- Информация о материале
-
Категория: Олимпийские игры
-
Опубликовано: 23 августа 2016
-
Просмотров: 4852
«Спортфакт» рассказывает о неожиданном герое Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, работа которого на главном старте четырехлетия несправедливо оказалась в тени выступлений спортсменов.
Выступление национальных сборных на Олимпиаде в Бразилии — Цусима российского волейбола. Впервые в истории вида спорта наши команды не попали в призеры Игр. От оценки «фиаско» не спасает даже достойное, даже прорывное выступление «пляжников». Впрочем, волейбол России не остался в Рио-де-Жанейро без признания. Главной звездой турнира стал российский рефери.
Ростовчанин Андрей Зенович, речь о нем, — сын большого волейбольного тренера, в 60-х создавшего ростовский СКА. Виталий Зенович брал с армейцами серебро и бронзу союзной лиги, играл в еврокубках, готовил игроков для сборной. Его сын остался верен волейболу и сам добился громадных успехов в профессии. Зеновича никто не зовет «младшим», он самодостаточен и успешен. Россиянин — топовый рефери. Уникум, настоящий маэстро свистка. Равных ему среди коллег в России сегодня нет. И речь не только о волейболе. Много у нас арбитров, которым их международные федерации доверяют топовые игры на всех турнирах? Зенович именно такой. В Бразилии он отработал свой второй персональный олимпийский финал. В Лондоне моему тезке доверили женский бой, в Рио-де-Жанейро Зенович получил то, чего заслуживал — мужскую схватку за золото.
Схватки, впрочем, не получилось, хозяева спокойно забрали титул, но Зенович остался над ней. И не только по факту, располагаясь на вышке, но и по духу игры. Россиянин работал четко, не давая соперникам даже повода поспорить с ним, сжигая тем самым переполнявшие игроков эмоции.
Для Зеновича это был десятый матч в олимпийском Рио и он провел его с больным горлом. Но на качество работы россиянина этот малоприятный факт не повлиял, хотя судья до игры жаловался на простуду. Он заработал ее, включив кондиционер в отеле на Копакабане, где жили выо время Игр почти все волейбольные люди.
Исключением стал Доктор Ари Граса. Президент ФИВБ жил дома. В пригороде Рио у него дом, куда после победы селесао пригласили примерно сотню гостей — праздновать и закрывать игры неформально. Благо, было что праздновать. Осенью Граса сохранит свой пост. Конгресс ФИВБ, где состоится переизбрание президента, пройдет этой осенью в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Кандидат один, это Граса, а сроки подачи документов на выдвижение других кандидатур прошли.
Для Грасы Игры в Рио — успех. Олимпиаду в Бразилии без устали критиковали все, кто приехал в Рио. Критика была по делу, но волейбол может смело занести турнир 2016 года себе в актив. Билеты на рядовую игру стоили от 300 реалов (6000 рублей), но зал почти всегда был полон. Для примера: гандбольный финал аншлага не собрал, билет организаторы оценили в 110 реалов, автор купил его с рук за 50 после убойного торга, опоздав в итоге на игру. На волейбольный финал у меня готовы были купить билет за 1500 реалов (33 000 рублей) и буквально умоляли отдать заветный квиточек. На пляжные полуфиналы с участием американских пар ажиотаж был точно таким же. Это несмотря на постройку громадной по меркам бич-воллея 12-тысячной арены на Копакабане. В классике абсолютно все матчи прошли в «Мараканазинью». Играли буквально с утра до ночи, но порой не хватало и дня — игры для организаторов завершались после полуночи. Но до Копакабаны, где жили волейбольные люди, по пустым улицам ночного Рио от Мараканы всего 20 минут езды на машине. На метро — 40, обе ветки годятся, чтобы решить проблему. Олимпийский Парк требовал от зрителя принципиально иных временных и физических усилий, а по дороге нужно было пересаживаться. Надо понимать, что изрядно романтизированный в глазах россиян Рио-де-Жанейро не самый приятный город, а Мараканушечка — не красавица. Дама в годах, к Играм она потеряла 2000 мест. Их «съели» СМИ, ради которых поменяли несколько секторов. В итоге от привычных 12 000 мест осталось примерно 10500 мест, но редкая игра не собрала 7500 зрителей. В групповом раунде билет позволял посмотреть две игры кряду, в плей-офф такие «подарки» закончились.
