Пересказывать события Матчей Звезд – занятие поистине неблагодарное. Такие игры можно пересматривать, восхищаться ими, но пытаться их пересказать – все равно, что пытаться передать словами вкус, скажем, лобстеров или Бордо урожая 1976 года.

 

Игра и антураж – это две вещи, которые обычно лучше не смешивать. Но в то же время – это две вещи, которые не могут существовать друг без друга, как, скажем, мужчина и женщина, поскольку антураж питается от игры, а игра далеко не в последнюю очередь, развивается благодаря антуражу.

И только во время МЗ игра становится самим антуражем. И в данном случае это бывает оправдано.

МЗ, как мы убедились в минувший уик-энд, это волейбол экстра-класса, но и своего рода праздник непослушания, который бывает раз в год, и во время которого можно нарушить многие, если вообще только не все существующие правила. Игра из привычной «на результат» вдруг становится не только спортивным зрелищем, но и захватывающим спектаклем, россыпью индивидуальных номеров, каскадом цирковых номеров в лучшем смысле этого слова.

И это именно тот случай, когда от нарушения правил и антураж и игра только выигрывают. Игроки могут показать те свои скрытые таланты, которые остаются в тени во время турнирных будней, и дажево время битвы сборных, а игра начинает сверкать новыми невероятными и немыслимыми поворотами, которых больше нигде и, возможно, больше никогда не придется увидеть. Хотя вполне может статься, когда-нибудь какое-то одно (или даже несколько) из этих нарушений правил изменит сегодняшнюю игру к лучшему.

Но если и не произойдет ничего такого, то уж точно навсегда останется в памяти зрителей, посетивших именно эту игру или посмотревших ее – случайно или намеренно – по ТВ. То, что заставит позже пересматривать ее снова и снова, и кто его знает – может быть именно это и станет тем событием, которое убедит начинающих и будущих болельщиков в том, что именно этой игре следует отдавать предпочтение как лучшей из спортивных игр современности.

Здесь, наверное, возможно поставить вопрос иначе: стоит ли все время изменять правила и придумывать что-то новое, отдавая предпочтение зрелищной стороне, или же придерживаться спортивной составляющей, которая всегда будет оставаться актуальной, и совершенствовать технологию подачи именно такого зрелища? Как видно из самого вопроса, однозначного ответа на него нет: всегда найдутся сторонники и той и другой точки зрения, или, возможно, какой-то третьей, синтезированной модели.

Вероятно, количество новых трюков в волейболе, которые еще не были показаны в этот раз, не так уж и велико, но еще на пару-тройку лет уж точно хватит. Мы увидели такую экзотику, как прием и атаку всеми возможными частями тела, два и три либеро на площадке. Но ведь многого и не увиделик примеру, пять блокирующих, вторую передачу ногой, подачу ногой, удар скорпиона на приеме, игру двумя или тремя мячами одновременно, и так далее. Продолжать еще можно долго, если только не до бесконечности. Можно даже сказать, что мы увидели те трюки, которые сиюминутны, не требуют особой подготовки и могут быть сымпровизированы в ходже игры. А при совсем минимальной работе можно увидеть и кое-что другое. И чем сложнее будут такие трюки, тем незабываемее будет спектакль. И тем более убедительной демонстрацией возможностей человеческого духа они станут. А именно дух является основной того, что мы привыкли называть «психологией победителя».

Однако позитивный момент тут заключается совсем еще и в другом. Дело в том, что такие шоу перестраивают мышление игроков (причем – не только тех, что принимают участие в МЗ), делают его намного гибче, готовят к тому, чего сейчас еще нет, но вот-вот может появиться.

Чтобы пояснить сказанное, напомню вот о чем: наш волейбол в конце прошлого века попал в рамки шаблонов и усиленной специализации, что тяжелыми веригами повисло на шее игроков и команд, не давая в должной мере реализовать им свой потенциал (причем, не столько физический, сколько ментальный), а это, в свою очередь, не позволяло выигрывать крупнейшие соревнования. Вспоминать Лондон становится все больше моветоном, но победа в финале зиждилась не только на вновь подготовленной универсальности игроков, но и на готовности их к смене ролей. А без подобной подготовленности никакие – даже самые прогрессивные и революционные преобразования – не дадут эффекта, и останутся всего лишь замыслами, пусть даже и гениальными. Другими словами, история нас убедила, что нельзя выиграть на воспроизведении шаблонов, пусть даже и самых лучших. Нужна творческая составляющая (креатив, как сейчас говорят). И МЗ – это тот трамплин, который дает ей жизнь, и готовит к штурму новых высот.

