Когда мы говорим «Нефтяник», то сразу же вспоминаем баталии в Суперлиге. Между тем, команда мастеров — только верхушка айсберга под названием ВСК «Нефтяник». И спад в игре команды мог бы стать куда более катастрофичным, не занимайся клуб планомерной подготовкой смены.


О том, что в последние два года восполнять потери в «Нефтянике» приходилось почти исключительно за счет собственных резервов, писалось и говорилось неоднократно. Вследствие этого могла возникнуть иллюзия, что подготовкой волейболистов экстра класса занимаются исключительно в Ярославле, Белгороде, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Однако приход в волейбол большого количества инвесторов подхлестнул практически все команды Суперлиги к тому, чтобы уже сегодня поставить производство волейбольных «вундеркиндов» на поток.

В принципе, этого можно и нужно было ожидать: нынешний сезон четко обозначил кадровую проблему в Суперлиге. В этом смысле показательна травма Р. Олихвера в матче с «Локомотивом», после которой «МГТУ-Лужники» чаще уступают, чем выигрывают. Легко представить себе, что будет с тем же «Динамо МГФСО Олимп», если закончат свою спортивную карьеру С. Орленко и С. Ермишин, куда откатится «Нефтяник Башкирии» без своей «палочки-выручалочи» С.  Мякишева, чем закончится сезон для того же «Локомотива», если убрать оттуда всех «кому за тридцать».

Особенно интересно то, что подготовкой резерва равно озабочены и те, кто будет бороться за медали; и те, для которых следующий сезон может начаться в Высшей лиге Ф. Так, «Октан», влачащий весьма жалкое существование, тем не менее, является одной из базовых команд юношеской сборной страны 1983–1984 годов рождения. В интернате «Самотлора» занимаются 300 человек со всего севера и востока России. Мало в чем уступают нижневартовцам резервы «Балтики» и «УЭМ — Изумруда», «Локомотив» же вообще вывел четыре своих молодежных команды из собственной структуры в отдельные клубы и закрепил каждый из них за «своим» районным центром Белгородской области.

В Москве ситуация немного иная: как таковых, собственных учреждений по воспитанию подрастающего поколения ни у «МГТУ — Лужников», ни у «МГФСО Динамо Олимп» нет. Зато существует система ДЮСШОР, в которых воспитывается заведомо большее количество волейболистов, чем может потребоваться московским клубам. За одними только чемпионами таких школ закреплено около десятка. Приблизительно так же обстоят дела в «Искре»: при одинцовском клубе с прошлого года организован «Центр по подготовке волейболистов Московской области».

Все это дает повод надеяться, что уже через пару лет хорошо обученные тренеры будут цениться на вес золота. Однако Ярославлю есть повод задуматься над дальнейшей судьбой уникальных молодых волейболистов, собранных в нашем городе. Дело в том, что до сих пор Ярославль шел «своим путем», разделяя смету, которой с трудом хватало на команду Суперлиги на две-три (а то и четыре части). Ситуацию отчасти смягчал «Союз строителей», взявший на себя финансирование базовой команды юношеской и молодежной сборной России. Однако, сегодня, например, ВСК «Нефтяник» уже набирает перспективных волейболистов 1989–1990 годов рождения. Игроки 1987–1988 годов, в принципе, готовы к выступлениям в низших лигах чемпионата России. Отказаться от этого кадрового изобилия — значит обречь ярославский волейбол на зависимость от «варягов». Но и держать основную команду на «голодном пайке» — опасно (что доказано текущим сезоном). 
«Нефтяник» стал одним из первых клубов, поставивших подготовку молодых волейболистов во главу угла своей кадровой работы. Было бы крайне несправедливо, если бы наш опыт прижился по всей России, а в Ярославле о нем остались бы только воспоминания.

 

 

Спортивная неделя