32 года мы ждали этой победы. Верили, что рано или поздно она придёт. Объездил со сборными СССР и России весь мир и не по одному разу. Но выигрывать большие турниры никак не получалось. И вот это случилось!

 

Наверное, я один из немногих, кому довелось стать свидетелем трёх олимпийских финалов с участием наших волейболистов. На московском решающем матче в 1980-м СССР — Болгария не был. Сейчас уже не помню точно какое, но выполнял тогда совсем другое редакционное задание. А вот сеульский 1988 года матч СССР — США и тем более сиднейский Россия — Югославия в 2000-м помню прекрасно.

Нет смысла пересказывать эти игры, да и послематчевые эмоции передать сложно. Помню лишь, что в Сеуле, откуда материалы в единственное тогда общесоюзное спортивное издание «Советский спорт» мы большей частью передавали по факсу из офиса ТАСС в главном пресс-центре, был настолько убит поражением советской сборной, что с огромным трудом заставил себя написать полторы странички машинописного текста. Не мог тогда найти слова оправдания в целом вполне логичной, как понял с годами, неудачи. Американцы были в том матче объективно сильнее нас в общей игре, хотя ярких личностей в том нашем составе было ничуть не меньше, чем в сборной США — Александр Сороколет, Вячеслав Зайцев, Юрий Панченко, Владимир Шкурихин, Андрей Кузнецов, Юрий Сапега…

В Сиднее всё было иначе. Полагаю, наша сборная, если сравнивать по исполнителям, была сильнее югославов. Но те под влиянием братьев Грбичей, прежде всего старшего из них Владимира, кстати, включённого в минувшем году в Зал славы в американском Холиоке (штат Массачусетс), где волейбол увидел свет в конце ХIХ века, были настолько отмобилизованы, что выдали наверняка лучший матч в своей жизни. А иначе и быть не могло. Россияне же, умиротворённые, что обыграли этих же югославов на предварительном этапе, наверняка понимали, что против них выйдет в той же форме, но другая команда. Но подспудно каждый видел себя уже на верхней ступеньке пьедестала. Это-то и помешало.
Как говаривал некогда великий Альберт Эйнштейн: «Логика приведёт вас от А к В. Воображение доставит вас куда угодно». Тогда, в 2000-м, поддавшись воображению, россияне забыли про логику. И поплатились за это.

Из той сборной сиднейского созыва в нынешней команде на олимпийском турнире по волейболу в Лондоне-2012 остался лишь Сергей Тетюхин. Соперник же был явно поопытнее. И в олимпийских финалах большинство из бразильских игроков уже участвовали, и выигрывали золото как на Играх, так на чемпионатах мира, чего россиянам ни разу не удавалось. Да и в групповом турнире бразильцы от нас камня на камне не оставили. Но в том матче из-за рецидива травмы не участвовал Александр Волков, не в полную силу по той же причине мог играть Максим Михайлов. Плюс ко всему их тренеру Бернардиньо не раз приходилось бывать в подобных олимпийских переделках. Для Владимира же Алекно подобный матч — первый. Бывал он со своими командами, что с клубными, что со сборной, в различных финал. Но все они — ни чета олимпийскому. Справиться с нервами тренер, передастся его спокойствие игрокам — сможем продемонстрировать классный волейбол, в который играть умеем. Причём очень хорошо умеем, что не раз и демонстрировали.

Есть только одна дилемма, перед которой оказался российский тренер: кого из пасующих выпускать в стартовом составе — Сергея Гранкина или Александра Бутько. И тот, и другой плохо играют именно против бразильцев. С Бутько в составе были проиграны вчистую два последних матча — в конце прошлого года на Кубке мира и во второй игровой день здесь, в Лондоне. Значит, Гранкин? Тоже не факт. Хотя, наверное, есть смысл выйти на площадку с Гранкиным, как это было в прошлогоднем финальном матче Мировой лиги в польском Гданьске, и, если у него не заладится, выпустить Бутько, который тогда внёс едва ли не решающий вклад в победу.

На сей раз Бутько появился на площадке в первом же сете при счёте 1:5 — у Гранкина игра не пошла с самого начала. А ещё не полетела подача у Мусэрского (к чему привыкли), Тетюхина и Михайлова (а этого никто не ожидал). Но хуже всего, что у Михайлова не проходили его кинжальные атаки. Если не ошибаюсь, всего раз ему удалось в первом сете добить до пола. А без атаки побеждать невозможно. Вот и получилось, что при прочих равных (собственных ошибках, игре на блоке и очковых подачах) россияне в атаке заработали 9 очков, а бразильцы — 15!

Михайлов был на себя не похож. Без стабильной игры диагонального, который к тому же в нашей команде один-одинешенек, с бразильцами искать нечего. Второй сет опять начал с Гранкиным, и после этого пасующий уходил с площадки только раз, когда Алекно решился на двойную замену, дав Михайлову передохнуть. На сей раз в атаке получилось так же, как и у соперника, зато проиграли блок. 0:2 по партиям. И полная безнадёга на площадке. Надо было что-то делать. И Алекно пошёл на эксперимент: дабы усилить атаку, Михайлов занял место второго доигровщика, а вместо него по диагонали встал Дмитрий Мусэрский. Такой вариант предусматривался. Правда, в том случае, когда замена потребовалась бы именно Михайлову. На сей раз пришлось ставить его в доигровку, потому что все игроки этого амплуа, кроме Тетюхина, играли безобразно. И домашняя заготовка не просто сработала, а принесла победу в третьей партии и сохранила надежду, что всё ещё можно поправить.

Почувствовав, что «запахло жареным», собрались все остальные, и на площадке вновь была команда!

Решающим в четвёртом сете стал рывок между первым и вторым техническими перерывами, когда команды ушли на перерыв при счёте 16:12 уже в пользу россиян. Когда же счёт стал 21:14, стало очевидно, что в этом сете соперник уже не сможет отыграться, хотя усилия для этого он прилагал. И немалые.

Ну а в укороченном пятом сете превосходство россиян, как психологическое, так и игровое, было очевидно. Последнее очко, что логично, добыл Мусэрский, ставший этаким джокером в колоде Алекно.

Печатаю эту заметку с большим трудом — руки трясутся: 32 года страна ждала этой победы. И я вместе со всеми. То, что в 1988-м не получилось у команды Геннадия Паршина, а в 2000-м у сборной Геннадия Шипулина, сделали Владимир Алекно и его команда…

 

Россия — Бразилия — 3:2 (19:25, 20:25, 29:27, 25:22, 15:9)

Россия: Мусэрский (31), Михайлов (17), Тетюхин (12), Волков (6), Гранкин (4), Хтей (1), Обмочаев (л); Бутько (2), Соколов, Бережко, Ильиных (2), Апаликов (6).

Бразилия: Мурило (18), Сидао (14), Уоллас (27), Данте (5), Лукас (9), Бруно (3), Сержио (л); Родригао (1), Рикардо, Тиаго, Жиба.

Выигранные очки: атака — 62:59, блок — 15:10, подача — 4:8, ошибки соперника — 27:31.

 

Лев Россошик, Чемпионат.com