Нужно отдать должное устроителям МЗ за то, что они бесстрашно пошли по этому пути, и что игроки с готовностью подхватили эстафету. Если и совершается переворот в нашем сознании в том, что такое современный волейбол или даже волейбол будущего, то происходит он именно сейчас.

И можно быть уверенными: зрители, болельщики, бомонд, видя, что идет такое преобразование, отдадут ему должное, свои сердца и свою привязанность. И это – пусть и не главное и не регулярноено один из наиболее убедительных и впечатляющих аргументов в пользу популяризации волейбола.

Теперь о самой структуре звездного уик-энда.

Нет смысла говорить о том, что все хорошо, что повышает интерес болельщиков/зрителей в таких случаях. Однако широкому кругу болельщиков, которые по самым разным причинам не могли посетить «Дружбу», удалось увидеть только сам матч. Этого, конечно, немало, но, надо полагать, интернет-трансляция с первого дня и предшествующей игре концертной программы дала бы куда более обильную пищу для размышления тем, кто пишет, кто думает о волейболе, тем, кто им живет. Не зря же, к примеру, открытие и закрытие, скажем, олимпийских игр становится едва ли не самым памятным в поздних воспоминаниях о них.

Наверное, нет также смысла говорить и о том, что мужской волейбол в России сегодня гораздо популярнее женского. Однако повышать значимость последнего – хотя бы для того, чтобы увеличить его международную конкурентоспособность,— также необходимо. На пресс-конференции 21 февраля прозвучала вполне разумная мысль, что МЗ мужской и женской команд вполне можно совместить. В каком виде – вопрос другой.

Более того, можно сделать звездный уик-энд еще более звездным (в плане представленности игроков), проведя помимо обычного МЗ, еще и МЗ для действующих ветеранов, не попавших в число избранных по тем или иным причинам (как дань игрокам за зрительскую любовь к ним), а также МЗ подрастающих игроков, которые только-только начинают примерять статус лучших игроков современности (в т. ч.и чтобы они начинали понимать, что такое быть звездой, и какую ответственность они на себя взваливают). И эти матчи (пусть они даже пройдут по укороченному регламенту) могли бы не только стать хорошей прелюдией к основному МЗ, но и привлечь дополнительных зрителей на трибуны. Видимо, есть смысл обдумать целесообразность участия в этих мероприятиях сборных звезд вторых дивизионов, молодежной лиги, студенческих лиг, и, возможно, даже любительских (есть несколько любительских лиг в стране и можно провести между их представителями что-то вроде блиц-турнира). Все вместе они могут организовать ту пирамиду, которая привлечет дополнительных болельщиков. Другое дело – что зритель должен быть подготовлен к двух (или даже трех) дневному фестивалю. С другой стороны: пляжка проходит по подобному типу и ничего – зрители вполне себе охотно посещают такие мероприятия. Были бы они ориентированы на болельщика.

Вполне вероятно, что для проведения такого уик-энда понадобится стадион несколько повместительнее «Дружбы», поэтому можно рассмотреть, к примеру, возможность аренды «Лужников». Ну, или, на худой конец, какой-нибудь уютной футбольной арены.

И под конец – немного меду о прессе, слегка подгорченной дегтярными каплями.

С одной стороны – представленность МЗ в СМИ на этот раз была довольно приличной, хотя могла быть и больше, учитывая возможности предшествующего этапа на стадии голосования, а также на стадии выбора игроков. Причем здесь возможности подготовки события фактически были затронуты не более чем на 5%, можно было сработать гораздо активнее и изощреннее: рассчитывать на то, что «все и так знают» олимпийских чемпионов или титулованных легионеров, нельзя, поскольку в этом мире все скоротечно, мгновенно забывается (поскольку люди сосредоточены на решении собственных жизненных проблем, часто очень непростых и требующих полной отдачи себя). Именно поэтому необходимо каждое событие готовить как новое. И нельзя забывать, что волейбол все-таки пока еще поддерживается далеко не как, скажем, футбол, и его персоны находятся скорее на периферии сознания и памяти людей, чем занимают в них доминирующее положение.

