- Информация о материале
-
Категория: Кубок России
-
Опубликовано: 20 июня 2009
-
Просмотров: 2855
Увидело свет новое Положение о сезоне чемпионата и кубка России-2009–2010. Если регламент чемпионат России будет отличаться от предыдущего сезона, в основном, в деталях, то в кубке России произошли преобразования, которые иначе как революционными и не назовешь.
Что же случится с кубковым соревнованием в этом году и в какую сторону оно изменилось? Даже по самым поверхностным оценкам – кубковые соревнования изменятся в лучшую сторону и станут намного интереснее для широкого круга болельщиков.
В новом тысячелетии это уже вторая революция, которой подверглись кубковые соревнования. Первая произошла шесть лет назад, в 2003-м, когда (по настоянию Юрия Сапеги) были введены финалы четырех. Это резко подняло престижность до того времени не пользующегося популярностью кубка и в следующем году были введены полуфиналы в двух группах для шести команд, а затем в четырех – для шестнадцати.
Однако до прошедшего сезона у кубка оставалось еще одно «родимое пятно социализма» — предварительный этап, который не представлял интереса ни для команд, ни для болельщиков. В первую очередь из-за того, что предварительный этап команды играли по существу резервными составами, причем многие из тех кто был вынужден отбывать контрактную повинность в отборке на кубке, в межсезонье покидал клубы за которые недавно играл. Понятно, что такие соревнования нужны были, в основном, тренерам фарм-клубов – для того, чтобы обкатать молодежь, с прицелом на перспективу.
Многие заинтересованные лица – из разных сфер (от болельщиков – до руководителей клубов и спонсоров) неоднократно высказывали соображения о том, что хорошо бы отменить ненужную отборку или хотя бы перенести ее на осень. Причем в этом случае отборка сразу же становилась востребованной, поскольку вновь собранные составы (а миграции в нынешнее время иногда составляют иногда 50 и более процентов составов) остро нуждаются в соревновательной практике.
И вот в конце минувшего сезона первый шаг второй кубковой революции наконец-то делается: муторная «предвариловка» в конце тяжкого сезона отменяется и игроки уходят на отдых на месяц раньше. Отборочный этап переносится на сентябрь, когда он пройдет в те же два тура, что и весной, а количество групп сокращается до четырех. Соответственно, уменьшается и число участвующих в них команд (до 23-х, что также скорее плюс, поскольку отпадает ненужный довесок в виде команд третьего или даже четвертого дивизионов, по уровню слишком разнящихся с командами суперлиги). Разумеется, по своему духу это будет совершенно иной этап, поскольку новым игрокам необходима совместная игровая практика, и, поскольку сезон только начинается, то и настроение на соревнованиях будет уже несколько иным.
Справедливости ради следует заметить, что без минусов здесь все равно не обошлось. Состав групп и количество выходящих из них команд говорят о том, что соревновательная практика на этом этапе пройдет в очень мягко конкурентной форме. То есть командам элиты не придется особо напрягаться, чтобы выйти в полуфинальный этап. Впрочем, плюсы есть также и в этом, поскольку такое положение дел позволит тренерам не стремиться к результату всеми силами, а экспериментировать с тактикой и составами.
К чести Директората Кубка – на полумерах он не остановился. Революционные преобразования были продолжены и на стадиях полуфинального и финального этапов.
Лицензии в полуфинал получат 16 команд из предварительного этапа – по 4 лучших в группе, которые змейкой будут распределены на новые четыре группы, но уже по четыре команды.
«В чем же заключаются реформы в таком случае? – спросит дотошный читатель, – то же самое было и годом ранее.»
А реформы заключаются в том, что полуфинальный этап получит в качестве существенного дополнения четыре иностранных команды и, таким образом, приобретет международный статус. Названия команд и страны откуда они приедут держатся пока в секрете, однако высока вероятность того, что это будут сборные команды бывших союзных республик РФ по СССР.
