Впервые в истории мужская сборная России по волейболу выиграла олимпийский турнир. Причем в финале команда Владимира Алекно сломила на тай-бреке сопротивление главных фаворитов бразильцев, уступая по ходу встречи 0:2.

 

Что произошло в концовке третьей партии этой встречи двух главных волейбольных держав, специалисты будут разбирать еще долго. Казалось, бразильцы после двух легко выигранных сетов спокойно доведут встречу до «сухой» победы. Но Владимир Алекно сделал пару замен, поставив в атаку Дмитрия Мусэрского, а Максима Михайлова переквалифицировав в доигровщики. И все кардинально изменилось. Россияне перевели третий сет в сложную концовку, отыграли два матч-бола и взяли партию. А с ней и две оставшиеся — бразильцы с набравшей ход сборной России справиться уже не могли. В итоге победа 3:2 (19:25, 20:25, 29:27, 25:22, 15:9), которая стала во всех смыслах исторической. И по достигнутому результату, и по драматургии.

- Сбылась мечта идиота. Говорят, нельзя войти в одну реку дважды, но я попытался,— только и вымолвил после победы Владимир Алекно. Четыре года назад в Пекине он не смог привести сборную к олимпийскому «золоту». Зато сделал это теперь.

Ну а игроки российской сборной, до окончания финала по просьбе тренера с прессой особо не разговаривавшие, с удовольствием делились своей радостью с журналистами. Не сказать, чтобы ребята много улыбались или смеялись — как раз наоборот, с медалями на шеях они появились даже слишком серьезными. И дружно объясняли это тем, что просто не осознали до конца масштаб событий. И слишком много эмоций отдали на площадке.

- Победила сегодня команда. Мы проделали большой объем работы. Это не день, не неделя и не месяц тренировок. Мы готовились к этой Олимпиаде практически три года,— сказал капитан сборной Тарас Хтей.— Кто-то сыграл больше, кто-то меньше, но в этом заслуга абсолютно всей команды. И персонала, и массажистов, и докторов, и федерации, и жен, и детей, и наших родителей, которые помогали нам достичь таких высот. Поверьте, эта медаль на шее — она очень тяжела. В нее очень много всего вложено. Поэтому хочу поздравить всю сборную России, всю страну. Потому что мы не выигрывали 30 лет, еще со времен СССР. И, конечно, вдвойне приятно, что именно мы вписали свои фамилии в историю российского волейбола.

Диагональный Максим Михайлов после награждении сохранял поистине олимпийское спокойствие. И наиболее обстоятельно рассказал, как все было.

Максим, в решающий момент вас передвинули на позицию доигровщика. Когда такое было в последний раз?

Максим Михайлов: Наверное, полгода назад. Действительно, давно не играл на этой позиции. Но вспомнить было нетрудно. Здесь больше заслуга тренера, который поверил в эту тактику. Потому что тяжело, наверное, в финале при счете 0:2 доверить мне место доигровщика, когда у нас очень много других хороших игроков.

Почему Алекно это сделал?

Максим Михайлов: Даже не знаю. По ходу чемпионата мы это пробовали, практиковали, что-то получалось. Может быть, он вспомнил момент, когда я на чемпионате мира был доигровщиком против той же Бразилии. И это помогло ему.

Почему, как и в матче с американцами на групповом этапе, надо было проиграть две партии, довести дело до матч-бола, чтобы потом так преобразиться?

Максим Михайлов: Главное, что мы, как и в матче с американцами, выиграли. Мы не раз побеждали, уступая в счете. Но отыграться сейчас с 0:2 — это дорогого стоит. Тем более в финале Олимпиады.

За счет чего, кроме замен, удалось переломить ход матча?

Максим Михайлов: Замены — один из решающих факторов. Кроме того, был командный дух. В первых двух партиях все ходили поникшие. Все из рук валилось, не было уверенности в своих силах. А с третьего сета, когда у нас начала получаться игра, все поверили в себя, чуть-чуть раскрепостились. Это было главным.

То есть причины — в головах?

Максим Михайлов: Конечно. Ведь психология — проблема не только наша. Без уверенности какой бы ты ни был великий игрок, ты ничего не сможешь сделать.

Как готовил вас Алекно к этому матчу, что говорил?

Максим Михайлов: В первую очередь говорил о том, что нужно сыграть в свою игру и не смотреть на бразильцев. Обычно все против них пытаются действовать так, как они и любят — играть в скоростной волейбол. А нужно придерживаться своей тактики. А еще надо было играть максимально раскрепощенно. Потому что с бразильцами обычно все играют скованно, и они выигрывают за счет этих эмоций.

Выглядите вы каким-то не очень счастливым. Почему?

Максим Михайлов: Очень сил много отдано было — такой тяжелейший поединок, что все эмоции пока в игре остались. Думаю, счастье и радость придут позже.

Пожалуй, наиболее эмоциональным в смешанной зоне был либеро нашей сборной Алексей Обмочаев. Он улыбался, с трудом подбирал слова, чтобы выразить свои чувства. И рассказал, что первой с победой его поздравила жена Наталья — одна из лидеров женской сборной России. Она за триумфом мужа наблюдала уже по телевизору — после проигрыша в четвертьфинале той же Бразилии девушки улетели домой.

Алексей, признайтесь честно — верили в то, что сможете взять в Лондоне «золото»?

Алексей Обмочаев: Шанс всегда есть. И мы его использовали. Хотя, честно говоря, сам до сих пор не верю в это. Спасибо всем ребятам — все молодцы, и я им очень благодарен.

Что Алекно позволит вам в честь такой победы?

Алексей Обмочаев: Это все будет засекречено (смеется).

Как удалось переломить такой матч?

Алексей Обмочаев: Все ребята показали характер, показали, что мы — мужики.

Собственной игрой довольны? Вы после предыдущих матчей ведь критиковали себя.

Алексей Обмочаев: Когда становишься олимпийским чемпионом, как можно критиковать? Я благодарен ребятам за то, что проделали такой огромный объем работы.

Кто первым вас поздравил?

Алексей Обмочаев: Звонила супруга. Потом набрал матери — все рыдают, все плачут, все очень рады.

Что Наталья вам сказала?

Алексей Обмочаев: Я половину из этого не понял, потому что она плакала.

Праздничный ужин для вас готовит уже?

Алексей Обмочаев: Надеюсь (улыбается).

Кому хотите посвятить эту победу?

Алексей Обмочаев: Ну конечно родным. Матери, отцу — спасибо им огромное, что меня родили. И первому тренеру моему, Омару Гаджиевичу Бутаеву.

Сборная России никогда не выигрывала «золото» Олимпиад. Ощущаете, что теперь вошли в историю и стали великим?

Алексей Обмочаев: Нет. Наверное, и не буду ощущать. Просто воспитание не позволит.

Российская газета