Героем очередного интервью из серии бесед с игроками «Белогорья» стал связующий нашего клуба Роман Порошин. Роман ответил на вопросы болельщиков на следующий день после матча Кубка Вызова против португальской «Бенфики», в котором он получил повреждение. Поэтому, естественно, первый вопрос касался состояния Романа.

– Расскажи, что произошло вчера в матче, насколько серьёзно повреждение.
– Ставил блок, мяч неожиданно неудачно попал в палец… Сразу боли не почувствовал, а уже когда увидел, что палец висит ненормально, тогда понял всю серьёзность ситуации. Сейчас состояние нормальное, главное – нет перелома, вывих вправили обратно. Прогнозов пока никаких нет, будем смотреть с доктором.

– Теперь вернемся к вопросам болельщиков. Как ты начал заниматься волейболом, что тебя к этому подвигло, как к этому относились родители?
– Начнём с того, что мои родители сами были спортсменами. И мама, и папа были профессиональными волейболистами. Поэтому выбирать было не из чего, с самых юных лет начал заниматься волейболом. Первым тренером был Александр Хурепаевич Тангыт-оол, параллельно занимался с мамой, она тогда тренировала студенческую команду, так что и со взрослыми ребятами тренировался.

– Почему ты стал именно связующим? Как произошёл выбор амплуа?
– У меня мама была связующим игроком. Я много смотрел ее матчи, как она играла. В детстве, как и все, любил нападать, бить по мячу. Но потом мама настояла, чтобы я стал связующим, потому что их мало, это амплуа очень востребовано. Поэтому начал развиваться в этом направлении, мне понравилось.

– На кого из игроков своего амплуа ты ориентируешься, кто для тебя является образцом? Как на твое формирование повлияла работа с Вадимом Анатольевичем Хамутцких?
– Я всегда смотрел на Ллоя Болла. Ллой Болл – это легенда, я смотрел много его игр. Но также особого внимания заслуживает и Вадим Анатольевич, смотрю и на Де Чекко. От каждого можно взять что-то своё. А работа с Вадимом Анатольевичем – это бесценный опыт, спасибо ему за это. Хочу сказать спасибо и Вячеславу Алексеевичу Зайцеву. Они мне очень помогли в моём развитии как связующего.

– Тебе удалось поиграть в одной команде с Марлоном, Сергеем Гранкиным. Что можешь об этом рассказать? Может, ты что-то перенял от них?
– Прежде всего, я и мечтать не мог, что когда-нибудь буду тренироваться, играть и выигрывать титулы с этими игроками. Это ценнейший опыт. Каждый день, приходя на тренировку, я учился чему-то новому. Это большие мастера, и я благодарен за то, что мне выпала возможность играть с ними.

– Кто всё же внёс наибольший вклад в твою карьеру?
– Думаю, это всё же мама, так как я пошёл по её стопам и начал заниматься волейболом. Кроме этого, большую роль сыграл Павел Николаевич Иванов, когда я приехал в Белгород. Потом появилися Вадим Анатольевич Хамутцких и Вячеслав Алексеевич Зайцев. Они передали мне большой опыт, направили меня в нужное русло и многому научили.

– В детстве многие дети фотографируются со своими кумирами (все уже видели фото маленького Волкова с Сергеем Тетюхиным, с которым они через десяток лет сыграли на Олимпиаде в одной команде). Были ли у тебя в детстве фото с известными людьми? С кем, если не секрет?
– Я родом из Читы, из Забайкальского края. Это очень далеко, туда никто не доезжал (улыбается). В Белгороде ходил на матчи «Белогорья» с «Зенитом», но до фотографий дело не доходило.

– Тебе довелось поработать под руководством как российских, так и иностранных тренеров. Как отличается их работа, их установки на игру?
– Иностранные тренеры, конечно, больше тактики. У них есть определенные схемы, которые они разрабатывают. На собраниях много разбираем матчи, по-разному моделируем игру. И чуть-чуть другой подход к тренировкам по сравнению с нашими тренерами – больше интенсивность, требуется большая самоотдача. Но работать со всеми тренерами, с кем довелось, было интересно.

Нравится ли тебе ускорять игру пасом?
– Не секрет, что современный волейбол – это скоростной волейбол. Сейчас все связующие стремятся, и я в том числе стремлюсь, чтобы мои нападающие нападали в комфортных условиях, на одиночном блоке. Так что приходится ускорять игру.

– Первый темп – твой конёк?
– Я люблю играть первым темпом. Тем более, когда в команде был Дмитрий Мусэрский, играть с ним было одно удовольствие. А вообще, сначала всегда надо постараться заиграть первый темп, чтобы облегчить игру крайним нападающим. В волейболе это необходимо.

– Почему ты почти не пользуешься скидками? Это пожелание тренера или собственная инициатива?
– Нет, это не пожелание тренера. Этот элемент не самое сильное моё оружие.

– Ты получаешь удовольствие от игры или это твоя работа?
– Хотя это и моя работа тоже, но удовольствие от игры я получаю в первую очередь, потому что я занимаюсь своим любимым делом. Я от этого кайфую, тем более от побед, титулов.

– Связующему приходится очень часто быстро перемещаться по площадке, не глядя в сторону движения, но следя за полетом мяча. Как тебе удается не сталкиваться с другими игроками, не видя их, и точно пасовать в определенную точку?
– Даже не знаю (улыбается). Как-то удаётся. Если серьёзно, то это всё работа, работа и ещё раз работа.