И этот шаг интересен уже сам по себе, поскольку может оказаться прологом к образованию структуры, аналогичной Континентальной хоккейной лиге – что-то вроде открытого чемпионата России, потребность в чем созрела уже довольно давно, и о чем периодически появлялись размышления в открытой прессе.
В чем преимущества такой лиги, если клубные команды соседей не слишком сильны, а сами клубы не слишком состоятельны? Ответ на этот вопрос может оказаться довольно неожиданным и, отчасти, касается лимита легионеров. В прошлом году ФИВБ хотела принять революционное решение и ограничить число иностранных игроков до трех в одной команде. Однако существование Евросоюза и футбольное «дело Босмана» которое было выиграно бельгийским футболистом Босманом (это был не известный голландский бомбардир Джонни Босман, а малоизвестный игрок третьей или четвертой бельгийской лиги) в начале 80-х сделало это решение абсурдным.
Преимущество, которое могла получить Россия, лимитировавшая иностранцев едва ли не с начала своей новой истории, перед некоторыми европейскими лигами (итальянской, в частности) оказалось миражным. В конце концов ФИВБ совершенно справедливо отменила этот проект, который фактически нарушал права граждан (игроков) на свободное трудоустройство в пределах тех или иных экономических зон. В России же квоты на иностранных игроков не увеличились. И это, надо сказать, несколько обостряет ситуацию на квалифицированных игроков внутри страны.
Проблема общеизвестна – в России дефицит доигровщиков, связок и либеро высокой квалификации. Дефицит вызван многими причинами, в основном, социально-экономического характера. В период перестройки прежняя система подготовки кадров для волейбольных команд мастеров высшей квалификации была разрушена. Престиж детских тренеров, профессии волейболиста, да и самого волейбола был существенно подорван, и те игроки, кто еще оставался от союза нерушимых, были вынуждены либо довольствоваться условиями внутри страны, либо уезжать на трудоустройство за границу. Спортивные газеты и телевидение понемногу забыло о внутрироссийском клубном волейболе, и, соответственно, подрастающее поколение ориентировалось на футбол и баскетбол, которые даже в тяжелые времена были на виду и на слуху. Это значительно уменьшило приток молодежи в волейбол, что сразу же начало сказываться на уровне внутрироссийских соревнований.
Однако и это было не все. Мало того, что лучшие профессиональные и интеллектуальные кадры (не только в спорте – а в целом по Союзу) стали покидать страну, в ней к тому же еще и резко снизилась рождаемость, не говоря о жизнеобеспечении – медицине, общем профессионализме оставшихся в стране специалистов. Надо сказать, что во многих сферах общества (в том числе – в образовательной) до сих пор положение оставляет желать много лучшего, и это сказывается – косвенным ли прямым образом на состоянии спорта (по большей части – как раз таких не слишком популярных видах, как волейбол, гандбол и т. п.). Конечно, за последнее десятилетие реформ (усилиями ВФВ и заинтересованных лиц) многое начало исправляться и меняться в лучшую сторону, но все же – даже до уровня Советского Союза, в котором популярность волейбола и его организация превосходила все остальные виды спорта, еще очень и очень далеко. И это значит, что дефицит исполнителей экстра-класса будет серьезно чувствоваться еще довольно долго.
Частично эта проблема решается за счет ассимиляции бывших соотечественников, но этот путь не является магистральным. Увеличение квоты на иностранцев в командах могло бы дать приток квалифицированных кадров, однако многие специалисты усматривают в этом ущемление подрастающих отечественных волейболистов.
С этим можно соглашаться, а можно и не соглашаться (аргументы сторон на слух звучат вполне весомо – в частности, с одной стороны действительно результат довлеет над командами, но, с другой стоны, игры против недоукомплектованных команд не приносят особой пользы, поскольку необходимо сражаться с соперником во всеоружии, чтобы был прогресс для побед на международной арене), но никто еще не решился расширить квоты хотя бы до трех иностранцев и посмотреть что из этого выйдет.
