время с командой работал Владимир Кондра, который высказывал желание остаться на этой должности при условии подходящей оплаты труда. На тот момент будущее «Ярославича» выглядело проблематичным – поговаривали даже, что команда снимется с соревнований, однако позже руководство группы «ГАЗ» подтвердило желание поддерживать ярославскую команду, но останется в команде Кондра – пока еще неясно.

В женской суперлиге также много тренерских перестановок с различной подоплекой.

Три ведущих клуба сохранили своих тренеров, хотя в белорусской прессе появилось сообщение о том, что Николай Карполь примет женскую сборную Белоруссии.

Евгений Киселев совершил почти подвиг, войдя с «Самородком», испытывающим финансовые затруднения в четверку. После сезона он оставил этот пост и перешел на работу в белгородский «Университет «Технолог», расставшимся с Андреем Смирновым, при котором белгородки выиграли Кубок России и завоевали место в Лиге Чемпионов. В дальнейшем (уже после переименования команды) «Универ» стал опускаться все ниже и завершил чемпионат только на восьмом месте. Поэтому отставка Смирнова и назначение Сивкова вполне понятны. Сивков – тренер с большим опытом, и по мнению руководства клуба, сумеет достойно подготовить команду к Лиге Чемпионов.

На место Сивкова пришел Игорь Гайдабура, возглавлявший тюменский МКТ-ТюмГУ. Перспективы «Самородка» пока непонятны, поскольку из стана команды в основном приходят сообщения о тех кто уходит.

Еще один мэтр российского тренерского цеха Владимир Кузюткин ушел с поста «Балаковской АЭС» на должность главного тренера сборной России. В этом его поддержал генеральный директор БАЭС Владислав Фаддеев, он же – куратор женской сборной России. Кузюткин выбрал себе в помощники Ришата Гилязутдинова и Сергея Овчинникова, которые также сменили команды по завершении сезона.

Гилязутдинов здорово провел вторую половину сезона с липецким «Индезитом», забравшись на шестую позицию рейтинга российского чемпионата – то, чего даже в самых смелых снах не могли предполагать липецкие болельщики. Однако команда попала в малоприятную финансовую яму, и хотя губернатор обещал сохранить команду на будущий сезон, ее перспективы по-прежнему не слишком отчетливы. В итоге Гилязутдинов принял предложение казанского «Динамо», расставшегося по окончании сезона с выполнившим задачу по возвращению команды в суперлигу Андреем Лебедевым. Очевидно, что руководство «Динамо» питает серьезные амбиции относительно будущего сезона. И кому, как не тренеру сборной воплощать их в жизнь.

Другой тренер сборной – Овчинников – перешел с работы из выбывшего из суперлиги «Факела» в «Омичку», ставшую пятой. Понятно, что тренеру сборной негоже работать в команде лиги А, однако детали этого соглашения не совсем понятны. Овчинников тренер с приличным опытом, но какими-либо впечатляющими достижениями похвастаться вряд ли сможет. При этом сезон в «Факеле» — совсем не показатель, в связи со специфической обстановкой в команде.

Уволенный из «Омички» Виктор Бардок выглядел фигурой намного более привлекательной для достижения высоких целей. Скорее всего, Владимира Шумакова не устроили два итога минувшего сезона – а именно непопадание команды в еврокубки, а также проигрыш в четвертьфинале хабаровскому «Самородку», с которым омская команда ведет принципиальное соперничество долгие годы.

Виктор Бардок получил приглашение в краснодарское «Динамо», вернувшееся в суперлигу после долгого перерыва. Михаил Омельченко, который занимал пост главного тренера вторую половину сезона, подписывал контракт именно под эту задачу.

В качестве резюме можно отметить, что фактически состав тренерского корпуса на будущий сезон уже сформирован. Возможно, будут еще дополнительные перемены, но только единичные.

 

Uralvolley.ru