У женщин титул достался Китаю, и это прекрасно, если говорить о будущем игры, а мужчины из Бразилии порадовали свою страну. Селесао в Рио показали хороший командный волейбол. У бразильцев всегда хватало звезд, но этот титул взяла команда и ее тренер. Для 56-летнего Бернардинью это была шестая Олимпиада в качестве тренера (плюс двое Игр в качестве игрока) и второе золото.
У волейбола в Рио был даже свой дом. Три этажа, Копакабана, 100 метров от самого известного отеля Рио-де-Жанейро, «Палас Копакабана». Еще год назад это была брошенная и рушившаяся школа, но после ремонта там все очень достойно. Работал даже бар с для гостей, расположенный на веранде. Музыка — живая, внизу — люди, в комнатах — офис. Есть зал для просмотра игр, на стенах — компьютеры с историческим видео. Плюс девайсы, которыми удивляют гостей, предлагая посмотреть как выглядит волейбол фактически с площадки. Среди тех, кто в Доме буквально жил, покидая его только ради короткого сна — Елизавета Тищенко. Призер Олимпиад в Атланте, Сиднее и Афинах, ныне она сотрудник маркетинговой службы ФИВБ.
— В чем смысл Волейбольного Дома, — вопрос нашей соотечественнице, давно живущей в Швейцарии.
— Общение, деловые и дружеские встречи. Волейбол в Бразилии спорт номер два, но в Рио наша игра даже футболу не уступит в популярности. Очень удачно прошел турнир по «пляжке». Вечером «Колизей» был ярко освещен, рядом океан и «картинка» выглядела эффектно. Арена не раз собирала аншлаги, хотя все топовые игры, с участием бразильских пар, начинались поздно. Финал стартовал в полночь! С домом та же история — желающих попасть к нам было очень много. Успех заставил задуматься над тем как строить работу в Токио, где пройдут следующие Игры. Возможно, придется расширяться ради болельщиков.
— Пляжный стадион вмещал 12 тысяч зрителей. Это рекордная аудитория для этого вида спорта?
— Да, но арена временная, из металла. Ее разберут после Игр.
— У женщин титул спустя 12 лет выиграл Китай. В финале впервые играла Сербия, а Бразилия и Россия сошли с дистанции в первом раунде плей-офф. Это хорошо для волейбола?
— За финальной игрой смотрела страна с населением более миллиарда человек. На самой арене преобладали китайские флаги. Женский волейбол в Китае по популярности не проиграет футболу. Сборную там знает в лицо буквально вся страна. Я была весной в Китае с президентом в рабочей поездке. Посетили несколько провинций, увидели многое своими глазами. Увиденное впечатлило и к волейболу там огромное внимание.
***
Впрочем, эти слова можно адресовать и нашему волейболу. Увы, впервые за долгие годы у популярного и успешного вида спорта нет даже бронзовой медали. Последний шанс был упущен утром в воскресенье — 2:3 от США после двух первых выигранных партий. После матча Владимир Алекно долго сидел на лавке, глядя в никуда. Игроки пытались его утешить, многие извинялись, но тренер был явно не с ними. Он был разочарован, выжат эмоционально и физически. В Рио Алекно даже похудел! Похоже, удержать этого специалиста в сборной еще на один олимпийский цикл будет очень сложно, если это вообще возможно. Поездка в Рио-2016 — одно из самых больших разочарований в истории всего нашего волейбола, не только Алекно.
Будут перемены, это очевидно. В составах национальных команд — это как минимум. У мужчин уйдут как минимум трое: Вербов, Тетюхин, Ащев. У женщин придется искать новых героев и наверняка — нового тренера. У Маричева, да и у Алекно, истекли контракты, что само по себе подразумевает новую страницу в отношениях между Федерацией и теми, кого она нанимает на работу со сборными. Время, чтобы принять решения, у ВФВ есть — на чемпионаты Европы 2017 года обе наши сборные квалифицированы, отборочные турниры на ЧМ-2018 стартуют весной. К этому времени нужно определиться не только с кадрами, но и со стратегией.
А Андрею Зеновичу можно дать если не орден, то медаль. Он свое золото и финалы заработал честно — трудом, головой, работой. И в Рио был его звездный день. Арбитры тоже могут героями.
Спортфакт