В частности, ассимиляция – это то же самое увеличение квот, только скрытое. Подрастающим российским игрокам это точно также перекрывает путь в стартовые составы команд суперлиги. Тем более, что ассимиляция не может длиться вечно: без всяких сомнений эта мера – временная.
Кроме того, иностранные игроки могут быть двух типов – фигуры, которые повышают интерес к команде и соревнованию (если конечно имеется необходимость в популяризации), а есть крепкие профи с хорошей школой (рабочие лошадки), которых как раз и необходимо брать для затыкания дыр и повышения среднего уровня команд.
Средний уровень – величина очень серьезная, можно сказать определяющая, поскольку только постепенным повышением среднего уровня можно добиться существенных успехов на международной арене. Но это путь тернистый и долгий, на что сегодняшние команды (особенно – состоятельные) идут не слишком охотно (вынуждено занимаются подготовкой, в основном, те команды, которые имеют желание пробиться наверх, однако не располагают достаточными средствами для этого).
Результат, повторюсь, определяет комплектование (и в соревнованиях это единственно правильно). Но и проблема с подготовкой резерва требует решения. А решена она может быть только настроенным на это решение руководством лиги. И, в частности, это говорит о том, что необходимость создания профессиональной лиги никуда не делась. Периодически эта тема всплывает, но пока никаких продвижений на этом фронте нет. В противном же случае надо идти по пути таких стран, как Сербия и Нидерланды, в лигах которых играют полулюбительские команды, а наиболее квалифицированные профи уезжают за рубеж, что позволяет сборным командам этих стран показывать вполне приемлемые с точки зрения поддержания марки великих волейбольных держав результаты.
Это стратегия – стратегия вполне жизненная, ничего зазорного в ней нету даже для такой бывшей великой волейбольной державы как Советский Союз. Если нет развитых и отлажено функционирующих структур для воспроизводства кадров и обеспечения их профессиональной деятельности (а это проблемы не только и даже не столько волейбольной федерации, сколько общества в целом), то с этим приходится мириться – временно или навсегда, поскольку это позволяет по крайней мере хотя бы поддерживать международный престиж страны, что безусловно, является отчасти геополитической задачей национальных сборных разного уровня.
Если же есть стремление и возможность иметь собственный чемпионат и систему подготовки кадров в виде спорта, то в любом случае перехода на профессиональные рельсы не избежать. Бесспорно, последнее десятилетие показало, что есть стремления движения в этом направлении, есть определенные успехи. Но без системного подхода такие масштабные задачи, выходящие далеко за рамки конкретного вида спорта – не решаются. Они не могут быть решены в силу того, что для таких решений необходима работа профессиональных экономистов.
Самое же простое решение может заключаться в том, чтобы сделать вид спорта (в данном случае мы говорим о волейболе) – экономически выгодным, или, по крайней мере, стремящимся к таковому. Как это сделать – вопрос другой (как раз – камнепреткновенный). Как сделать волейбол, в настоящее время целиком зависящий от дотаций спонсоров, экономически выгодным или даже приносящим прибыль предприятием – вопрос, который требует серьезной и, подозреваю, довольно продолжительной по времени работы специалистов, прямого отношения к волейболу не имеющих. Это вопросы популяризации, маркетинга, масштабных и революционных экономических решений. Вопросы использования ведущих спортивных лиг мира в приложении к условиям нашей страны (именно это представляет едва ли не самую большую сложность проблемы). Едва ли их можно решить в полной мере – спорт, все-таки всегда был и будет требовать вложений извне и спонсорской поддержки. Снизить же эти вложения (а заодно создать рабочие места и увеличить вовлеченность населения в социальные проекты) – задача принципиально решаемая. Очевидно, что только такой подход может вернуть волейболу ту популярность, которую он когда-то имел и которой, без всяких сомнений, заслуживает и теперь.