Значимой вехой события можно считать участие в работе СМИ клубных ТВ «Зенита» и московского «Динамо» (которых всего пока три). «Зенит-ТВ» сделал четыре репортажа с места событий, получивших неплохое внимание зрителей, «Динамо М – ТВ» всего один, но тоже неплохой. И действительно: кому как не клубному ТВ показать своих игроков на таком значимом событии во всей их красе? Думать, что кто-то другой сделает эту работу – просто наивно, и даже бессмысленно.

А один из минусов, резанувших взгляд и ухо, стали оплошности СМИ, считающих себя центральными, а некоторые из них даже и на самом деле являющиеся крупными. Одно из таких СМИ, примеру, привело цифру рекорда с конкурса на скорость подачи как 122 км/час, затем повторило его в другом репортаже, да еще заботливо пояснило, что обладатель этого рекодра, играет в «Губернии». Надо полагать, что для них, считающих себя центральными, все, что за пределами МКАД, – это страшная Тмутаракань, и что «Кузбасс», что «Губерния» — особой разницы не имеет. Подобных (и неподобных) ляпов хватало и хватает и в других «центральных» СМИ и, самое неприятное, что они есть всегда и во всех изданиях. И, вообще говоря, пресс-службе ВФВ следовало бы не оставлять подобные вещи без последствий. Да и всем читателям, которые их замечают, следует оставлять свои замечания по этому поводу, чтобы подобные ляпы повторялись как можно реже. Когда дело не касается таких уровней как МЗ (или ЧМ, или ОИ), это оставляет куда меньший осадок и, в целом, не вызывает такого сильного возмущения. Конечно, если репортер облажался, особенно если он впервые на волейболе, это еще как-то можно понять, хотя профессиональными такие действия назвать никак нельзя (иначе и репортаж был бы поинтереснее, и ляпов бы не было). Но куда в таких случаях смотрят редакторы этих изданий? – вот еще в чем вопрос. И дело даже не в том, что такие СМИ сразу начинают вызывать недоверие к своим сообщениям, а скорее в том, что эти случаи показывают, насколько слабо просвещены те, кто по долгу профессии должен быть осведомлен в подобных вещах. Что уж говорить тогда обо всех остальных?

Я уже как-то говорил, что российский волейбол переживает подростковый период и находится на пути к взрослению. Если продолжать аналогию, то российская пресса, специализирующаяся на волейболе (не говоря уж о неспециализирующейся), все еще беспомощно барахтается в пеленках. И, вероятно, ВФВ пора открывать курсы повышения квалификации для тех, кто пишет о волейболе, а также для подготовки новых кадров, которых категорически не хватает и без которых едва ли удастся совершить информационный прорыв, необходимый для вывода волейбола на новый виток его развития (не как игры, а как общественного явления).

 

 

Подробности на память

Команда Михайлова – Команда Тетюхина – 3:1 (25:23; 25:21; 17:25; 25:20)

Команда Михайлова (15+1): Андерсон 10, Остапенко 6, Сивожелез 9, Мусэрский 3, Михайлов 8, Марлон, Обмочаев (л, 2), Комаров (л), Соколов (л, 2), Павлов, Мороз 9, Жигадло 1, Родичев 12, Тодоров 6, Ильиных 2, Алекно 1.

Главный тренер: Волков.

Старший тренер (играющий): Алекно.

Команда Тетюхина (17+2): Апаликов 7, Хтей 9, Гранкин 4, Виссотто 6, Тетюхин 8, Ащев 7, Вербов (л, 1), Бабичев (л), Бирюков 4, Вермильо 2, Курек 3, Бережко, Тютлин 12, Левченко, Хабибуллин, Алексиев 1, Кривец 3, Хамутцких, Шипулин.

Главный тренер (играющий): Хамутцких.

Старший тренер (играющий): Шипулин.

 

Уральское региональное спортивное агентство