Пожалуй, главным козырем соперника «Локомотива» в финале Лиги чемпионов станет опыт знаменитого связующего Николы Грбича.

 

Когда братья Владимир и Никола Грбичи в составе великой сборной Югославии побеждали Россию в финале олимпийского Сиднея-2000, им было соответственно 29 и 27 лет. Тогда, разумеется, никто не предполагал, что они станут настоящими символами спортивного долголетия, как и ещё один игрок той легендарной команды — диагональный Иван Милькович. Но время неумолимо, и даже суперветеранам рано или поздно приходится заканчивать. Сейчас из двух братьев профессиональную карьеру продолжает лишь один. И 39-летнему Николе, на первый взгляд, теперь не очень-то идёт наименование «Грбич-младший». С молодостью его образ явно уже не ассоциируется. Но в личной беседе спецкор «Чемпионат.com» на омском «Финале четырёх» убедился: знаменитый связующий «Кунео» по-прежнему молод душой. Зато по мыслям — чистый мудрец, в чём мы и предлагаем убедиться нашим читателям.

В финале нынешней Лиги чемпионов двукратный победитель этого турнира Грбич наверняка ожидал встречи с командой своего бывшего партнёра по «Кунео» Александра Волкова. Но, во-первых, блокирующий «Зенита» и сборной России, выбыв из строя сразу после победы на лондонской Олимпиаде, продолжает восстановление травмированного колена. А во-вторых, казанский клуб в полуфинале сенсационно уступил хозяину «Финала четырёх» новосибирскому «Локомотиву». С этой темы и начался наш разговор.

— Что думаете о победе «железнодорожников» над действующим клубным чемпионом Европы? Для вас она стала такой же неожиданностью, как для большинства болельщиков?
— (Улыбается.) Вовсе нет. Я уже не раз говорил, что «Финал четырёх» — особенный турнир, в котором может произойти всё, что угодно, — этого никогда не угадаешь. Даже если «на бумаге» одна команда выглядит гораздо сильнее остальных, это еще не гарантия успеха. Помню, когда я выиграл свою вторую Лигу чемпионов (с «Трентино» в сезоне-2008/09. — Прим. ред.), в полуфинале одинцовская «Искра» встречалась с «Ираклисом». И проиграла в пяти сетах! А в поединке за титул греческий клуб взял у нас один сет, да и вообще оказал серьёзное сопротивление.

Так что и сейчас в финале «Кунео» ждёт непростая игра. Как, впрочем, и наших соперников. Всё будет зависеть от того, как обе команды подготовятся к воскресному матчу. Не буду говорить, что нужно выйти на эту игру как на последнюю в жизни, но совершенно точно необходимо выложиться на площадке без остатка. Может быть, «Локомотив» и не сильнее нас по составу, но если сыграет лучше — то победит, не сомневайтесь. Хотя я надеюсь, что этого не произойдёт. В общем, в финале фаворита не будет.

— Но «Кунео», как и «Локомотив», был вынужден потратить на выход в финал максимальное количество партий…
— Да, соперник — польская «Закса» — был сложный. В первой и четвёртой партиях могли дожимать соперника, но оба раза уступили в напряжённой борьбе, в результате чего пришлось играть тай-брейк. И вот здесь мы уже рисковали всем. Но хорошо, что всё обошлось. В пятой партии очень тяжело абстрагироваться от мыслей об упущенных возможностях. Тем более в нашей команде очень много молодых игроков, которые наверняка по ходу тай-брейка думали: «Ах, если бы мы выиграли хотя бы одну из тех двух партий, то сейчас уже были бы в финале. А вместо этого рискуем проиграть матч». Если не выкинуть такие вещи из головы — обязательно будешь нервничать и ошибаться. Но нам удалось этого избежать.

— Учитывая всё вышесказанное, счёт 3:2 не по игре?
— «Закса» — великолепный соперник. Поляки терпеливо дожидались моментов, когда в нашей игре наступит спад, и неизменно ими пользовались. В результате мы проиграли две партии в упорных концовках, и абсолютно заслуженно — хотя по ходу этих сетов практически всё время вели. Так что итоговый счёт логичен. Например, в четвёртой партии «Кунео» имел преимущество «+6», но затем остановился и пропустил несколько ненужных очков в одной расстановке.

— Чувствуете себя этаким дядькой-наставником для молодых одноклубников, некоторые из которых годятся вам в сыновья?
— Получаю от этой роли огромное удовольствие. Чувствую, что партнёры смотрят на меня и ждут, что я покажу им пример. Потому что в любой момент, когда у нашей команды возникают на площадке трудности, ребята уверены: я уже бывал в подобной ситуации и знаю, как с ней справляться. Благодаря этому они меньше нервничают и могут сосредоточиться на том, что умеют делать. Это очень важно.

— Лига чемпионов — европейский турнир, но её финальная часть на этот раз проходит в Азии. Доводилось ли вам раньше играть настолько далеко от дома?
— Нет. Однажды, правда, прилетал в Новый Уренгой на финал Кубка ЕКВ. Но это не имеет значения, играй мы хоть в Новой Зеландии. Усталость после долгого перелёта не может служить оправданием, когда ты борешься за победу в Лиге чемпионов. Хотя проигравшим командам иногда и хочется списать свои неудачи на какие-то сторонние факторы: тяжесть в ногах, шестичасовая разница во времени между центральной Европой и Омском… Но всё это лишь отговорки. Если ты хочешь выиграть Лигу чемпионов, то обязан не обращать на такие вещи внимания.

— В сентябре вам исполнится 40 лет…
— Спасибо, что напомнили! (Смеётся.)

— Как вам, победителю Лиги чемпионов и Олимпийских игр, удаётся до сих пор находить мотивацию выходить на площадку и играть с такой энергией, словно вам не больше 30?
— Да сил-то во мне ещё полно, весь вопрос лишь в том, предложат ли мне работу. Если завтра ко мне подойдёт представитель российского клуба и скажет: «Давай подпишем трёхлетний контракт» — я, разумеется, соглашусь.

— То есть не исключаете, что завершите карьеру в России?
— Всё может быть, но я не могу приехать в российский клуб, если меня никто не позовёт! Так что всё зависит от вас. (Смеётся.)

 

Чемпионат.com