Команды сегодня похожи на старателей, нашедших и разрабатывающих жилы. Как только эти жилы исчерпаются, неизбежно придет в упадок и все остальное. И это экономическая реальность, с которой нельзя не считаться. Причем первая ступень этого процесса уже наступила. В частности, СМИ довольно оживленно обсуждают, что спорт лишился одного из наиболее мощных спонсоров (правительства Московской области). Отсюда проблемы у хоккейного «Химика», баскетбольного «Спартака» из Видного, обеих одинцовских волейбольных команд, а также у других спортивно-игровых коллективов.
На примере «Заречья» и «Искры» нетрудно себе представить, что будет дальше. В том, разумеется, случае, если то же самое сделают и другие спонсоры. Это – отток ведущих игроков лиги (иностранцев и россиян) за рубеж, а также возвращение российского волейбола во времена начала-середины 90-х годов прошлого века. И остановить этот процесс могут только правильно выбранная стратегия и интеграция усилий всех звеньев организации волейбольного хозяйства. А для этого необходима профессиональная лига.
Причем здесь открытый чемпионат России? Все очень просто – во-первых внутреннее разнообразие системы увеличивает ее устойчивость во внешнем мире (напомню, что чемпионат СССР был самым сильным в мире из-за высокой конкурентной способности союзных республик), а во-вторых, можно сделать гражданство в лиге по типу ЕС – то есть все страны, входящие в лигу, не являются легионерами. Либо – как наиболее радикальное средство – вступить России в ЕС. И тогда необходимость в квотах легионеров отпадет сама собой. Точнее – она будет распространяться лишь на игроков, приезжающих из-за пределов ЕС.
Теперь вернемся к полуфиналам кубка России, в котором четыре иностранных команды пополнят четыре полуфинальных группы, получив при этом пятый порядковый номер для посева. Очевидно, что такой подход – это попытка зондирования новых форм отношений. К чему она приведет – будет очень любопытно. Можно также смело сказать, что любое решение будет иметь определяющие последствия.
Наконец устройство финала и порядок его проведения также носит революционный характер для России. Он пройдет по схеме, применяемой в Италии, в которой участвует уже не четыре, а целых восемь команд, которые по олимпийской системе выявят победителя в течение четырех игровых дней: два четвертьфинала будет сыграно в первый день, два – во второй. В Италии после этого следует переезд в другой город, в России, по видимому, все игры пройдут в одном городе. Затем состоятся полуфиналы и финалы. Игроки команд-победительниц четвертьфиналов получат звание «мастер спорта России». Мы не задаемся вопросом – есть ли необходимость в таком звании: на наш взгляд система таких званий была применима только при советской действительности. Здесь же – это исключительно моральная подпитка для игрока, которая никак не заменит экономической (поскольку волейболист на сегодняшний день – это профессия).
В финальный этап выходят по две команды из каждой полуфинальной группы, которые, соответственно, получают нечетные (победители) и четные (вторые команды) номера посева. Следует отметить, что такой формат Кубка (который получил имя великого игрока Константина Ревы) становится весьма привлекательным и многоэтапным соревнованием. В Италии для выявления победителя кубка используется только третий этап.
Многоэтапность кубка может иметь такие негативные последствия, как перегрузка календаря. В этой связи нельзя не вспомнить прошлогодний кубок, который имел отчасти негативные последствия для команд в чемпионате, отчасти – на международной арене. Правда, в прошлом сезоне были не слишком удачно выбраны сроки. В этом сезоне сроки вроде бы подобраны поудачнее (первый – 7–13 и 21–27 сентября – до начала чемпионата, заключительный – 23–27 декабря – перед рождественским перерывом). Возможно, за исключением второго, полуфинального группового, который пройдет с 27 октября по 1-е ноября (когда команды только-только пройдут первые туры чемпионата и вот-вот начнутся еврокубки).
Остается только добавить, что кубок России среди женских команд (назван в честь великого тренера Гиви Ахвледиани; кстати, именные названия кубков – еще один интересный штрих кубков-2009, который хоть и не имеет соревновательной ценности, но имеет социальные аспекты позитивного плана) пройдет по той же схеме, что и в прошлом сезоне.
Uralvolley.ru