– Как происходит заказ комбинаций в самой игре, как успеваешь сказать что-то по поводу следующего игрового момента?
– Перед подачей соперника я заказываю своим игрокам комбинацию, которую буду играть в этом розыгрыше. Но если что-то пойдёт не по плану, например, сбитый приём, то мы на тренировках заранее отрабатываем с первыми темпами, чтобы они шли на мяч. Мы между собой уже знаем определённые комбинации. Все в общем-то знают, куда идти. Также мои партнёры могут голосом обозначить, что они будут играть.

– Назови отличия прошлогодней команды и команды нынешней? В чём, на твой взгляд, причины не совсем успешного сезона 2017–2018?
– В прошлом сезоне у нас в команде было много именитых игроков. В этом году у нас более молодой коллектив, амбициозный. Все хотят показать, кто чего стоит. Все хотят принести команде максимальный результат. Что касается неудач, то, наверное, о них лучше скажут тренеры, руководство клуба.

– Как ты относишься к молодому среднему возрасту команды?
– Я только рад и приветствую это, потому что наши молодые игроки – это парни, которые пришли в большой волейбол и хотят играть, хотят учиться, и я рад им в чём-то помочь советом.

– Борода – это твой талисман? Или стремление походить на Хамутцких?
– Да нет. Просто без бороды слишком молодо выгляжу (улыбается). Борода на фарт.

– В каких других клубах тебе хотелось бы сыграть?
– Пока я об этом не думал. Пока у меня контракт с «Белогорьем». Я думаю сейчас только о нынешнем сезоне, о наших задачах.

– Помимо волейбола какие у тебя увлечения? Чем любишь заниматься в свободное время?
– Люблю прогулки, кино, активный отдых на природе.

– Рыбалка?
– Рыбачил в детстве, но это не моё.

– За какими видами спорта помимо волейбола ты следишь?
– Я вообще люблю спорт, и смотреть, и играть самому. Смотрю баскетбол и наш, и NBA. За футболом слежу по обзорам матчей. MMA и UFC тоже интересны.

– Твоя работа связана напрямую с путешествиями. Какой город, какая страна оставили самое прекрасное впечатление? Куда бы ты посоветовал съездить в первую очередь и почему?
– Да, мы много где побывали. Мог бы отметить Любляну в Словении. Скоро полетим в Лиссабон, в Португалию. Я там ни разу не был, но, думаю, там очень красиво и мне очень понравится. Насчет советов не знаю. Это личное дело каждого, и все страны хороши чем-то своим.

Умеешь ли ты готовить? Если да, то какое блюдо твоё фирменное?
– Нет, готовить не умею. Максимум – яичница на завтрак. И что-нибудь отварное — легче всего готовить, и люблю варёные продукты.

Если бы тебе сказали, что в рационе можно оставить только три блюда, то что бы это было?
– Паста с курицей, гречка с курицей и картошка с курицей (смеётся).

– Поделись своими мечтами и стремлениями, которые ты хотел бы воплотить.
– Так или иначе они связаны со спортом. Я хотел бы добиться максимальных для себя результатов – завоевать олимпийское золото. И мечтаю, чтобы все были здоровы.

– Команда-победитель плей-офф НХЛ получает Кубок Стэнли, для многих хоккеистов это главный трофей в жизни. Какой спортивный титул (трофей) главный для Вас?
– Как и для любого спортсмена, для меня главное достижение – это олимпийское золото.

– И еще вопрос сопутствующий. Каждому игроку, кто выиграл Кубок Стэнли, дают трофей на один день в личное пользование. Игрокииспользуют его, как считают нужным: кто-то везёт в свой родной город, кто-то в нём крестит своих детей… А как бы ты поступил с таким трофеем, если бы выпала такая возможность?
Я бы, наверное, тоже отвёз его в свой родной город. Там остались те, кто меня воспитал, многие из тех, с кем тренировался. Они были бы рады за меня.

– Сейчас во всех видах спорта является распространённым явлением смена спортивного гражданства. Представим ситуацию. Тебе 34 года, ты не проходишь в состав сборной России, так как у нас поколение одарённых связующих, и ты третий лишний (о чём напрямую говорит главный тренер сборной России). И тут тебе поступает предложение сменить гражданство РФ на условное итальянское (польское, французское) с целью участия в Олимпиаде, где ты основной связующий данной сборной. Как бы ты поступил, и почему принял бы именно такое решение?
Было бы шикарно, если бы в 34 года мне сделали такое предложение (улыбается). Думаю, я бы принял такое предложение. Волейбол – это моя жизнь, моя страсть. Поэтому сыграть на Олимпиаде – возможность, которую не хочется терять.

– Есть и у тебя такая черта характера, которая отличает тебя от других людей, волейболистов? И вообще, какой у нашего связующего характер?
– Характер у меня спокойный, уравновешенный. Меня нелегко вывести из себя. Но на площадке я становлюсь, как зверь – эмоциональный, агрессивный, готов порвать соперника.

– У многих на слуху ситуация, в которую попали футболисты Мамаев и Кокорин. Многие российские футболисты выступили в поддержку своих коллег по футбольному цеху. А каково твоё отношение к этой ситуации?
– Их поступок, определённо, неадекватный, и они заслуживают наказания. Но я считаю, что то, что с ними сейчас происходит, для них это слишком жёстко. Наверное, это потому, что они футболисты, на них всегда направлен негатив.

– Твой персональный болельщик из Москвы интересуется, можно ли получить от тебя несколько советов по игре и, если повезёт, заполучить твою форму и сфотографироваться лично с тобой?
– Конечно, всё возможно. Приезжайте к нам, приходите на матчи, болейте за «Белогорье».

– И в заключение вопрос от болельщика: когда «Белогорье» станет чемпионом России?
– Надеюсь, в самое ближайшее время. Мы добьёмся этого титула, главное, чтобы наши болельщики поддерживали нас и верили в команду!